Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Речевое развитие является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Вместе с речевым развитием приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, систематизировать, объяснять, рассуждать, доказывать. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.
Проблема речевого развития не нова, но она по-прежнему актуальна. Мониторинг по речевому развитию показал, что у детей преобладает односложная, состоящая из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь. Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей.
Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент групп для детей с нарушениями речи. Наиболее распространен у детей 5–6-летнего возраста с ОНР II уровень речевого развития. У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного метода обучения вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Второй уровень речевого развития («начатки» общеупотребительной речи).
Характеризует детей, владеющих начальными навыками построения простых аграмматичных предложений, имеющих заметные трудности в понимании речи окружающих, использующих лишь первичные лексико-грамматические и иные средства вербальной коммуникации.
На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.
Объект исследования: Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с речевым нарушением – ОНР II уровня
Предмет исследования: Характеристика особенности развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать теоретические основы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Дать характеристику уровням ОНР.
3. Описать методики диагностики уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Проанализировать методы коррекционно-педагогической работы развития детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это различные сложные языковые расстройства, при которых слух и интеллект в норме, но нарушено формирование всех компонентов, связанных со слуховой и семантической сторонами речевой системы.
Причинами ОНР могут быть материнская инфекция или токсикоз во время беременности (ранний или поздний токсикоз), несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповому признаку, патология во время родов (родовая травма или патология при рождении), а также заболевание центральной нервной системы или повреждение головного мозга в детстве ребенка [26, c. 35].
В то же время ОНР может быть результатом неблагоприятных условий воспитания и образования и может быть связано с психической депривацией (лишением или ограничением возможностей удовлетворения важных потребностей). Во многих случаях ОНР является комбинированным эффектом нескольких факторов, включая генетическую предрасположенность, органические нарушения в ЦНС (иногда легко проявляющиеся) и неблагоприятную социальную среду [26, c. 37].
Наиболее сложным и стойким вариантом является синдром специального обучения, вызванный ранним повреждением мозга, которое происходит во время беременности, рождения и первого года жизни ребенка [26, c. 40].
У всех детей с ОНР нарушено произношение, недостаточно развит фонематический слух и отмечается задержка в формировании словарного запаса и грамматики [26, c. 44].
Впервые теоретические основы общего недоразвития речи были сформулированы в 50-60-х годах 20 века Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковым и другими в результате междисциплинарных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Отклонения в формировании речи стали признаваться нарушением развития.
Точное понимание природы ОНР, лежащих в их основе причин и различных темпов развития первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей для помещения в специальные учреждения, проведения наиболее эффективных коррекционных мероприятий и предупреждения возможных осложнений в школьном обучении [29, c. 56].
К ним относятся алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения языковой сферы в период пренатального или раннего детского развития), афазия (полная или частичная утрата речи вследствие очаговых поражений головного мозга), носовые расстройства (нарушения интонации и произношения вследствие анатомо-физиологических дефектов органов речи) и дизартрия (нарушения произношения вследствие недостаточной иннервации органов речи). - При одновременном выявлении недостатков в словарном запасе грамматических структур и пробелов в фонологическом развитии [29, c. 65].
Дети могут отвечать на вопросы по картинкам, например, о своей семье и событиях в повседневной жизни вокруг них". [17, c. 30].
Речевые трудности проявляются во всех компонентах. Ребенок использует простые предложения только из 2-3 слов, редко из 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: части тела, животные и их потомство, одежда, мебель и многие словарные слова, связанные с профессиями, отсутствуют.
Дети не знают цвета, формы и размеры предметов и заменяют похожие слова.
Значительные ошибки в использовании грамматических структур:
• Смешивание прописных и строчных букв;
• Использование существительных в родительном падеже, глаголов в неопределенном падеже и третьего лица единственного и множественного числа в настоящем времени;
• В употреблении числа и рода глаголов и в изменении существительных по числам;
• Отсутствие гармонии между прилагательными и существительными и между числами и существительными. [18, c. 70].
При ОНР II уровня благодаря различению грамматических форм (в отличие от первого уровня), понимание рассматриваемых слов значительно развивается, и ребенок может обратиться к морфологическим элементам, которые приобретают для него значение. [18, c. 75].
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием большого количества искажений, замен и смешений звуков. Искажаются мягкие и твердые звуки, шипящие, свистящие, аффрикаты, звонкие и еле слышные звуки. Характерны также трудности в усвоении звуков и слоговой структуры. Даже если контуры слов воспроизводятся правильно, завершение звуков часто нарушено. Слоги и звуки смещаются, слоги смещаются или ассимилируются. Редуцируются многосложные слова.
Наблюдается недостаточность восприятия фонем, ребенок не готов к овладению анализом и синтезом звуков [17, c. 40]
Характерной особенностью является недифференцированное произношение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и сонорантов), при котором один звук заменяется одновременно двумя или более звуками определенной или близкой фонологической группы.
Например, мягкий звук с заменяется звуками "с", "ш", "т", "ч" и "щ", хотя сам по себе он еще не произносится четко; замена группы звуков более простой артикуляцией. Существует неустойчивая замена, при которой звуки в разных словах произносятся по-разному; смешение звуков, при котором ребенок самостоятельно правильно произносит некоторые звуки и заменяет их в слове или предложении". [17, c. 45].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бордич, А. М. Методика развития речи детей. - М..: Просвещение, 2018. – 288 с.
2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией. – М., 2015. 456 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352с.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань.,2003. – 656с.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 240 с.
6. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2018. – 320 с.
7. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. – М.: Академия, 2018. – 200 с.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 224 с.
9. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
10. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
11. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
12. Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: Акад. пед-х наук РСФСР, 2016. – 96с.
13. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: "Академия развития", 2012. – 144 с.
14. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2021. – 208 с.
15. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 528.
16. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр Академия, 2020. – 200 с.
17. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2011. – 448 с.
18. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Г.В. Гарунтоевой. – М.: Педагогика, 2020. – 160 с.
19. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолога. фак. педвузов. – М.: Просвещение, 1969. – 310 с.
20. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2019. – 256с.
21. Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2013. – 112с.
22. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 2015. – 112 с.
23. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 2017. – 239 с.
24. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном-Пресс, 2015.-80с.
25. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.