Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде патриотическое воспитание школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Задачи по воспитанию патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества рассмотрены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Тема патриотизма всегда считалась актуальной, но в настоящее время она приобрела особое значение. Эта тема касается каждого человека, проживающего в нашей многонациональной России. От того, каким патриотом своей Родины считает себя человек, зависит его отношение к людям, к родному городу и его отношение к будущему государства в целом. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, обычаям, истории и богатой культуре является началом любого воспитания.
Воспитание патриотизма подрастающего поколения - это одна из важнейших задач современной школы. Эта задача подразумевает настоятельное формирование у школьников любви к Родине. У младших школьников необходимо воспитывать гордость за свою страну, свой народ, и следует прививать уважение к его историческому прошлому и настоящему. Роль современной школы в этих вопросах нельзя переоценить. Важно, чтобы каждая школа стала для ребенка центром становления патриота своей страны.
Эта проблема нашла свое отражение в современных психолого- педагогических исследованиях Н.А. Левиной, Н.В. Ипполитовой и др. Авторы указывают на большую значимость проблемы патриотического воспитания младших школьников, но не всегда предлагают систему воспитательной работы по патриотическому направлению. Период школьного возраста благоприятен для воспитания патриотизма, поскольку школьник стремится подражать взрослым и отвечает им доверием. Школьникам присуща подражательность, внушаемость и эмоциональная отзывчивость. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания ребёнка в самом широком спектре, в том числе и патриотического воспитания. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемы нравственного воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко и др. Большое значение для патриотического воспитания школьника имеет внеурочная деятельность. В современной образовательной среде внеурочная деятельность регламентируется требованиям ФГОС, в связи с чем, она является такой же обязательной, как и урочная деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.
По мнению К.Е. Хоменко, воспитание патриотизма сегодня достаточно затруднено из-за отсутствия соответствующей дидактической и методической литературы, которая бы учитывала требования ФГОС в части личностных и метапредметных образовательных результатов. В исследованиях Т.Н. Дороновой хорошо прослеживается идея патриотического воспитания, но о самом понятии «воспитание патриотизма» ничего не говорится. Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и др. обращают пристальное внимание на привитие детям любви к культурному наследию своего Отечества. Противоречие между необходимостью патриотического воспитания младших школьников и отсутствие соответствующих дидактических и методических материалов, позволило выделить проблему: каковы эффективные педагогические условия, средства, приёмы и методы воспитания патриотизма у младших школьников могут быть использованы на уроках окружающего мира.
Цель работы: теоретически обосновать и предложить педагогические условия формирования патриотизма у школьников.
Объект исследования: внеурочная деятельность в образовательном процессе.
Предмет исследования: патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира будет эффективным, если:
-в уроки по окружающему миру будут включены задания, упражнения, занимательный материал патриотического содержания;
-будут разработаны критерии и показатели оценки сформированности патриотического воспитания младших школьников;
-будут созданы благоприятные организационно – педагогические условия для воспитания патриотизма у младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в педагогике.
2. Описать нормативную и методологическую базу патриотического воспитания школьников.
3. Проанализировать основные направления патриотического воспитания в школе.
4. Проанализировать формы работы, реализуемые в процессе патриотического воспитания школьников.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и научных работ по теме исследования; классификация; моделирование;
Эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам; репрезентативностью выборки; апробацией результатов исследования.
База исследования: школа
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей начальных классов при подборе заданий и упражнений на уроках окружающего мира, направленных на воспитание патриотизма у младших школьников.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
1.Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира
1.1. Анализ понятия патриотизм и патриотическое воспитание младших школьников
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. В переводе с греческого, «Patriotes» - это земляк или соотечественник, а «Patris» означает – Родина. В каждую эпоху понятие патриотизм имело различное ценностное содержание. В тоже время, понятие патриотизм всегда было неотделимо от таких понятий, как «Отчизна», или «любовь к Родине». Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины.
Прежде всего – это социальная связь человека с обществом и комплекс его прав, свобод и обязанностей. Сегодня патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым, прежде всего, понимают любовь к Отечеству. Жизнь показала, что если не уделять в образовательной среде достаточно внимания формированию и воспитанию патриотизма у школьников, можно столкнуться с таким явлением как русофобия, с чем сейчас иногда педагогам приходится сталкиваться. Со стороны Запада достаточно сильно искажают историю нашей страны.
В условиях школы патриотизм ученика формируется различными способами, в частности, в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа. У школьников формируется патриотизм, но если его целенаправленно не направлять, то он может остаться невостребованным и школьники могут найти своё применение в другом. Для этого чрезвычайно важно выявлять педагогические условия, которые способствовали бы патриотическому воспитанию школьников.
Цели патриотического воспитания достаточно разнообразны. В основном, они сводятся к следующему:
-становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
-развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти и примерах героического прошлого народа;
-приобщение обучающихся к традициям и культуре страны, развитие у них лучших качеств патриотов России.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 22.05.2023).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
6. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. - С. 17 - 20.
7. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
8. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. - 172 с.
9. Гаршин В.М. Рассказы. Статьи. Письма [Текст] / В.М. Гаршин. – М.: Олимп, АСТ, 2000. – 544 с.
10. Гаршин В.М. Сочинения [Текст] / В.М. Гаршин. – М.: Художественная литература, 1983. – 413 с.
11. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
13. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
12. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
14. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. - С. 28 - 35.
15. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба [Текст] / А.Н. Латынина. – М.: Художественная литература, 1986. – 340 с.
16. Милюков Ю.Г. Гаршин Всеволод Михайлович [Текст] / Ю.Г. Милюков // Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. Т. 1. А.-Л. / Под ред. Николаева П.А. − М.: Просвещение, 1990, − С. 164-169.
17. Миронова Н. Военная тема в творчестве В.М. Гаршина [Текст] / Н. Миронова // Литература. – 2000. − No 7. – С. 32-38.
18. Михайловский Н.К. О Всеволоде Гаршине [Текст] / Н.К. Михайловский // Литературно-критические статьи. – М.: Просвещение, 1957. – С. 288-320.
19. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
20. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
21. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
22. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 22.05.2023).
23.Пауткин А.А. Военная проза В.М. Гаршина (традиции, образы и реальность) [Текст] / А.А. Пауткин // Вестник московского университета. – 2005. – No 1. – С. 94-104.
24. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
25. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
26. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63с.
27. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
28. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.
29. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.
30. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018 . – 230 с.