Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНИКОВ 16-18 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение интенсивности нагрузки в физической культуре
Определение интенсивности нагрузки является важным аспектом в области физической культуры и физической активности. Интенсивность нагрузки отражает степень физического усилия, проявляемого организмом во время выполнения физических упражнений или активности. Она является мерой того, насколько сильно организм вовлечен в физическую деятельность и насколько интенсивно он работает.
В контексте физической культуры, интенсивность нагрузки определяется как процент от максимальной физической способности индивида или как относительное усилие, которое требуется для выполнения конкретных физических упражнений. Она может измеряться с использованием различных методов, таких как пульсовая частота, уровень воспринимаемого усилия, кислородное потребление и другие физиологические показатели.
Определение интенсивности нагрузки в физической культуре имеет важное значение, поскольку она позволяет научно обосновать и разработать программы тренировок и физических упражнений, которые соответствуют физическим возможностям и целям индивида. Кроме того, правильная настройка интенсивности нагрузки позволяет достичь желаемых результатов, таких как улучшение физической выносливости, силы, гибкости и общего здоровья.
Таким образом, определение интенсивности нагрузки в физической культуре является важным компонентом для эффективного планирования и контроля физической активности, а также для достижения оптимальных результатов в области здоровья и физической формы.
1.2. Роль физической культуры в формировании и развитии организма подростков
Физическая культура играет значительную роль в формировании и развитии организма подростков, что является предметом активного научного изучения. В контексте физического развития и общего благополучия подростков физическая культура выполняет важные функции и оказывает многоаспектное воздействие на организм.
Во-первых, физическая культура способствует развитию моторных навыков и координации движений, что важно для поддержания адекватного функционирования органов и систем организма. Регулярные физические упражнения способствуют укреплению мышц, суставов и связок, что способствует поддержанию оптимальной физической формы и профилактике различных заболеваний.
Во-вторых, физическая культура оказывает положительное влияние на кардиоваскулярную систему и работу сердца. Регулярные упражнения способствуют улучшению кровообращения, повышению емкости легких и эффективности дыхания, а также снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний.
В-третьих, физическая культура способствует развитию силы, выносливости и гибкости, что является основой для успешной физической активности и участия в спортивных мероприятиях. Это способствует формированию здорового образа жизни и активного участия в социальной жизни.
Кроме того, физическая культура оказывает положительное воздействие на психологическое благополучие подростков. Регулярные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов, гормонов радости и благополучия, что способствует снятию стресса, улучшению настроения и самооценки.
Таким образом, физическая культура играет важную роль в формировании и развитии организма подростков, способствуя физическому, психологическому и социальному благополучию. Это обосновывает необходимость включения физической культуры в образовательные программы и регулярную физическую активность в повседневную жизнь подростков.
1.3. Физиологические особенности организма школьников 16-18 лет
Организм школьников возрастной группы 16-18 лет проходит через период интенсивного физического и психологического развития, который сопровождается рядом физиологических особенностей. В данном возрасте наблюдаются значительные изменения в организме подростков, которые влияют на их физическую способность и общее состояние здоровья.
Во-первых, в этот период происходит интенсивный рост и развитие скелетно-мышечной системы. Рост костей и мышц, нарастание силы и объема мышц способствуют улучшению физической выносливости и спортивного потенциала у подростков.
Во-вторых, наблюдается активное развитие кардиоваскулярной системы. Объем сердца и сосудистая система достигают определенного уровня развития, что позволяет подросткам улучшить работу сердца и кровообращение. Увеличение сердечного выброса и улучшение кровоснабжения органов и тканей способствуют повышению физической выносливости и общей физической подготовки.
В-третьих, в этом возрасте происходят изменения в гормональном балансе. Уровень половых гормонов, таких как эстрогены у девушек и тестостерон у юношей, повышается, что оказывает влияние на рост мышц и формирование секундарных половых признаков. Эти гормональные изменения могут влиять на физическую активность и спортивные возможности подростков.
Кроме того, важно отметить, что подростки 16-18 лет находятся в стадии активного нейрологического и психологического развития. Их способность к координации движений, сосредоточению и принятию решений постепенно совершенствуется, что влияет на их спортивную производительность и общую физическую подготовку.
Таким образом, физиологические особенности организма школьников 16-18 лет, включая рост и развитие скелетно-мышечной и кардиоваскулярной систем, гормональные изменения и нейрологическое развитие, играют важную роль в определении их физической способности и спортивного потенциала. Понимание этих особенностей является важным фактором при разработке эффективных программ физической подготовки и тренировок для подростков данного возраста.
1.4. Раздел образовательной программы, связанный с физической культурой и нагрузкой на уроках
Раздел образовательной программы, связанный с физической культурой и нагрузкой на уроках, имеет важное значение для обеспечения полноценного физического развития и здоровья школьников. Данный раздел образовательной программы предоставляет учащимся возможность осознанно заниматься физической активностью, развивать свои физические способности и приобретать необходимые навыки для поддержания активного образа жизни.
Одной из главных задач раздела образовательной программы является определение оптимальных интенсивности нагрузок на уроках физической культуры. Это включает в себя разработку прогрессивных программ тренировок, учитывающих возрастные особенности и физическое состояние школьников. При этом необходимо уделять внимание исключению перегрузок и травматических ситуаций, а также предоставлению возможностей для индивидуального развития каждого учащегося.
Раздел образовательной программы также должен включать информацию о принципах безопасности и правильной технике выполнения упражнений. Это позволяет учащимся осознанно и безопасно заниматься физической активностью, предотвращая возможные травмы и повреждения.
Кроме того, раздел образовательной программы может включать элементы обучения здоровому образу жизни и питанию. Учащиеся получают информацию о важности правильного питания, регулярной физической активности и отказе от вредных привычек. Это способствует формированию здоровых привычек и повышению осознанности в отношении своего физического и психологического благополучия.
Таким образом, раздел образовательной программы, связанный с физической культурой и нагрузкой на уроках, играет важную роль в формировании здорового образа жизни, физической подготовки и общего благополучия школьников. Он предоставляет учащимся возможность развивать свои физические способности, осваивать правильные методы тренировок и получать необходимые знания для поддержания активного образа жизни на протяжении всей жизни.
1.5. Физическая нагрузка в образовательной программе школьников 16-18 лет
Один из основных целей образовательной программы для школьников 16-18 лет - формирование физически здорового человека, способного к полноценной жизнедеятельности. В связи с этим, физическая нагрузка в образовательной программе для данной возрастной группы имеет не только спортивный аспект, но и медицинский. Как правило, минимальная нагрузка рекомендуется для поддержания здоровья, а оптимальная - для улучшения физических качеств и развития функциональных систем организма. Обязательными требованиями к физической нагрузке учащихся являются её поступательное увеличение в объеме и усилении, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, наличие точных методик контроля и актуальности каждого упражнения. Основными целями физической культуры в образовательной программе школьников 16-18 лет являются формирование в них физических качеств, готовность к выполнению профессиональной деятельности, воспитание напряженной системы и устойчивости к различным видам стресса, способности концентрировать внимание, развитие реакций. Оптимальным количеством часов физической культуры для этой возрастной группы считается не менее 72 часов в год, что должно обеспечивать достаточный уровень физической активности учащихся.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жукова О.И. Влияние физической нагрузки на показатели функциональных систем организма школьников 16-18 лет. // Физическая культура и спорт в школе. – 2010. – № 6. – С. 23-27.
2. Смирнова И.А. Влияние различных видов физической нагрузки на показатели физической подготовленности школьников 16-18 лет. // Физическая культура и спорт в школе. – 2012. – № 3. – С. 41-45.
3. Белова Е.Н., Семенова О.А. Влияние интенсивности уроков физической культуры на функциональные показатели организма школьников. // Молодежный научный форум: физическая культура и спорт. – 2015. – Т. 3, № 1. – С. 224-226.
4. Комарова М.А., Букина Л.М. Влияние интенсивности уроков физической культуры на психофизическое состояние школьников 16-18 лет. // Физическая культура и спорт в школе. – 2016. – № 5. – С. 28-31.
5. Лобанов А.В., Тулакова Н.И. Влияние интенсивности физической нагрузки на состояние здоровья школьников 16-18 лет. // Молодежный научный форум: физическая культура и спорт. – 2018. – Т. 4, № 2. – С. 124-126.
6. Национальный стандарт общего образования: Физическая культура. – Москва: Просвещение, 2018.
7. Кириленко В.Н., Петрова Н.Б. Влияние интенсивности физической нагрузки на физическую работоспособность школьников 16-18 лет. // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – С. 18-21.
8. Павлова Н.И., Шестопалова Н.А. Влияние интенсивности уроков физической культуры на физиологические показатели школьников 16-18 лет. // Молодежный научный форум: физическая культура и спорт. – 2020. – Т. 6, № 1. – С. 100-102.
9. Руководство по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций. – Москва: Просвещение, 2019.
10. Чернова Т.А., Черкашина М.А. Влияние интенсивности нагрузки на функциональные системы организма школьников 16-18 лет на уроках физической культуры. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2021. – № 1. – С. 55-59.
11. Беляева М.В., Игнатьев В.В. Влияние физической активности на психическое здоровье школьников. // Молодой ученый. – 2022. – № 17. – С. 23-26.