Фрагмент для ознакомления
2
Мао Цзэдун, основатель «культурной революции» и один из самых жестоких тиранов 20 века, считался одним из столпов марксистской политической мысли, наряду с классической троицей: Маркс, Энгельс, Ленин. Один из основателей Коммунистической партии Китая и один из основателей Китайской Народной Республики отличался беспощадностью, целеустремленностью и настойчивостью.
Мао Цзэдун по-прежнему остается значимой исторической фигурой китайского коммунизма и почитается до сих пор.
В городах возводятся памятники Мао Цзэдуну, а китайские банкноты, значки и наклейки украшены его изображением.
Его правление было отмечено политическим террором, опрометчивыми кампаниями, культурным упадком и культом личности Мао, в то время как длительный период раздробленности привел к объединению нации, индустриализации и постепенному росту благосостояния.
Сегодня в Китае идет достаточно открытая дискуссия о роли Мао в новейшей истории страны. Официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао Цзэдуном как характеристика деятельности Сталина 70% побед, 30% неудач.
Но несомненно, что фигура Мао Цзэдуна имеет большое значение не только для китайского народа, но и для мировой истории.
Пожалуй, никакая другая фигура в современной китайской истории не может сравниться с Мао Цзэдуном (26 декабря 1893 г. — 9 сентября 1976 г.). Мао Цзэдун, его характер, деятельность и учение (маоизм) оказали решающее влияние на развитие страны на протяжении полувека, и это влияние ощущается и сегодня.
Данная работа посвящена исследованию идеологических взглядов Мао Цзэдуна в истории Западной Европы в конце 20 века. Работа разделена на два тематических раздела. Это связано с особенностями восприятия идей Мао Цзэдуна каждой отдельно взятой стране. В ходе работы рассмотрим последствия его идеологии, культурные и политические течения во Франции, Италии и Германии
Полагаю, что целесообразно использовать понятие «маонизм» («идеи Мао Цзэдуна»). Это направление представляет собой систему идей, теории и практики, применяемой в качестве идеологии Китайской Народной Республике и Китайской политической партией. Маонизм был утвержден на съезде коммунистической партии, и по настоящее время сохраняет за собой положение официальной идеологии Китая.
Можно выделить следующие направления маоизма:
• «культурная революция»;
• идея «новой демократии»;
• политика «Линии масс»: Коммунистическая партия всегда должна иметь тесные связи с массами;
• концепция «антагонистических противоречий» в социалистическом обществе;
• теория всегда должны быть подкреплена практикой, исходящей из реальных социальных и политических условий страны;
• «Предложения о генеральной линии международного коммунистического движения», эти предложения сыграли серьезную роль в расколе отношений между Китаем и СССР;
• общественная практика есть источник познания;
Актуальность данного исследования вытекает из важного положения, в современной истории и культуре преобладают события, происходящие в разных странах Европы конца 60-х - начала 70-х гг. 20 века. Великое влияние мысли Мао Цзэдуна оказало на различные сфере жизни западного мира: общественно-исторической и общественно-политической.
Объектом и предметом исследования является рассмотрение влияния маоистской идеологии на сферы жизнедеятельности стран Западной Европы.
Поэтому целью данной работы является рассмотрение и анализ роли маоизма в западной истории и культуре. Предметом моего исследования является европейские страны (Франция, Италия, Германия) конец прошлого года под влиянием маоистской мысли.
В ходе работы поставлены задачи:
• изучить литературу по заявленной теме;
• определить причины популярности маоизма на Западе;
• проанализировать различия учений марсизма-ленинизма и маоизма.
Методологической основой исследования явились методы историко-описательный, анализа, синтеза, сравнения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1: Мао Цзэдун – биография, жизнь и смерть китайского лидера
Мао Цзэдуна считают самым противоречивым и неоднозначным политиком в истории современного мира. Кто-то видит в нем аналог Наполеона и Гитлера, кому-то он кажется милостивейшим вождем народа. Однако и те и другие уверены в его неординарности и невероятном влиянии на мировые события 20-го века. В молодости он мечтал сделать свою страну великой, и потом очень гордился тем, что ему это удалось.
Мао Цзэдун – современный китайский политик, один из основателей Китайской Народной Республики.
Родным городом Мао Цзэдуна была Шаошань провинции Хунань. Он родился 26 декабря 1893 года в небогатой крестьянской семье. Его отец продавал рис, собранный в деревне, а мать была буддисткой. Мальчик унаследовал интерес матери к религии, но когда пошел в школу, отказался от веры и стал атеистом. В школе он изучал основы китайского языка и философию Конфуция.
Однако Мао недолго оставался в учреждении, бросив школу в возрасте 13 лет и вернувшись домой. Поссорившись с отцом из-за брака по принуждению, здесь он прожил всего три года и увлекся революционным движением. Шесть лет служил в армии связистом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-исследовательская литература:
1.Бенсаид Д. 1968 год во Франции // Альтернативы. – 1998. – № 4. URL: http://www.alternativy.ru/old/magazine/htm/98_4/ii.htm.
2.Бутенко А.П. Партия – государство как тандем особого способа осуществления и изменения власти // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №4. – С. 239-256.;
3.Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун, Цзян Цин и Советник Дэн. – М.: ЭксмоПресс, 2002. – 384с.;
4.Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: социальнополитические и социокультурные аспекты. – М.: НОФМО, 2008. – 300 с.;
5.«Великая пролетарская культурная революция» и право // Инако Цунэо. Право и политика современного Китая: 1949-1975 гг.: Перевод с японского. – М.: Прогресс, 1978. – С. 196-228.;
6.Галенович Ю. М. Мао Цзэдун вблизи. — М.: «Русская панорама», 2006. — 325 с.325;
7.Галенович Ю.М. Пэн Дэхуай и Мао Цзэдун. Политические лидеры Китая XX века. – М.: Огни, 2005. – 411 с.;
8.Галенович Ю.М. «Культурная революция» в КНР что же это такое было? // Заметки китаеведа. – М.: Муравей, 2002. – С.261-272;
9.Желоховцев А.Н. «Культурная революция» с близкого расстояния: Записки очевидца. – М.: Политиздат, 1973. – 262 с.;
10.История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. – М.: МГУ, 2004. – 752 с.;
11.Кривцов А. Маоизм: истоки и сущность, М.: АСТ, 2004;
12.Кулик Т. Б. Советско-китайский раскол. Причины и последствия. – М.: Изд-во РАН, 2000. – 338 с;
13.Медушевский Н.А., Мостовая А.А. Образ Мао Цзэдуна в политическом дискурсе КНР в период с 1984 по 2019 гг. // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Том 9. № 3А. С. 16-28;
14.Панцов А. В. Мао Цзэдун. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 867 с.;
15.Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. — 324 с. — 300 экз.
Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/vneshnepoliticheskie-vzglyadyi-mao-tszeduna-2/;
16.Тихвинский Л. С. История в лицах и событиях. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 415 с.;
17.Шорт Ф. Мао Цзэдун /Пер. с англ. Ю. Г. Кирьяка. — М.: АСТ, 2005. 606 с.;
18.Федоренко Н. Т. Сталин и Мао: Беседы в Москве // Проблемы Дальнего Востока. – 1989. – № 1. – С. 149-164.;
19.Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. – с. 11-12.
Литература на иностранных языках:
1.Benny L. Investigation into the Maoists in France. [Электронный ресурс] // https://www.marxists.org/: электронная библиотека марксистской литературы. URL:
https://www.marxists.org/archive/levybenny/1971/investigation.htm.
2.Manceaux M., Sartre J.-P. Les Maos en France. Paris: Gallimard, 1972. – p. 8.
3.Freda F. La Disintegrazione del Sistema. Padova: Edizioni di Ar, 2010. – p. 5-21.
Интернет-ресурсы:
1.[1] https://www.istmira.com/drugoe-noveyshee-vremya/16485-mao-czjedun-kratkaja-biografija.html;
2. [2] https://scicenter.online/stran-azii-istoriya-scicenter/istoki-suschnost-maoistskoy-politiki-mao-157609.html;
3.[3]https://studexpo.net/437333/politologiya/kontseptsiya_treh_mirov_ekspansionistskaya_doktrina_tszeduna;
4.[4] https://okitay.ru/kulturnaya-revolyuciya-v-kitae/;
5.[5] https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/mao-dzedun/;
6.[6] https://www.myunivercity.ru;
7.[7] https://otherreferats.allbest.ru/history/00111415_0.html.