Фрагмент для ознакомления
2
Стратегической направленностью школы XXI века согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [21] становится подготовка школьника, владеющего опытом творческой деятельности, а также способностью продуктивно, осмысленно и творчески реализовывать знания на практике. Одной из важных задач, стоящих сейчас перед школой, является активизация и развитие творческих способностей обучающихся во время учебного процесса в школе.
Развитие творческих способностей школьников имеет научную и практическую актуальность в связи с тем, что творческая индивидуальность каждого человека, которая реализуется им в личной и профессиональной сферах, является главным ресурсом развития современного общества.
Реализация задачи формирования творческой личности в большей степени зависит от образовательной организации, от того, насколько организация учебного процесса способствует творческому развитию обучающихся.
Опыт творческой деятельности, который рассматривается в настоящее время в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска новых путей его формирования. В связи с активным развитием современных технологий, готовых вариантов решения в Интернете, появлением нейросетей, очень трудно заинтересовать детей в проявлении творчества в работе. В этом заключаются трудности, связанные с достижением цели развития творческих способностей во время учебного процесса и формирования творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в общественной жизни и в процессе образования.
Главными задачами учителя является развитие у школьников творческой активности, креативности, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Путем решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. В школе важное место занимают формы занятий, обеспечивающие активное участие в учебном процессе каждого школьника, повышающие престиж знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результаты своей учебной деятельности. Такие задачи можно успешно решать через игровые формы обучения. Игра способствует благоприятной обстановке в образовательном процессе, в котором все психологические процессы проходят наиболее оживлённо и активно. Использование игры при обучении облегчает усвоение знаний, умений и навыков и оказывает благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей.
Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития творческих способностей у школьников и недостаточностью использования игры как средства, активизирующего творческий потенциал на уроках и во внеурочной деятельности.
Указанное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия нужны для использования игровых средств обучения, направленных на развитие творческих способностей школьников?
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема курсовой работы: «Игра как средство развития творческих способностей школьника».
Объект исследования: игра в образовательном процессе школы.
Предмет исследования: развитие творческих способностей школьников средствами игры.
Цель исследования: Изучить условия развития творческих способностей школьников средствами игры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности развития творческих способностей школьников.
2. Изучить использование игры в образовательном процессе школы.
3. Выявить условия, способствующие развитию творческих способностей школьников средствами игры.
4. Разработать конспекты урока и внеурочной деятельности с использованием игры как средства развития творческих способностей школьников 5 классов в соответствии с выявленными условиями.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, синтез и обобщение материала, моделирование.
Теоретическими основами исследования являются работы авторов, которые занимались проблемами творчества и использования игры в учебном процессе: К.А. Абульханова-Славская [1], Н.А. Бердяев [2], Д.Б. Богоявленская [3], Л.С. Выготский [4], Г.А. Давыдова [5], В.И. Загвязинский [7], И.П. Подласый [13], Я.А. Пономарев [14], С.Л. Рубинштейн [19] и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирована информация о развитии творческих способностей обучающихся средствами игры на уроках и во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы учителями общеобразовательных организаций для развития творческих способностей детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 24 литературных источников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А. Категория субъекта в диалектико-материалистической методологии: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. (09.00.01) / АН СССР. Ин-т философии. - Москва, 1974. - 43 с.
2. Бердяев Н. Смысл творчества. М.: Изд-во АСТ, 2018.
3. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019.- Т. 15.- № 2.- С. 14-21.
4. Выготский Л. В. Педагогическая психология //Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
5. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. АН СССР, Ин-т философии. - Москва : Наука, 1976. - 175 с.
6. Желвакова Е.С. Методы использования дидактической игры в начальной школе // Science Time. – 2021.-№1.- C.36-40
7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
8. Кусаинова А. А. Построение педагогического эксперимента по формированию творческих умений у учащихся 7 класса на уроке технологии по разделу «Декоративно-прикладное творчество» / А. А. Кусаинова. // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 64-68.
9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
10. Макаренко А.С. О воспитании. М. : Политиздат. 1990. 415 с.
11. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. 2017.- №52.- С. 201-204.
12. Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков. // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 838-840.
13. Подласый И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 575 с.
14. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
15. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М.: Наука, 1990.
16. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 19.05.2023)
17. Психология одаренности и творчества / Дружинин В. Н., Савенков А. И., Богоявленская Д. Б. и др. / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 287 с.
18. Рожина В. А., Вахрушева А. В. Развитие учебной мотивации учащихся второго класса на уроках литературного чтения посредством применения дидактических игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 6–8.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Изд-во АСТ», 2020. – 790 с.
20. Сидоров О. В. Познавательная и творческая активность учителя технологического образования / О. В. Сидоров, Н. Н. Козинец, Л. В. Яковлева. Технологическое обучение школьников и профессиональное обучение в России и за рубежом: Сборник материалов 9 Международной научно-практической конференции (Новокузнецк 26–29 октября 2014 г.) / Под общ. ред. А. Н. Ростовцева — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2014. – С.121-126.
21. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.05.2023)
22. Шадрин А. С. Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 561-564.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: RUGRAM, 2022. — 360 с.
24. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С.6—20.