Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы «объяснения» как ведущего дидактического метода
1.1. Ретроспективный анализ дидактических методов обучения……………5
1.1.1. Метод объяснения на различных исторических этапах развития школьного образования……………………………………………………… 10
1.2. Особенности объяснительного метода на современном уроке……… 14
Глава 2. Объяснение как важнейший метод изучения материала на уроках истории
2.1. Особенности уроков истории для формирования личности учащихся..20
2.2. Использование метода объяснение в условиях современного урока…22
Заключение …………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………….28
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования состоит в изменении образовательных парадигм. Тенденциями современного образования ученые выделяют гуманизацию, гуманитаризацию, компьютеризацию, интернационализацию. Но ведущие субъекты образования остаются всегда учитель и ученик. Педагог выстраивает образовательный процесс в соответствии с требованиями времени, однако объяснение учителя во все времена остается обязательным методом обучения. Объяснение на современном уроке истории зависит от многих факторов современной педагогической науки. Эту проблему решает учитель на каждом занятии.
Проблема определила темы исследования – «Объяснение как важнейший метод организации изучения материала на уроках истории».
Цель исследования – определение особенностей метода объяснения в условиях современного технологического образования.
Объект исследования – современные методы и технологии обучения
Предмет исследования - объяснение как важнейший метод организации изучения материала на уроках истории.
Тема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы общедидактических методов обучения и педагогических технологий как фактора эффективности образовательного процесса.
2. Проанализировать эволюцию «объяснения» как дидактического метода на разных этапах развития педагогической науки.
3. Подобрать методы исследования
4. Определить условия практического применения методов обучения и педагогических технологий с учетом возрастных особенностей на уроках истории.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: общенаучные и специально-исторические.
Общенаучные:
1) Системно-структурный; классификации. Системно-структурный был использован в работе для анализа научной литературы.
2) Сопоставительный - для анализа сходств и различий традиционной системы обучения и современных подходов к организации урока
3) Обобщение и систематизация известных данных.
4) Монографический (описательный) - при описании приемов по работе с текстовым материалом.
Специально-исторические методы: сравнительно-исторический, логического анализа, хронологический.
Теоретической базой исследования послужили:
― классификация общедидактических методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер)
― концепция формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова и др.);
― концепция формирующего оценивания (Романов Ю.В., М.А. Пинская);
― классификация педагогических технологий (Блум Б., В.М. Кларин, А.А. Вербицкий, Ю.С. Тюнников Селевко Г.К., Светенко Т.В.);
― приемы развития критического мышления (Загашев И.Ю., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.);
― исследования, посвященные общению в психологии и педагогике (А. Г. Хрипкова, Г. С. Абрамова, Д. Б. Эльконин);
― в методике обучения истории и обществознанию (С.И. Козленко, Е.В.Саплина).
Работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы, 2 приложения. В работе имеется 2 рисунка, 2 таблицы.
Глава 1. Теоретические основы «объяснения» как ведущего дидактического метода
1.1. Ретроспективный анализ дидактических методов обучения
История развития педагогической науки прошла длительное развитие от «народной педагогики – делай как я» до современного высокотехнологического обучения. Во все времена непосредственное взаимодействие учителя и ученика были основополагающими в обучении, поэтому «объяснение» является важнейшим педагогическим методом.
Американский педагог К. Керр выделяет четыре "революции в области методов обучения". Первая состояла в том, что наставники-родители уступили место профессиональным учителям. Сущность второй заключалась в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения .
Дидактика – от древнегреческого – поучающий, т.е. искусство обучения. В различные периоды развития педагогики искусство передачи знаний и опыта подрастающему поколению имел различные трактовки.
Термин дидактика ввел в научный оборот на рубеже XVI –XVII веков немецкий педагог и философ Вольфганг Ратке (Ратихиус) (1571-1635)
Я.А. Коменский (1592—1670) в своей знаменитой «Великой дидактике» систематизировал дидактические принципы, условия успешного обучения, структуру учебного процесса, требования к учителю и его преподаванию.
И.Ф. Гербарт (17762-1841), К.Д. Ушинский (1824-1870) рассматривали дидактику как тесное взаимодействие педагогики с возрастной психологией и с практикой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аванесов В.С. "Композиция тестовых заданий". 3 изд. М.: Центр тестирования, 2002. -240с.
2. Аванесов В.С. Теория квантования учебных текстов testolog@mail.ru
3. Авраменко А. А. Преподавание истории в школе: проблемы и перспективы // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II. С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5443-prepodavanie-istorii-v-shkole-problemi-i-pers
4. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России / 6 класс. М: Просвещение, 2020. Ч1 — 128c., Ч2 — 128c.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.) https://search.rsl.ru/ru/record/01001274022
6. Борисевич Методы обучения / https://elib.bspu.by/bitstream/doc/20719/1/Борисевич.%20Методы%20обучения.pdf
7. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе, Электронная библиотека, 2012. https://search.rsl.ru/#ff=27.10.2022&s=fdatedesc
8. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
9. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шелкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
10. Живанская Н.Л. //живанскаяя деятельностный урок.pdf
11. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация https://www.studmed.ru/view/zagvyazinskiy-vi-teoriya-obucheniya-sovremennaya-interpretaciya_d6fba669cac.html?page=10
12. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. под научной редакцией Карпова С.П. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в. 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни. М: Русское слово, 2020
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика, М., 2013
14. Коменский Я.А. «Великая дидактика» https://obrex.ru/biblioteka/25-pervoistochniki/734-komenskij-ya-velikaya-didaktika
15. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
16. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва – 2003г.
17. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981 https://www.studmed.ru/lerner-iya-didakticheskie-osnovy-metodov-obucheniya_4c9038bec46.html
19. Панина, Т. C. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М.: Академия, 2006.
20. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
21. Приставка Е. 5 платформ для интересного урока истории или обществознания https://pedsovet.org/
22. Решеткина, И. В. Интерактивное обучение в контексте современных тенденций развития школьного и вузовского образования / И. В. Решеткина, С. В. Селивоник // Wissenschaft und Bilding im Kontekst von Kultur und Gesellschaft: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 13 мая 2008 г. / Омский гос. пед. ун-т; редкол.: докт. Д. М. Федяев (отв. ред.) [и др.]. – Омск, 2008. – С. 114–118.
23. Родионова О. С. К вопросу о единицах членения текста. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinitsah-chleneniya
24. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2010, - 256 с.
25. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 368 с.
26. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
27. Федеральный государственный образовательный стандарт https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia
28. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000
29. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2016.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение. 2018. – 220 с.
31. Электронные учебники: проблемы и перспективы. Firo.ru>wp-content/upload/2014/04/Paltievich