Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
1.1.Теоретические аспекты сущности правового режима государственной службы
Одним из новых направлений в изучении вопросов, связанных с государственной и муниципальной службой, является определение их через категорию "правовой режим". Традиционно административно-правовой режим понимается как пространственно и временно ограниченный особый порядок деятельности государственных и общественных структур, используемый в чрезвычайных ситуациях для нормализации ситуации и преодоления ее последствий.
Многие авторы трактуют административно-правовой режим как явление, универсальное для государственного управления (Ю.А. Дмитриев, Р.Ф. Идрисов, С.М. Петров, Ю.А. Тихомиров). В связи с этим выделяется категория сложных административно-правовых систем. Под данной категорией понимаются специальные процедуры осуществления деятельности, общие для ряда или целого ряда государственных органов. Регулируемые законом и имеющие нормативный характер по отношению к государственному административному устройству - это процедуры осуществления деятельности, общей для определенного множества или целого ряда государственных органов, которые должны быть определены по отношению к соответствующим органам.
Эксперты, в частности Д.С. Измайлов, выделяют режим государственной службы в сложной административно-правовой системе, посредством которой обеспечивается осуществление власти и органов управления на всех секторах и уровнях. Измайлов считает, что режим государственной службы является сложным и универсальным, относящимся ко всем органам государственной власти. Более того, он содержит множество режимов, которые являются многоаспектными и зачастую универсальными по отношению к государственной власти. В то же время в рамках режимов государственной службы между этими видами режимов установлены достаточно сложные и обратимые связи. Например, режим государственной тайны может рассматриваться как средство реализации режима государственной службы и одновременно как режим независимого управления. К компонентам режимной организации государственной службы можно отнести те, которые характерны только для государственной службы, т.е. классификация должностей государственной службы, ограничения по службе, гарантии для служащих, квалификационные категории и их разнообразие, аттестация служащих.
Государственная служба функционирует как административно-правовая система, конкретно и сущностно опосредующая трудовую деятельность государственных служащих и буквально пронизывающая все структуры и институты государственной власти. Комплексные режимы настолько обширны, что проявляются в большом и почти неразличимом спектре административных отношений и могут выполнять широкий спектр функций, связанных как с формированием административных систем, так и с определением средств реализации других административно-правовых режимов.
В отношении системы государственной службы можно выделить ряд особенностей
1. система государственной службы является инклюзивной и универсальной системой по отношению ко всем государственным органам. Она также многомерна и состоит из ряда режимов, которые могут быть универсальными по отношению к государственным органам. В то же время между взаимосвязанными режимами в системе государственной службы устанавливаются достаточно сложные и обратимые связи и отношения.
2. компоненты системной организации государственной службы можно разделить на универсальные для государственных органов в целом и специальные, которые относятся к государственной службе, но в то же время представляют собой особые и иногда независимые административно-правовые режимы
3. специальные компоненты организации режима государственной службы можно разделить на две группы. Первая включает в себя дополнительные нагрузки (ограничения и обязательства), налагаемые на государственных служащих системой государственной службы, либо общие, либо специальные (характерные для конкретных государственных органов) в зависимости от обстоятельств. Вторая - специальные меры льготного характера, которые выступают своего рода компенсацией государственным служащим за принятие на себя бремени, связанного с деятельностью системы государственной службы.
4. в системе институциональной организации государственной службы можно выделить две подсистемы. Первая носит общий характер и основана на специфических полномочиях органов государственной власти. Вторая - статусная. Статусная подсистема достаточно абстрагирована от конкретных полномочий государственных служащих и основана на правовом оформлении государственной службы и соответствующих моральных регуляторах.
Специалисты, занимающиеся вопросами муниципальной службы, также отмечают, что порядок предоставления муниципальных услуг образует сложный, многоотраслевой правовой режим. Этот режим формирует особые правовые условия для муниципальных служащих и отличает их от других муниципальных служащих. Интеграция многоотраслевых норм, составляющих этот режим, осуществляется административным правом, которое придает особую индивидуальность функционированию всех компонентов режима, так что целое всегда определяет поведение своих частей в любой общей системе.
1.2.Понятие и признаки государственной гражданской службы
Государственная служба – это публичная служба в органах государственной власти. Н.М. Коркунов рассматривал государственную службу в широком смысле как любую деятельность в интересах государства. Он писал: "Деятельность, составляющая содержание государственной службы, всегда является юридической обязанностью, даже если она осуществляется добровольно".
Н.М. Коркунов определил государственную службу как "особое служебное правоотношение служащего с государством на основе подчинения, содержанием которого является обязательная деятельность, осуществляемая от имени государства в целях выполнения конкретных задач государственной деятельности" .
А.Н. Митина, государственная служба в РФ – это профессиональная служебная деятельность, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности как РФ и ее субъектов, государственных органов и государственных организаций, так и субъектов РФ и ее субъектов, государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.
Таким образом, следует сделать вывод, что государственная служба осуществляется только в государственных органах или организациях, называемых службами, организациями и учреждениями, выполняющими функции государственных органов. Некоторые считают, что государственная служба – это исполнение полномочий и публичных обязанностей государственными служащими при условии, что они занимают должности только в государственных органах или иных организациях, наделенных государственными полномочиями.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58–ФЗ "О системе государственной службы РФ " (далее – ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ) определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
–РФ и её субъектов;
–федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
–лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы, установленных федеральным законом. ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ содержит общие положения об основных характеристиках всех видов государственных служащих, которые являются основой для последующего регулирования деятельности каждого вида государственных служащих.
Государственная служба РФ – вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная служба осуществляется непосредственно в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией и законодательством РФ, и государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых подробно регламентированы законом и иными нормативными актами. Все это придает государственным служащим параметры публично–правовых институтов, от которых зависит формирование государства, осуществление государственной власти и конкретизация социальной роли государства в обществе. Для государственной службы характерно осуществление административных, регулятивных, разрешительных, организационно–распорядительных, а в некоторых случаях и надзорных функций .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58–ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, – 2019. – 530 с.
5. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, – 2019. – 578 с.
6. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, – 2019. – 128 с.
7. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
8. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
9. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
10. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
11. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11–е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, – 2019. – 280 с.
12. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
13. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
14. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
15. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. 516 с.
16. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2–е изд., перераб. и доп. Москва: РГ–Пресс, – 2020. – 544 с. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. 487 с. - (Высшее образование).
17. Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М.:Проспект, 2018. 562 с.
18. Дикажев М.М. Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Административное право и процесс. – 2022. – № 9. – С.16 – 19.
19. Комахин Б.Н. Инновационное моделирование государственной службы как основа модернизации профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. – 2020. – № 2. – С. 54 – 58.
20. Цирин А.М. Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования // Журнал российского права. – 2022. – № 10. – С. 97 – 109.
21. Цирин А.М., Севальнев В.В. Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе // Журнал российского права. – 2021. – № 9. – С. 133 – 142.
22. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, – 2020. – 176 с.