Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется поиском новых подходов к воспитанию и развитию детей. В современной образовательной среде возникла необходимость формирования личности, которая была бы способна к творческой и самостоятельной деятельности. В области дошкольного образования одним из наиболее актуальных направлений выступает развитие познавательной сферы детей. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста, несомненно, зависит от индивидуального психического развития ребёнка и от развития его познавательной сферы.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивали, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательной сферы. При этом необходимо помнить, что детей дошкольного возраста в ДОУ так, или иначе, готовят к будущей учебной деятельности. От того, насколько у ребёнка будут сформированы соответствующие представления и мотивация, зависит успешность всей их последующей деятельности, в том числе, учебной. Значение работы по познавательному развитию детей отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Познавательное развитие дошкольников выделено в отдельную образовательную область. Проблемой познавательного развития дошкольников занимались ученые Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др. Многие исследователи развитие познавательной сферы ребёнка связывают с мышлением, памятью, вниманием, воображением и др.
Помимо интереса ребёнка и его познавательных процессов, в структуру познавательной сферы личности учёные Л.А. Венгер, О.В. Дыбина и др. включают познавательный интерес и познавательную активность детей. Данная проблема актуальна, но при этом в психолого – педагогической литературе недостаточно изучены различные методы диагностики сформированости читательского интереса у дошкольников и нельзя говорить о том, что степень разработанности данной проблемы достаточна. Также недостаточно раскрыты особенности педагогической диагностики, приёмы, методы и методики, которые может использовать воспитатель в процессе работы с детьми.
Цель работы: изучить и обосновать особенности формирования читательского интереса у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования читательского интереса у дошкольников.
Предмет исследования: приёмы и методы формирования читательского интереса у дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия читательский интерес дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования.
2. Изучить психолого – педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
3. Предложить приёмы и способы формирования читательского интереса у дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
1. Анализ понятия читательский интерес дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования
Читательская и речевая деятельность субъектов обеспечивается различными и сложными физиологическими механизмами. При восприятии нового, происходит бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. Интерес к чтению является разновидностью познавательного интереса. У дошкольника это связано с эмоциональным воздействием художественной литературы как искусства. Информационный потенциал литературы огромен. Он открывает для ребёнка возможность познания мира и соответствующего для этого размышления. Не все дети умеют читать уже в дошкольном возрасте, но взрослым необходимо всегда поддерживать интерес ребёнка к книге. Ребёнок может книгу подержать и полистать. Вокруг него должно быть всегда много книг[4].
Чтение литературы и речь ребёнка всегда взаимосвязаны. Любовь к чтению позволяет развивать у ребенка осознанный взгляд на жизнь, и оказывает влияние на становление его личности. С помощью книги у дошкольника развивается воображение, мышление, восприятие. Из книги ребёнок узнаёт как нужно правильно себя вести и др. Формируя у дошкольника разносторонний читательский интерес, у него появляется неиссякаемый источник развития, из которого он может получать вдохновение и опыт предыдущих поколений всю свою жизнь. Дети дошкольного возраста способны хорошо воспринимать художественное произведение лишь в том случае, если текст им интересен и вызывает сильный эмоциональный отклик. Следовательно, чтобы формировать у ребёнка читательский интерес, необходимо поддерживать его мотивацию к чтению. Для развития читательского интереса педагогу необходимо методически верно подбирать тексты, связанные с привычными для дошкольников ситуациями. Тексты должны стимулировать воображение детей и оказать влияние на их чувства. Работа воображения ребёнка должна быть обусловлена сформированными у
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абсалямова, А.Г. Актуальные проблемы развития речевого
творчества детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Абсалямова.
//Дошкольное воспитание. – 2016. – No 9. – с. 46-52.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – с.400 .
3. Бабушкина, А.А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти
и интеллекта у детей 5-9 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.А. Бабушкина,
О.А. Умнова. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 320 с.
4. Гавриш, Н.В. Развитие речетворческой деятельности в
дошкольном детстве [Текст] / Н.В. Гавриш. // Педагогическое образование в
России. – 2016. – No 12. – С. 17-21.
5. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для
педагогов и родителей [Текст] / Под ред. Л.А. Головчиц. – М: ГРАФ ПРЕСС,
2013. – 160 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб: Питер, 2015. – 464 с.
7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой,
З.А. Михайловой. – СПб: Детство – Пресс, 2044. – 192 с.
8. Каталкина, Р.Л. Развитие речи через воображение (у детей 6-7
лет) [Текст] / Р. Л. Каталкина. // Воспитатель. – 2018. – No 9. – С.63-68.
9. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и
интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст]: пособие для воспитателей
детских садов и специалистов дошк. образования / В.В. Котелевская,
Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 256 с.
10. Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А. В. Любаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 707-709. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22975/ (дата обращения: 03.05.2022).
11. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного
возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.
учебных заведений /Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия,
2014. – 560 с.
12. Новиковская, О.А. 100 упражнений для развития речи [Текст] /
О.А. Новиковская. – М.: АСТ, Сова, 2008. – 62с.
13. Огородник, С. И. Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста / С. И. Огородник, А. В. Шенькова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37736/ (дата обращения: 03.05.2022).
14. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребёнка [Текст]: учеб.
пособие. 3-е изд. стер. / С.В. Плотникова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с.
15. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников
[Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
16. Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной литературы [Текст]: методическое пособие /
Сост.: Р.Х. Гасанова; Уфа: ИРО РБ, 2015. – 92 с.
17. Рыжова, И.Н. Учимся играя [Текст] / И.Н. Рыжова. //
Дошкольное развитие. – 2014. – No 2. – 23-27с.
18. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников
[Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Сост.: Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: 2014. – 59 с.
19. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
20. Федотова, Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы / Л. С. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32703/ (дата обращения: 03.05.2022).