Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире мы сталкиваемся с различными этническими группами, каждая из которых имеет свои уникальные культурные особенности и традиции. Понимание влияния этнической принадлежности на стиль семейного воспитания является важным аспектом для лучшего понимания различий в воспитании детей. Это связано с тем, что стиль семейного воспитания играет ключевую роль в формировании психологического развития ребенка. Этнопсихологические особенности, такие как ценности, верования и нормы, могут существенно влиять на эмоциональное, социальное и когнитивное развитие детей.
На сегодняшний день происходит все большее смешение различных культур и этнических групп в результате глобализации, миграции и расширения межкультурного общения. Это создает необходимость в более глубоком понимании и уважении культурных различий, чтобы обеспечить гармоничное, эффективное межкультурное взаимодействие и сотрудничество.
Исследование этнопсихологических особенностей стилей семейного воспитания позволяет пролить свет на то, как культурные факторы влияют на воспитание детей в различных этнических группах. Разные этнические группы могут иметь различные ценности, нормы и традиции, которые формируют особый стиль воспитания и оказывают значительное влияние на психологическое развитие детей.
Работа в данной области помогает лучше понять разнообразие культурных подходов к воспитанию детей и позволяет выработать стратегии, способствующие уважению и адаптации к различным культурным контекстам. Это важно для создания взаимопонимания и поддержания гармоничных отношений между различными этническими группами, а также для повышения эффективности работы профессионалов, работающих с многонациональными семьями, включая педагогов, психологов и социальных работников [5].
Исследование этнопсихологических особенностей стилей семейного воспитания имеет практическое значение, поскольку позволяет разработать рекомендации и стратегии, способствующие адаптации стилей воспитания к этническим особенностям и улучшению межкультурного взаимодействия. Это способствует созданию включающей и толерантной среды, где различия воспринимаются как ценность, а не препятствие, и где каждый ребенок может развиваться в соответствии с своими индивидуальными потребностями и культурными особенностями.
Исходя из перечисленных факторов, исследование этнопсихологических особенностей стилей семейного воспитания является важным и актуальным направлением, способствующим лучшему пониманию влияния этнической принадлежности на психологическое развитие детей и содействующим укреплению взаимодействия между различными культурами.
В психологической и педагогической науке и практике также утверждается идея о том, что при взаимодействии в семье особое место должно принадлежать детско-родительским взаимоотношениям.
В современной отечественной и зарубежной психологической литературе подчеркивается, что несомненную роль и влияние на детско-родительские отношения оказывают этнопсихологические особенности, среди которых выделяют этническую идентичность, этническое сознание, а также этническую культуру [12].
Этнопсихологические особенности и детско-родительские отношения изучали такие психологи как: Е. Бене, Р. Бернc, Л. Я. Гозман, Э. А. Саракуев, Р. С. Хамматова, А. В. Сухарева и другие.
Объектом исследования является процесс семейного воспитания в различных этнических группах.
Предметом исследования являются этнопсихологические особенности, которые влияют на стиль семейного воспитания в различных этнических группах.
Целью работы является изучение этнопсихологических особенностей стилей семейного воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1) Определить понятие «этнопсихология» и ее сущность;
2) Проанализировать классификации стилей семейного воспитания;
3) Определить роль культуры и этнической принадлежности в формировании психологических особенностей;
4) Изучить этнопсихологические особенности стилей семейного воспитания в различных культура.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и научных статей, монографий и других источников, связанных с вопросами этнопсихологических особенностей стилей семейного воспитания. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие этнопсихологии и ее предмет исследования
Этнопсихология – это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между культурой и психологией человека. Она исследует, как культурные факторы влияют на психологические процессы, развитие личности и поведение индивидов в различных этнических группах.
Понятие этнопсихологии объединяет две важные области знания: этнологию (изучение культуры, традиций, обычаев и социальной организации различных этнических групп) и психологию (изучение психических процессов, поведения и развития человека). Взаимодействие между этнической принадлежностью и психологическими аспектами исследуется в этнопсихологии с целью понять, как культурные факторы формируются в психологическую структуру личности и влияют на ее развитие.
В этнопсихологии изучаются различные аспекты, такие как культурные ценности, верования, нормы, образование, социальная адаптация, межкультурное взаимодействие, восприятие, мышление, коммуникация и другие психологические процессы, которые оказываются проникнутыми культурными влияниями.
Цель этнопсихологии состоит в том, чтобы получить глубокое понимание того, как культурные особенности формируются внутри психологических процессов и структур, а также как они влияют на самосознание, поведение и развитие индивидов в различных этнических группах [10].
Предмет исследования этнопсихологии включает следующие аспекты:
Культурные особенности и их влияние на психологию: Этнопсихология изучает, как культурные ценности, нормы, верования и традиции влияют на формирование психологических процессов и структур. Она исследует, как культурные факторы определяют представления о себе, восприятие окружающего мира, мышление, эмоции и мотивацию.
Межкультурная коммуникация и взаимодействие: Этнопсихология изучает, как культурные различия влияют на коммуникацию и взаимодействие между представителями разных этнических групп. Она анализирует, как культурные нормы, стереотипы, языковые и невербальные средства влияют на процессы коммуникации и взаимопонимание между людьми из разных культур.
Межкультурная адаптация и социализация: Этнопсихология изучает, как люди адаптируются к новой культурной среде, осваивают новые нормы и ценности. Она исследует, как культурные факторы влияют на процессы социализации и развитие личности в многонациональных и мультикультурных обществах.
Интеркультурные различия в психологических характеристиках: Этнопсихология изучает различия в психологических характеристиках, таких как самооценка, личностные черты, эмоциональная выразительность, мотивация и т. д., между представителями разных этнических групп.
Таким образом, предметом исследования этнопсихологии является изучение взаимосвязи между культурой и психологией, а также исследование влияния культурных факторов на психологические процессы, развитие личности и поведение в рамках различных этнических групп. Этнопсихология играет важную роль в понимании культурной разнообразности, межкультурного взаимодействия и социальной адаптации в многонациональных обществах [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байахмедова, М. Б. Стили семейного воспитания подростков в разных этнических культурах / М. Б. Байахмедова // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы III студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24 мая 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 121-122.
2. Беляева, Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Психологические науки: Научное периодическое издание. – 2016. – №4. – С. 95-98.
3. Галимов, Е. Р. Как стили семейного воспитания влияют на воспитание детей / Е. Р. Галимов, Н. А. Колбин, С. А. Дюкина // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07 ноября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2021. – С. 143-145.
4. Дегтева, Я. Н. Роль изучения этнопсихологии в вузе в контексте толерантного воспитания молодёжи / Я. Н. Дегтева // Межкультурные взаимодействия в условиях глобальных трансформаций: материалы Международной студенческой научной конференции, Воронеж, 21–23 апреля 2013 года. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. – С. 137-140.
5. Дубанова, В. А. Этнопсихологические особенности стилей семейного воспитания // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2011. – №5.
6. Кириленко, И. Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы / И. Н. Кириленко. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Кредо", 2015. – 212 с.
7. Ковель, М. Ю. Этнопсихология и этнопедагогика – ресурс семейного воспитания ребенка / М. Ю. Ковель, Б. А. Ковель // Педагогика и медицина в служении человеку: материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 29 ноября 2017 года. – Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2017. – С. 171-183.
8. Кузнецова, Е. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и эмоциональное дистанцирование подростков от родителей / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-2. – С. 137-147.
9. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина, Е. С. Амелина, А. А. Пермякова, Е. А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16–25.
10. Мандель, Б. Р. Этнопсихология / Б. Р. Мандель. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 412 с.
11. Мишина, М. М. Этнопсихологические аспекты воспитания народов России / М. М. Мишина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения": в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Том 3. – Москва: Издательство "Перо", 2020. – С. 680-684.
12. Налчаджян, К. А. Перспективы развития этнопсихологии и этнопедагогики в современном меняющемся мире / К. А. Налчаджян // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Тверь, 26–28 марта 2020 года. Том Выпуск 18. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 216-222.
13. Почебут, Л. Г. Кросс культурная и этническая психология [Текст] / Л. Г. Почебут. – М., 2012.
14. Хамматова, Р. С. Социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности [Текст] / Р. С. Хамматова. – М., 2012. – С. 178-189.
15. Чухрова, Т. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с уровнем тревожности у старших дошкольников / Т. В. Чухрова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 12(39). – С. 876-880.
16. Эпова Ю. О. Этнокультурные особенности семейного воспитания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. –2010. – №17. – С. 155-162.