Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «креативность», «креативная деятельность», «задания на развитие креативности»
Мнения ученых о том, что такое креативность, творчество, противоречивы. В повседневности принято называть творчеством, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, проектирование, осуществление новых проектов, в-третьих, научное познание, творчество ума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, вне пределов, необходимых для решения задач уже известными способами, проявляющееся в форме воображения и являющееся условием мастерства и инициативы.
Творчество – это создание чего-то нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризуется не только общественно значимыми открытиями, но и сделанными самим человеком для себя [1, с.80].
Шадриков В.Д. считает, что субъективная ценность творческих продуктов возникает тогда, когда творческий продукт объективно нов не сам по себе, а нов для человека, впервые его создавшего. Таковыми во многом являются продукты детского творчества в рисовании, лепке, написании стихов и песен [11, с.7]. В современных работах европейских исследователей «творчество» определяется описательно и функционирует как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.
Таким образом, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма мыслительной деятельности, самостоятельность, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности создаются и развиваются творческие способности.
Креативность – это творческие возможности (способности) человека, проявляющиеся в мышлении, чувствах и определенных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и (или) отдельные ее стороны, продукты деятельности, процесс их создания [2, с.157].
Согласно представлению П. Торренса о творчестве, креативность – это способность замечать недостатки, пробелы в знаниях и несоответствия при усиленном восприятии. В структуре творческой деятельности он указал:
1) восприятие проблемы;
2) поиск решения;
3) генерирование и формулирование гипотез;
4) проверка гипотез;
5) их изменение;
6) нахождение результатов [6, с.68].
Отмечено, что важную роль в творческой деятельности играют такие факторы, как темперамент, способность быстро усваивать и генерировать идеи (не относиться к ним критически); что творческие решения приходят в момент релаксации, отвлечения внимания [5, с.56].
По мнению Т. С. Комарова, сущностью творчества является способность преодоления стереотипов на завершающем этапе мыслительного синтеза и использование широкого поля ассоциаций [7, с.44]. В.Н. Дружинин считает, что творческие способности - это индивидуально-психологические характеристики человека, которые связаны с успешностью любой деятельности, но не ограничиваются уже сформированными у обучающегося знаниями, умениями и навыками [3, с.117].
Поскольку элемент творчества может присутствовать в любой деятельности человека, то правомерно говорить не только о творчестве художественном, но и о творчестве техническом, творчестве математическом и т. д. Креативность представляет собой совокупность многих качеств. И вопрос о компонентах творчества человека до сих пор остается открытым, хотя в настоящее время существует несколько гипотез по этой проблеме.
Способность к креативной деятельности многие психологи связывают прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами интеллекта человека, определил, что творческим личностям свойственна так называемое дивергентное мышление [4, с.53]. При решении проблем люди с таким мышлением не направляют всю свою энергию на поиск единственно правильного решения, а начинают искать решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть как можно больше возможностей. Таким людям свойственно создавать новые сочетания элементов, которые большинство людей знает и использует лишь определенным образом, или создавать связи между двумя элементами, на первый взгляд не имеющими ничего общего. Дивергентное мышление является основой творческого мышления.
Креативная активность учащегося повышает его вовлеченность в процесс обучения, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальную активность, уверенность в себе, повышает самостоятельность взглядов. Рыжкова Т.В. рассматривает некоторые способы повышения креативной активности:
1) проблемное изложение знаний;
2) дискуссия;
3) метод исследования;
4) творческие работы обучающихся;
5) создание на уроке атмосферы коллективного творчества [10, с.87].
Элементы творчества и взаимодействие репродуктивных элементов в деятельности школьника, как и в деятельности взрослого человека, следует различать по двум характерным признакам:
1) по результату деятельности (продукту);
2) по тому, как он разворачивается (процесс) [11, с.59].
Очевидно, что элементы творчества учащихся проявляются в учебной деятельности, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении воспринимать проблемы, находить новые пути решения конкретных практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических подходов: формы, методы, способы, приёмы и средства.
Технология читательской креативности.– это организация педагогического процесса, формы взаимодействия педагога и детей при чтении и изучении литературного произведения в форме различных педагогических игр, творческих заданий. через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля) и пр.
Технология читательской креативности способна решить следующие задачи:
- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Таким образом, игровая технология читательской креативности – это последовательная деятельность педагога
- по отбору, разработке, подготовке средств, активизирующих читательскую деятельность детей;
- включению детей в читательскую деятельность;
- подведению итогов, результатов читательской деятельности.
Рассмотрим концептуальные основы технологии читательской креативности. Креативная форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи творческих приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к читательской деятельности. Реализация осуществляется в следующей последовательности:
- дидактическая цель ставится в форме креативной задачи;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом творческой деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Астафьева Е.А, Герус В.Л., Вахнина И.Ю. Развитие творческих способностей младших школьников//Молодой ученый.-2017. Педагогика сегодня: проблемы и решения. Часть II.- с.79.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: СПГУТД, 2019. – 268 с.
3. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы, Москва: Академ-А, 2002. - 131 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – М.: Центр гуманитар. лит. «РОН» : Секачев, 2010. – 52 с.
6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Москва: Педагогический поиск, 2004. - 144 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. –Минск: Современное слово, 2002. – 479 с.
8. Детское Телевидение «Юная Планета». – URL: https://www.youtube.com/channel/UCrxpV_wZiBtEUiOrfgAmsTw (дата обращения: 01.11.2022).
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 368 с.
10. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2012. – 345 с.
11. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 170 с.
12. Кирсанова, М. А., Буктрейлер как жанр массовой медиакоммуникации / М. А. Кирсанова // Новые тенденции лингводидактики: слово молодым ученым : сборник статей магистрантов, аспирантов и соискателей кафедры французского языка и лингводидактики института иностранных языков МГПУ / редколлегия: Е. Г. Тарева, Л. Г. Викулова, И. В. Макарова. – Москва, 2019. – С. 43-46.
13. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников / Е.А. Корсунский. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – 90 с.
14. Кубасова, О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения / О.В. Кубасова // Начальная школа. – 1991. - №9. – С.14-16.
15. Мартынюк А.Я.- Диалог культур. Теория и практика преподавания, 2018 - elibrary.ru
16. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2012. – 155 с.
17. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 87-94.
18. Санжаева, Х.Т. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста / Х.Т. Санжаев // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2013. – №5. – С. 25-28.
19. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей : книга для учителей и воспитателей. М. Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с. 79
20. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
21. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1985. – №5 – С. 38-46.
22. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников. Москва: Просвещение, 2002. - 130 с.
23. Черникова, Е. В. Новые технологии формирования творческих медиакомпетенций у школьников (на примере флешмобов Детского Телевидения «Юная Планета») / Е. В. Черникова. – URL: http://sdoinfo. tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/25112020_zhurnalistika/2/ Chernikova.pdf (дата обращения: 20.04.2022). – Текст: электронный.
24.Шариков, А. В. Детское телевидение. Взгляд социолога / А. В. Шариков, В. П. Чудинова // Дети и культура / отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. – М. : КомКнига, 2007. – С. 58-85.
25. Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants / M. Prensky. – Text : electronic // On the Horizon. – 2001. – URL: https://marcprensky.com/ writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20- %20Part1.pdf (mode of access: 12.05.2023).
26. Яцкова, О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века / О.Ю. Яцкова // Теория и практика образования в современном мире. – 2012. - №2 – С. 73-76.