Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Соединенные Штаты и Францию связывают очень тесные партнерские отношения как в политической, так и во внешнеэкономической сферах. Но в последние десятилетия под влиянием многих факторов эти отношения претерпели изменения. Поэтому Франция вступила в Организацию Североатлантического договора (НАТО) в 1948 году и в Европейский союз (ЕС). В результате внешнеэкономические связи Франции стали определяться не только двусторонними договорами, но и отношениями между Европейским союзом и Соединенными Штатами, НАТО и Соединенными Штатами Америки.
Несмотря на серьезные трудности, с которыми столкнулась Франция в последние годы ХХ в., страна остается важным партнером как для Соединенных Штатов на двусторонней основе, так и в рамках европейской интеграции. Хорошо известно, что Франция - высокоразвитая страна, занимающая 2-е место по величине экономики в ЕС. Быстро развивающаяся экономика Франции и ее инновационные отрасли становятся все более важными элементами развития торгового и инвестиционного сотрудничества между двумя странами.
Соединенные Штаты и Франция также разделяют общие принципы, на которых основано их партнерство. Обе страны участвуют в решении многих глобальных проблем, включая международное сотрудничество, мир и безопасность, борьбу с терроризмом и их вклад в экономическое процветание. В то же время, несмотря на то, что Франция открыта для сотрудничества со многими странами мира, Соединенные Штаты продолжают оставаться крупным партнером в политических и экономических вопросах.
Среди основных форм экономических отношений внешняя торговля товарами занимает довольно высокое положение в экономических отношениях двух стран. Следует также отметить, что, несмотря на экономические трудности и различные эпидемии инфекционных заболеваний, обе стороны постоянно увеличивают объемы импортных и экспортных операций.
Но, несмотря на свои финансовые и производственные возможности, американские транснациональные корпорации добиваются значительных результатов в торговле с Францией без государственной поддержки. По данным Исследовательского управления Конгресса США, около 20 федеральных министерств вовлечены в поддержку американского экспорта. Среди них Министерство торговли США, Министерство сельского хозяйства США, Экспортно-импортный банк США, Администрация малого и среднего бизнеса и Торговое представительство.
Система мер поддержки правительства США также очень важна. К ним относятся предоставление льготных кредитов представителям американских компаний, особенно малым и средним предприятиям, реализация льготных кредитов на экспорт товаров и займов в США, снижение налогов с компаний, которые отправляют более 50% своей продукции на экспорт, приглашение местных компаний к участию в государственные заказы, ориентированные на экспорт, а также организационная и информационная поддержка.
Объектом исследования выступает система торговых отношений США и Франции.
Предметом исследования являются особенности функционирования и развития торговых отношений между США и Францией.
Целью исследования является анализ особенностей торговых отношений США и Франции в 1947-1995 гг. Целью исследования обусловлена постановка следующих задач:
рассмотреть экономико-правовые особенности торговых отношений (только в рамках торговли товарами) Франции и США в рамках Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ);
рассмотреть двухсторонние торговые соглашения данных стран друг с другом и показать их экономико-правовые особенности;
анализ торговли в период 1947-1995;
- определить зависимость торговли между США и Францией от экономических циклов, ситуаций, происходящих на мировой арене (напр. Карибский кризис, Холодая война и др.) и их влияние на торговые отношения и объемы торговли.
Хронологические рамки исследования: 1947-1995 гг.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, традиционно относящиеся к методологическому аппарату науки: метод системного анализа; формально-логический, методы научного абстрагирования, теоретического моделирования, аналогии. Особое значение для методологии исследования темы работы имели принципы логической определенности, системности и всесторонности, составляющие предметное содержание применяемых методов.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и библиографический список.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ США И ФРАНЦИИ В 1947-1995 ГГ.
1.1. Экономико-правовые особенности торговых отношений Франции и США в рамках Генерального Соглашения по тарифам и торговле
После окончания Второй мировой войны, в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением 1944 года, планировалось создать 3 международных экономических института, занимающихся различными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые 2 появились на практике – теперь они известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В дополнение к ним также планировалось создать международную торговую организацию (ОМТ) в форме специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, проект устава OMT предусматривал, что новая организация будет регулировать стандарты трудовых отношений, правила заключения соглашений о поставках товаров и другие меры, ограничивающие свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.
В 1946 году, еще до окончательного утверждения Хартии OMT, 23 страны из числа основных участников мировой экономики решили провести переговоры о взаимном снижении тарифов и взяли на себя обязательство отреагировать. Сразу после окончания Второй мировой войны страны набрали обороты для скорейшей либерализации торговли и попытались отменить протекционистские меры, унаследованные ими с 1930-х годов. Первые переговоры увенчались огромным успехом-было снижено 45 000 тарифов, что повлияло на общий товарооборот в размере 100 миллиардов иен. (Тогда это составляло пятую часть мирового объема торгов). 23 страны также согласились принять некоторые торговые правила, содержащиеся в проекте Хартии OMT. Они считали, что это была срочная и временная мера для защиты решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включающий как правила торговли, так и тарифные скидки, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле. Он вступил в силу в 1948/1 году, когда еще велись переговоры по уставу OMT. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-учредителями ГАТТ (официально именуемые Сторонами).
Хартия ОМТ была окончательно утверждена на Конференции ООН по торговле и занятости в Гаване в 1948-3 годах, но многие страны не смогли ратифицировать этот документ из-за его несовместимости с внутренним законодательством. Хартия встретила самое ожесточенное сопротивление в Конгрессе США, но американское правительство было одним из инициаторов создания OMT. В 1950 году правительство США объявило, что не будет ратифицировать хартию, принятую в Гаване. Затем проект OMT окончательно рухнул.
Таким образом, ГАТТ рассматривался как чисто временное соглашение до создания ОМТ, но, поскольку ОМТ не был создан, ГАТТ продолжал оставаться единственным средством регулирования международной торговли вплоть до создания специализированной Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 году.
С 1948 по 1994 год именно ГАТТ служил главным регулятором правил международной торговли в большинстве стран мира, но эти 47 лет были временем временного соглашения и организации.
Договор о дружбе и торговле между Соединенными Штатами и Францией был первым из двух договоров между Соединенными Штатами и Францией, подписанных в Париже в 1778/2/62 году, вскоре после чего был подписан соответствующий договор, Договор о союзе (и еще одна секретная статья о будущем включении Испании в Альянс). Договор о дружественной торговле признавал фактическую независимость Соединенных Штатов и устанавливал строгое торговое соглашение между двумя странами в качестве альтернативы и прямого игнорирования британского закона о торговле. И судоходство; затем был подписан Союзный договор о взаимной защите, «особенно в случае Британии, недовольной этой связью и хорошим ответом, который [первый] договор нарушил бы мир с Францией или осуществился бы непосредственно путем военных действий. Или вмешиваться в его торговлю и судоходство, что противоречит правам государства и миру, существующему между двумя коронами». Это были первые договоры, когда-либо подписанные молодыми Соединенными Штатами и подписанные в разгар американской войны за независимость. Из-за более поздних осложнений с соглашением о союзе Соединенные Штаты не подписали бы другой военный союз до принятия Декларации ООН в 1942 году.
Первоначальное Генеральное соглашение о таможенной торговле (ГАТТ), ныне известное как ГАТТ1947, содержало основные правила и принципы многосторонней торговой системы до 1995 года, когда вместо ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО). Эти правила и принципы касаются только торговли товарами и дополняются в связи с ее функционированием в течение нескольких десятилетий, заменяются правовыми документами после их принятия в результате многосторонних переговоров, присоединения новых договаривающихся сторон к ГАТТ (члены которого были названы), предоставления временных исключений из общие правила и другие решения. По историческим причинам своего происхождения ГАТТ1947 юридически не было международной организацией, но положения, регулирующие такие вопросы, как присоединение, совместные действия Сторон, консультации и жалобы, фактически позволили очень эффективно выполнять функции международных организаций.
Важной особенностью ГАТТ 1947 года было существование так называемой «оговорки», содержащейся в Протоколе о временном применении ГАТТ. В нем говорится, что правила, содержащиеся в части II ГАТТ1947, которые в первую очередь касаются регулирования нетарифных мер в торговле, несовместимы с национальными законами стран, действовавшими на момент присоединения к ГАТТ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле // https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=29365
2. Багиев Г. Л., Моисеева н. К., черенков В. И. международный маркетинг: учебник для вузов-2-е изд., спб. и др.: Питер, 2016. - 409 С.
3. Ботнарюк М. В. Формирование стратегических альянсов в условиях глобализации экономики: институциональный аспект / / мировая экономика. - 2020. - №12. - С. 29-33.
4. Воловик Н. П.направления поддержки инновационного экспорта в России / Н. П. Воловик, А. А. Пахомов, С. В. Приходько. - М.: Издательство" Дело " РАНХиГС, 2016. - 132 С.
5. Градобоева Л. Д., Исаченко Т. М. транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях / Градобоева Л. Д.,Исаченко Т. М. - Москва : Анкил,2015. - 124 С.
6. Гриффин Р., Пастей м. Международный бизнес / Р. Гриффин, М. пастей. – спб. : Питер, 2016. - 1088 С.
7. Дэниелс Джордж.Д. Радебе ли Х. Международный бизнес. Внешняя среда и бизнес-операции.Д. Дэниелс, Ли Х. Радебе. - Москва: Дело, 2015. - 786 С.
8. Иванов В. А., Пузырев М. Е. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала / / Вестник Удмуртского университета. - 2016. - Порядка 2-3. С. 30-34.
9. Илюхин Б. И., Кныш О. Н. Роль транснациональных корпораций в глобализации научно-технического развития // журнал "область науки". - 2017. - №2. - С. 136-143.
10. Китай и глобализация: взгляд из Москвы и Пекина / перераб. изд. - В. В. Михеев, В. Г. Швыдко-М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 114 С.
11. Клычев Т. Ю. Перспективы развития транснациональных корпораций на мировом рынке // Журнал российского предпринимательства. - 2014. - Выпуск № 13 (259). С. 86-92.
12. Колесов В. П., Осмова М. Н. мировая экономика. Экономика стран и регионов / В. П. Колесов, М. Н.Осмова. - М.: Юрайт, 2015. - 519 С.
13. Кондратьев Н.И., Тютюкова А. Е. Особенности влияния транснациональных корпораций на экономику стран-доноров и стран-реципиентов / / Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2016. - №2 том 106. С. 147-150.
14. Крейдич Т. В. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2015. - №1 том 13. С. 209-214.
15. Кузнецова А. А. Противоречивый характер транснациональных корпораций (в контексте их влияния на принимающие страны). Известия Саратовского Университета. Новая серия. История Серии. Международные отношения. - 2016. - №1 Том 1. С. 93-99.
16. Кузнецова В. А., Казанская Н.Н. особенности функционирования ТНК / В. А. Кузнецова, Н. Н. Казанская. – Брянский. : Издательство БГИТА, 2020. - 178 С.
17. Макаров А. И. поддержка экспорта высокотехнологичной продукции и развитие инновационного сектора России / А. И. Макаров, А. А. Пахомов, О. В. Бирюкова. - Москва: Дело, 2015. - 59 с.
18. Мамонов Ю. В. Организационное развитие ТНК в условиях глобализации мировой экономики / / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2016. - №14. С. 84-86.
19. Марков М. А. Интернационализация НИОКР и роль ТНК на современном этапе развития мировой экономики // журнал "проблемы современной экономики". - 2015. - №2 (54). - С. 129-131.
20. Место и роль ТНК в процессах централизации производства и капитала / / Вестник Казанского технологического университета. - 2020. - № 6. - С. 149-154.
21. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. экономика транснациональной корпорации / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. - М.: Высшая школа, 2015. – 336 С.
22. Труфкин А. С. Особенности стратегических альянсов транснациональных компаний на современном этапе / А. С. Труфкин. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 196 С.
23. Цвигун И. В., Демин М. В. формирование китайских транснациональных корпораций на основе государственной стратегии "выхода за рубеж" / И. В. Цвигун, Демин М. В. – Иркутский. : Издательство БГУЭП, 2015. - 148 С.