Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семейное воспитание занимает важное место в науке об образовании, и оно признает необходимое участие обоих родителей - матери и отца - в образовании. В настоящее время исследователи уделяют все больше внимания роли отцов в воспитании и гармоничном развитии детей. Психология воспитания - одна из самых интересных, но в то же время одна из наименее изученных областей психологии воспитания.
При изучении семейного воспитания наука о времени основана на двух основных методах определения того, кто находится в центре исследования: мать или отец. Во втором случае основная (патрилинейная) реализация функции осуществляется через личность родителей (И.С.Кон, Д.С.Акуук и др.).
Важность этого вопроса заключается в том, что с теоретической точки зрения не существует концепции тестирования на отцовство, а эмпирические факты, позволяющие делать выводы в этой области знаний, требуют обобщения, а также более детального и систематического исследования. В целом, психология в стране и за рубежом долгое время не изучала феномен отцовства.
Одной из причин такой ситуации на Западе является общепринятое мнение о том, что «отцы не так важны для развития детей, как матери». Основные теории - психоанализ, теория привязанности - соответствуют традиционной концепции разлучения родителей.
На современном этапе развития психологии большое количество ученых, занимающихся изучением феномена отцовства, пришли к общему выводу, что отцовство имеет социокультурную природу. В психологии этот метод рассмотрения природы и развития родительской идентичности называется исторической культурой.
Противоречие. Эксперты в области семьи и брака в России считают, что значительная часть трансформации семьи происходит в процессе развития общества и напрямую связана с некоторыми крупными социально-экономическими изменениями. Психологи считают, что сложившаяся ситуация объясняет нормативный «кризис развития семьи» и указывает на позитивные изменения, то есть на текущем этапе развития роли и функции родителей были пересмотрены и перераспределены, формируя новые ценности и новые возможности для реализации личности, особенно в рамках принятие и осознание роли отца.
На любой переходной стадии развития, связанной с освоением новых видов деятельности или функций (патрилинейная), ценностная ориентация личности очень важна как механизм адаптации. Ценности являются мощными регуляторами человеческого поведения, они направляют, корректируют и могут стимулировать определенное поведение.
Ценностная ориентация не только определяет динамику отношений отца и матери, но и определяет динамику семьи. В то же время ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процесса социальных и личностных изменений, вызванных историческими, социальными и личными событиями.
Объект исследования: семейные ценности.
Предмет исследования: влияние отца на формирование семейных ценностей.
Цель исследования: изучение роли отца в процессе формирования семейных ценностей.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «семейные ценности» в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить феномен отцовства;
3.Изучить ценностные ориентации отцов с разными родительскими установками;
4.Исследовать особенности формирования семейных ценностей.
Методы, использованные в данной работе: анализ научной литературы, обобщение информации, опрос, эмпирические методы.
Гипотеза исследования: формирование семейных ценностей определяется ценностными ориентациями отца и стилями воспитания в семье.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения и списка источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Ценности как психолого-педагогическое явление
Состояние всего общества зависит от смысла, ценностей и качества идей, которые его определяют. Неопределенность и смешение ценностей могут привести к росту дезадаптации ценностей среди молодежи. Суть этого явления заключается в несоответствии между пониманием окружающего мира и отношением молодых людей к окружающей среде, ее нормам и традициям. Это может проявляться в девиантном поведении подрастающего поколения.
Все это должно быть направлено на понимание будущих носителей культуры и профессиональной миссии культурных коммуникаторов в области социальной культуры. Необходимо уметь смотреть на социальную основу тех или иных событий и явлений с точки зрения моральных и социальных ценностей, правильно позиционировать себя в окружающей действительности и профессиональных условиях. В сложившихся обстоятельствах можно оценить предпринятые шаги в соответствии с существующими нормами общества .
Сегодня каждый педагог осознает, что перед образованием стоит двойная задача: во-первых, создать условия для активного развития и роста человека, выполнения его профессиональной миссии и самоорганизации, а также подготовить индивида к достижению его жизненных целей; во-вторых, сформировать в нем социально значимую установку и подготовить к для выполнения социально значимых функций .
На современном этапе очевидно, что высшая профессиональная школа ставит своей целью формирование гуманистической личности будущего специалиста, развитие его духовной, нравственной, эстетической, профессиональной, правовой, физической и экологической культуры. Этот метод также направлен на то, чтобы развить способность получать информацию и принимать эффективные решения, стать активным гражданином своей страны, уметь эффективно работать, воспитать истинного патриота Родины и творца собственной жизни.
Сама жизнь ставит главную задачу: совершенствовать общее высшее образование и методы многогранного обучения будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.
Такая постановка вопроса позволяет утверждать, что уровень подготовки специалистов в современных условиях напрямую зависит от влияния систематического и педагогического образования на личность студентов на протяжении всех лет обучения .
Ю.И. Россова подчеркнул, что «воспитание молодежи должно стать главной целью образования и основным носителем нашей общественной жизни» . Рассматривая образование как многогранный процесс и как социокультурный феномен, И.А.Винтер дал следующее определение: «Образование рассматривается как социальный и культурный институт, обеспечивающий воспроизводство человеческой культуры или присутствие человеческой культуры в обществе».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. - 2020. – С. 15-26.
2. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2020. - № 10. – С. 32-41
3. Кадльберт-Шмитд И. А папа мне разрешил! Как дети нами манипулируют. Что делать? / И.Кадльберт-Шмитд. М.: РИПОЛ классик, 2020. – 224 с.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2020. — 320 с.
5. Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. - 2020. – С. 99-105
6. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон. - М.: Наука, 2020. – 315 с.
7. Минияров В.М. Проблемы детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. - 2019. – С. 44-51.
8. Неумоина Е.С. Исследование психологической готовности к отцовству // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. - 2019. – С. 55-62. . Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 368 с.
9. Пархомчук Г. С. Общаться с подростком. Как? Книга для умных родителей / Г.С. Пархомчук. - СПб.: Невский проспект; Вектор, 2019. — 206 с.
10. Россова Ю.И. Властная мать как аномальный вид родительской любви // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. № 11 (34) сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2019. — С. 36—40.
11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2020. — 398 с.
12. Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного восприятия // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. – 2021. – С. 112-195.
13. Целуйко В.М., Толстых М.А. Проблема становления гендерной идентичности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. – 2021. – С. 82-125.
14. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2020. - 512 с.
15. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб: Питер, 2019. - 672 с.
16. Barth S. Vaterchaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2020. - Heft 1. - Р. 14-22.
17. Coley, Rebekah Levine (In)visible men: Emerging research on low-income, unmarried, and minority fathers // American Psychologist. - 2021. -Vol 56(9). – Р. 102-176.
18. Fagan Jay, Palkovitz Rob, Roy Kevin, Farrie Danielle. Pathways to paternal engagement: Longitudinal effects of risk and resilience on nonresident fathers // Developmental Psychology. -2019. - Vol. 45(5). – Р. 44-55.
19. Keizer Renske, Dykstra Pearl A., Poortman Anne-Rigt. The transition to parenthood and wellbeing: The impact of partner status and work hour transitions // Journal of Family Psychology. - 2020. -Vol. 24(4). – Р. 205-263.
20. Levy-Shiff Rachel, Israelashvili Ruth. Antecedents of fathering: Some further exploration // Developmental Psychology. - 2019. - Vol. 24(3). – Р. 47-69.