Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В разнообразной и постоянно развивающей правовой сфере общества правотворчеству отводится основное место. Это, несомненно, можно объяснить тем, что именно правотворчество предоставляет жизнь праву, порождает и формирует его. Правотворчество является первоначальной стадией жизни права и включает в свой состав некие импульсы, которые воздействуют на движение права, как в общем, так и на отдельные разновидности. По этой причине довольно очевиден колоссальный интерес общества к процессу правотворчества, предоставляющему формировать акты, как выражение политического направления в государственной и правовой политике.
На данный период времени проблема правотворчества является крайне актуальной. В настоящее время наше государство несет на собственных плечах сложное бремя изменений и реформ. Изучая эту проблему в условиях современности, нельзя не сказать и об историческом развитии идеи формирования правового государства в РФ и попытках ее практического применения. Именно на основании исторического опыта представляется возможным описать базовые закономерности процесса правотворчества.
Одна эпоха сменяла другую, на смену одним государствам приходили другие, но изменения не коснулись основной цели: обеспечение правопорядка, развитие различных общественных процессов и норм права. Гарантией процветания общества выступает его стабильность, следовательно, ее обеспечение является главной целью государства.
Процесс создания законов – самое важное направление деятельности каждого государства. Это интеллектуальная деятельность требует наличие особых умений и знаний, которые связаны с осуществлением имеющихся в стране норм права. По итогам работы законодателей, по созданным нормативно - правовым актам, судят о государстве в целом, уровне его демократии, культуре, экономической составляющей. Тема законодательного процесса, на данный момент, как никогда актуальна, так как каждое государство ставит перед собой цель укрепить его правовую систему.
В истории российского обществознания термин «парламентаризм» имеет разную формулировку, хотя, в общем, суть сводится к структуре организации и функционировании власти государства с учетом ее деления на исполнительную и законодательную. Узкий смысл парламентаризма заключается в верховенстве, привилегированном статусе Федерального Собрания, ответственности правительственных органов. Широкий смысл парламентаризма состоит в том, что осуществляется его роль, т.е. рациональное функционирование одновременно законодательных и представительных органов, которые также имеют полномочия контроля и надзора.
Установленный демократией принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную подразумевает под собой верховенство законов, независимость, а также баланс функций всех без исключения ветвей власти, наличие системы сдержек и противовесов. Это исключает перенесение центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость правового, конституционного обеспечения того, чтобы соблюдалось разделение властей, и имелись соответствующие процедуры.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правотворчеством.
Предмет исследования – особенности понятия, принципов, форм, видов, стадий, проблем правотворчества.
Цель данной работы – комплексное исследование проблемы осуществления правотворчества в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить правотворчество: понятие, признаки, принципы и стадии;
2) рассмотреть виды правотворческой деятельности в Российской Федерации;
3) исследовать современные проблемы совершенствования правотворчества Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, моделирование, формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой анализ.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Правотворчество: понятие, признаки, принципы и стадии
Право не в состоянии функционировать без государства, равно как и государство по отдельности не может существовать без права, т.к. правовые формы организации жизни общества свойственны только государству. Главной и решающей стадией при возникновении права является правотворчество, одновременно признающееся одной из отличительных его особенностей.
Правовой политикой признается политика, основанная на праве. Будучи осознанной и консолидированной, эта политика выражается, главным образом, в законах, конституциях, кодексах, других базовых правовых актах. В правовой литературе отмечается, что правовая политика, несмотря на все разнообразие характерных признаков и определений этого явления, понимается в обществе только в качестве правотворческой политики.
В настоящее время при создании единого правового пространства законодательная власть обращает собственное внимание на объективную потребность построения правовой политики в законотворческой сфере.
Современные разработки исследователей по проблемам правовой политики даже на этапе общей теории права ориентированы, главным образом, на законотворческий процесс, на возможность выражения теоретических концепций в жизни при определенных преобразованиях правовых актов. Проблема законотворческой политики считается одной из наиболее актуальных проблем теории правоведения .
Правотворчество представляет из себя структурную часть законодательного процесса, который между тем считается более широким по объему, включая в себя кроме процедуры формирования, изменения и отмены правовых норм, деятельность, которая связана с созданием и управлением правотворческим процессом (ее нельзя представить без использования государственного влияния), проработку концепции, тенденций правотворчества, задач, целей, приоритетов правотворческой политики.
Субъектом правотворческой деятельности может быть как государство, так и разные общественные силы, во-первых, политические институты. Можно вести речь о правотворчестве определенного государственного органа – Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, о политике партии или группы лоббистов. Правотворчество государство – это не что иное, как влияние государства на правотворческий процесс, обладающий осмысленным и систематизированным характером .
Правотворческая форма реализации на практике правовой политики главным образом отражает направление и стратегические основы правовой политики. Между тем выделять ее абсолютность, как наиболее важную форму реализации правовой политики, согласно позиции В. Н. Протасова, вряд ли можно признать обоснованным. Общеизвестно, что любые, наиболее справедливые, правдивые и выверенные решения в области правотворчества не будут реализованы полностью, если не будут предусмотрены сильной политикой в области правоприменительной деятельности .
Именно в сфере правоприменительной деятельности реализуется потенциал и сущность правотворчества, именно здесь очень ярко выражается как правовая культура, так и правовой нигилизм, правовое бескультурье.
Между тем, следует отметить, что правоприменительная деятельность представляется возможной только при наличии регламентированной законотворческой основы, т.е. правотворчество, а равно правотворческая политика имеет приоритет в отношении правоприменительной практики. Без правовой базы, созданной по результатам правотворческого процесса, сложившегося под влиянием правотворческой политики, существование и функционирование правоприменительной деятельности не представляется возможным.
В любом случае правотворческая политика предшествует и определяет правоприменительную политику, по этой причине мы придерживаемся позиции, что лидерство в системе имеющихся направлений правовой политики РФ принадлежит законотворческой форме, которая выражается и реализуется в научно обоснованном принятии, изменении и отмене специально уполномоченными органами правовых актов и юридических договоров, в возникновении массива нормативных положений, составляющих регулятивную основу правовой политики. Согласно позиции исследователей, основная проблема здесь заключается не в числе юридических документов, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. А для этого требуется решить задачи законотворческой политики, соблюдать принципы и учитывать приоритеты .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)// Российская газета , N 256, 31.12.2001
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 28.02.2023) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
8. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 23.12.2022) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
9. Алексеева Л.А., Зеленцова Е.Д. Правотворческие ошибки // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2020. - № 3. - С. 35-37.
10. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 497 с.
11. Ахметзянова Р.Р. Основные стадии правотворческого процесса // Право и государство: история и современность, перспективы развития. Сборник научных статей. – 2019. – С.14-18
12. Горбуль Ю.А., Левадний Е.С. Правотворческие ошибки // Личность, общество и государство в правовом измерении. Сборник научных статей. - 2021. - С. 21-25.
13. Кагерманов А.С.С. Некоторые аспекты правотворчества в Российской Федерации // Журнал «Право и практика». - 2019. - № 1. - С. 53-57.
14. Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права [Текст] / В.Н. Корнев // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2017. – № 8 (48). – С. 35-38
15. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
16. Магомедова Е.А., Нефедов К.В. Актуальные проблемы правотворчества в контексте механизма правового регулирования // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 1. - № 9 (25). - С. 618-621.
17. Марудина И.Э. Правотворчество: понятие, принципы, виды // Журнал «NovaUm.Ru». - 2019. - № 17. - С. 205-206.
18. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России: учебное пособие : в 2 т. Т. 1. Государство. — Москва : Проспект, 2019. — 640 с.
19. Махрова Е.И. К вопросу об определении понятия «правотворчество» в юридической науке // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных статей. - 2018. - С. 142-146.
20. Молокова Е.С. Правотворческие ошибки // Журнал «Нацразвитие. Наука и образование». - 2022. - № 6 (9). - С. 16-19.
21. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
22. Орешкина И. Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник СГЮА. - 2019. - №4 (129). – С. 57-60
23. Пискунова О.В. Правотворчество как форма обеспечения реализации правовых норм // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 5 (130). - С. 23-29.
24. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. -2018.- N 1. С. 7-9
25. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
26. Ромашов, Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 443 с.
27. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы российского права». — 2020. — Т. 15. — № 2. — С. 26-28
28. Симонов Г.С. Правотворчество как вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы права, экономики и управления». - 2017.- С. 156-161.
29. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – С. 106
30. Теория государства и права: учебник / С.Б. Зинковский [и др.]. — Москва: Статут, 2019. — 512 c.
31. Шабуров А.С. Правотворчество: понятие и содержание // Журнал «Личность, право, государство». - 2019. - № 2. - С. 67-69