Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность работы речных судов на транспортной линии необходимо рассчитывать еще на стадии ее проектирования, так как не достаточные показатели работы судов могут способствовать убыточности работы предприятия.
Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания по дисциплине экономика предприятия и применить на практике методики анализа показателей использования флота, а также других экономических показателей с последующей разработкой предложений по повышению эффективности деятельности судоходного предприятия внутреннего водного транспорта.
В задачи курсовой работы, определенные для решения входят:
– применение методов расчета себестоимости содержания судна и транспортной работы в судоходной отрасли;
– закрепление навыков и умений укрупненного расчета основных экономических показателей деятельности судоходного предприятия: валовые доходы, расходы, прибыль, налоговые платежи;
– определение показателей использования основных производственных средств и трудовых ресурсов в судоходной отрасли;
– определение обобщающих показателей эффективности деятельности судоходного предприятия и целесообразности внедрения рассматриваемой транспортной линии.
Исходные данные для определения индивидуального буквенно-числового кода представлены в табл. 1.
Исходные данные для выполнения курсовой работы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Индивидуальные исходные данные для выполнения курсовой работы
1. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СУДОВ
1.1. Грузооборот, потребность в судах и натуральные показатели использования флота на перевозках
Потребность в судах (N) для выполнения заданного грузооборота на транспортной линии определяется по формуле:
N = Glгр. / (Pв ∙ Тэкс ∙ крп ∙ Qp), ед. (1)
N – расчетная потребность в судах для выполнения заданного грузооборота, единиц. Полученное дробное число означает, что одно судно из расчетной потребности будет работать не полную навигацию;
Glгр – весь грузооборот на транспортной линии, ткм.
Грузооборот на транспортной линии определяется как произведение заданного объема перевозок на линии G,т и расстояния перевозок с грузом lгр, км:
Glгр = G х lгр., ткм. (2)
G = 294000 т.
Lгр = 399 км.
Glгр = 294000 х 399 = 117 306 000 ткм.
Рв – валовая производительность работы судна, ткм/тж - сут. Это объем транспортной работы в расчете на одну тонну грузоподъемности судна в одни сутки его эксплуатации. Является комплексным показателем, характеризующим использование судна по времени и по производительности;
Тэкс. – период эксплуатации, сут.
Тэкс. = 240 сут.
Это время с момента ввода судов в эксплуатацию по приказу об открытии навигации до момента постановки их на зимний отстой по приказу о закрытии навигации;
Крп – коэффициент рабочего периода.
Крп = 0,971.
Коэффициент рабочего периода учитывает сокращение периода эксплуатации судна в результате планового время нахождения судна в навигационном ремонте, мотоочистке, доковании без вывода из эксплуатации;
Qр – регистровая грузоподъемность судна, т.
Qр = 2700 т.
Производительность судна в валовые сутки эксплуатации Рв (ткм/тж- сут.) можно рассчитать по формуле:
Рв = ε ∙ υхгр. ∙ αх.гр., ткм/тж-сут.экспл. (3)
ε – нагрузка на тонну грузоподъемности, т/тж.
ε = 0,95 т/тж.
Нагрузка на тонну грузоподъемности является показателем использования судна по его грузоподъемности, зависит от характеристик перевозимого груза и путевых условий судоходства;
υх.гр. – техническая скорость хода судна с грузом, км/сут.
Для упрощения расчетов принимается υх.гр. = υх. ∙ 24, где υх – средняя скорость хода судна, км/час.
υх. = 19,4 км/ч.
υх.гр. = 19,4 х 24 = 465,6 км/сут.
αх.гр. – коэффициент ходового времени с грузом.
Коэффициент ходового времени с грузом является показателем использования флота по времени, показывает долю ходового времени судна с грузом в общей продолжительности кругового рейса и определяется по формуле:
αх.гр. = tх.гр. / Ткр.р, (4)
Tкр.р. – время кругового рейса, сут. Это время между двумя последовательными постановками судна под погрузку в одном и том же порту.
Время кругового рейса рассчитывается по отдельным его составляющим:
Ткр.р. = tх + tст, сут. (5)
где tх – время ходовых операций, сут.;
tст – время стояночных операций, сут..
Время ходовых операций определяется по формуле:
tх = tх.гр. + tх.п., сут. (6)
tх.гр. – время хода судна с грузом, км/сут.
Время хода судна с грузом можно определить следующим образом:
tх.гр. = lгр. / υх.гр. , сут. (7)
tх.п. – время хода судна порожнем, сут.
В расчетах принимаем время хода судна порожнем по формуле: tх.п. = 1,2 х tх. гр, сут..
Время стояночных операций рассчитывается по формуле:
tст = tож.п. + tп + tож.в. + tв + tз.п. +tшл. , сут. (8)
tп, t.в – время стоянок судна под погрузкой (выгрузкой), сут.
Время стоянок судна под погрузкой (выгрузкой) определяется как отношение эксплуатационной загрузки судна к судо-суточным нормам погрузки (выгрузки) судов в портах:
tп(в) = Qэ / Mп(в), сут. (9)
Qэ – эксплуатационная загрузка судна (количество груза в судне), т.;
Mп, Mв – судо-суточные нормы погрузки (выгрузки) судов в портах, т/ сут.
Mп = 2300 т/ сут.
Mв = 2000 т/ сут..
Эксплуатационная загрузка судна (количество груза в судне)
Qэ = ε ∙ Qp, т (10)
Qэ = 0,95 х 2700 = 2565 т.
tож.п., tож.в. – время ожидания в портах погрузки и выгрузки груза соответственно, сут.
В расчетах принимается tож.п = 0,3 х tп, и tож.в. = 0,5 х tв ;
tз.п., tшл. – время стоянок из-за задержек в пути и шлюзования, сут.
В расчетах принято равным 0.
tп = 2565 : 2300 = 1,12 сут.
tв = 2565 : 2000 = 1,28 сут.
tож.п = 0,3 х 1,12 = 0,34 сут.
tож.в. = 0,5 х 1,28 = 0,64 сут.
tст = 0,34 + 1,12 + 0,64 + 1,28 + 0 + 0 = 3,38 сут.
tх.гр. = 399 / 465,6 = 0,86 сут.
tх.п. = 1,2 х 0,86 = 1,03 сут.
tх = 0,86 + 1,03 = 1,89 сут.
Ткр.р. = 1,89 + 3,38 = 5,27 сут.
αх.гр. = 0,86 / 5,27 = 0,16.
Рв = 0,95 х 465,6 х 0,16 = 70,77 ткм/тж-сут.экспл.
N = 117 306 000 / (70,77 х 240 х 0,971 х 2700) = 2,63 ед.
Принимаем количество судов равным 3 единицы (одно судно из расчетной потребности будет работать не полную навигацию).
Таким образом, весь грузооборот на транспортной линии составил 117 306 000 ткм.
Производительность судна в валовые сутки эксплуатации составила 70,77 ткм/тж-сут.экспл.
Доля ходового времени судна с грузом в общей продолжительности кругового рейса составляет 16 %.
Время кругового рейса составило 5,27 суток.
Эксплуатационная загрузка судна –2565 т.
Потребность в судах для выполнения заданного грузооборота на транспортной линии составила 3 единицы.
1.2. Себестоимость содержания судна
Себестоимость содержания судна в расчете на судо-сутки хода (Sх) и стоянки (Sст) по элементам затрат определяется следующим образом:
Sх = (Sот + Sперв. + Sпр + Sт.х.) ∙ Крр тыс.руб./судо-сут., (11)
Sст = (Sот + Sперв. + Sпр + Sт.ст.) ∙ Крр тыс.руб./судо-сут., (12)
Sот – ставка прямых затрат на оплату труда судового экипажа с учетом взносов на обязательное социальное страхование;
Sперв. – ставка прямых затрат, зависящих от первоначальной стоимости судна;
Sпр – ставка затрат на прочие прямые расходы по содержанию судна;
Sт.х., Sт.ст. – ставка прямых затрат по топливу на ходу и на стоянке соответственно.
Крр – коэффициент распределяемых расходов, равный отношению этих расходов к прямым затратам на содержание судна.
Крр = 1,14.
Ставка затрат, на оплату труда судового экипажа (Sот.) рассчитывается следующим образом:
Sот = (Из.п. + Ирац. + Из.о.) / (Тэкс ∙ Крп) тыс.руб./судо-сут., (13)
Из.п. – затраты по оплате труда экипажа в навигационный период и период вооружения-разоружения судна, тыс.руб.;
Ирац. – затраты на рацион коллективного питания в навигационный период и период вооружения-разоружения судна, тыс.руб.;
Из.о. – затраты по оплате труда экипажа в период зимнего отстоя, тыс. руб.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексейчева Е.Ю. и др. Экономика организации (предприятия). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
3. Воробьева И.П., Селевич О.С. Экономика и управление производством: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
4. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. – 133 с.
5. Кантор Е.П., Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.
6. Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятий): Учебник. – М.: Проспект, 2010. – 160 с.
7. Мокий М.С. Экономика фирмы: учебник и практикум для вузов / М.С. Мокий, О.В. Азоева, В.С. Ивановский; под редакцией М.С. Мокия. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
8. Низовкина Н.Г. Управление затратами предприятия (организации): учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
9. Поваров Г.В. Производственные ресурсы и производительность труда на внутреннем водном транспорте. Сборник задач. – СПб.: СПГУВК, 2010. – 93 с.
10. Поваров Г.В. Экономика предприятий (организаций). Расчет эксплуатационных и экономических показателей и выбор оптимального типа судна для перевозки груза речным транспортом. Методические указания к выполнению курсового проекта. – СПб.: СПГУВК, 2006. – 54 с.
11. Поваров Г.В. Экономика и государственное управление водными коммуникациями: Учебное пособие. – СПб: СПГУВК, 2006. – 140 с.
12. Поваров Г.В. Производственные ресурсы, их назначение, показатели состояния и использования. Конспект лекций. – СПб.: СПГУВК, 2010. – 64 с.
13. Поваров Г.В. Себестоимость на внутренних водных коммуникациях. Учебное пособие. – СПб: СПГУВК, 2009. – 86 с.
14. Суворова Л.П., Поваров Г.В., Березина А.Б., Копцева Е.П. Производственные ресурсы транспортного предприятия. Учебное пособие. – СПб.: СПГУВК, 2003. – 126 с.
15. Суворова Л.П., Копцева Е.П., Березина А.Б., Четвергова С.О. Экономика предприятия. Расчет и обоснование производственных и экономических показателей работы судоходного предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы. – СПб.: СПГУВК, 2008. – 51с.
16. Тертышник М.И. Экономика предприятия: Учебно-методический комплекс. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 301 с.
17. Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник/ Под ред. проф. Б.Н. Чернышева, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 535 с.
18. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев, Е.А. Ерохина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 398 с.
19. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ Т.К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф.Т.К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-воУМЦУПИ, 2018. – 260 с.
20. Экономика предприятия / С.П. Кирильчук [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 517 с.