Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Как известно, все люди являются участниками сложной системы взаимоотношений, направленных на дости-жение определенных целей – как групповых, так и личных. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудно-стей в общении, вытекающих в конфликты.
Конфликт это столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимо-действия. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит об их относительной безвредности для человека. Однако де-структивное поведение в конфликте может стать препятствием в деятельно-сти какой-либо группы, нарушить взаимоотношения внутри группы и между отдельными индивидами, и стать существенным стрессором для них, развитию негативных эмоциональных состояний, в том числе и тре-вожности.
Тревожные расстройства - распространенное явление в современном обществе. Тревога - это сигнал о неопределенных, угрожающих измене-ниях в организме или внешнем мире, имеющий адаптивное значение. Страх также носит защитный характер и возникает при действии угрожа-ющего стимула, однако страх возникает перед реальной угрозой, то есть у него есть объект, тревога же отражает возможность предстоящей угрозы. Согласно статистике, тревожные расстройства занимают третье место по распространенности среди психических расстройств после депрессии и ал-коголизма.
Актуальность темы исследования заключается в установлении взаи-мосвязи тревожности и конфликтного поведения, так как состояние трево-ги, хоть и является универсальной формой эмоционального предвосхище-ния неуспеха, которое мобилизует резервы психики и стимулирует поис-ковую активность, за границами оптимальных значений она оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида, в том числе и на выбор тех или иных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования – выявить взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: связь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимо-связь между уровнем тревожности и стилями поведения в конфликтных си-туациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования тревожности и поведения в конфликтных ситуациях.
2. Исследовать эмпирическим путем уровень тревожности и особен-ности поведения в конфликте у взрослых людей.
3. Проанализировать связь уровня тревожности и выбором страте-гий конфликтного поведения.
Методы исследования:
– теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические (тестирование, опрос).
– методы математико-статистической обработки данных.
Выборка исследования. 30 человек в возрасте 25 – 35 лет, из них 16 женщин и 14 мужчин.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности и стратегий поведения в конфликте
1.1. Понятие тревожности в психологии
Проблема тревожности занимает важнейшее место в современном научном мире, и не только в психологии, но и в психиатрии, философии, социологии, биохимии, физиологии.
Первый, кто сосредоточился на проблеме тревоги – З. Фрейд. Уче-ный характеризовал тревожность как эмоциональное состояние, которое включает в себя чувство ожидания и неуверенности, чувство слабости и беспомощности. Эта характеристика проявляется в меньшей степени в компонентах состояния тревоги, чем в его внутренних предпосылках [25].
Очень большое количество работ в настоящее время посвящено изу-чению тревожности. Уточнение теоретических и методологических прин-ципов играет важную роль в углубленном анализе. Многие ученые убеж-дены, что четкое концептуальное различие между определениями тревоги как состояния и тревожности как характеристики и черты личности очень важно.
В литературе объяснение тревоги как эмоционального состояния считается главным, в то время как в работах некоторых авторов это состо-яние часто связано с эмоцией страха.
Однако более подходящая тенденция рассматривать страх как осо-бое состояние, что возникает с другими эмоциональными состояниями, аффектами и эмоциями 10]. Концепция страха часто используется для опи-сания психического состояния, которое определяется субъективными ощущениями беспокойства и напряжения, темных предчувствий и физио-логически связано с активацией вегетативной нервной системы.
Каждый здоровый человек воспринимает страх как нормальное со-стояние, когда ожидаются отрицательные результаты. Это состояние воз-никает, когда человек воспринимает определенные стимулы или ситуацию, в которой присутствуют элементы угрозы, вреда и опасности. Страх игра-ет серьезную роль не только как индикатор угрозы, но и как мобилизатор умственных и физических резервов человека.
Тревога – это уникальная форма эмоционального предвкушения не-удачи, сигнализирующая субъекту о необходимости тщательно спланиро-вать все основные условия будущего дела, способствуя тем самым опти-мальной подготовке к действиям, наиболее соответствующим целям. Дру-гими словами, она поощряет деятельность, направленную на получение информации о будущих действиях, эмоциональные состояния тревоги мо-гут повысить уровень эффективности саморегуляции, что гарантирует бо-лее успешную реализацию деятельности [17].
Тревожность рассматривается преимущественно как негативное со-стояние. Ю.Л. Ханин отметил, что тревога является реакцией на различные стрессовые факторы (в основном социально-психологические), которые определяются различной интенсивностью, изменениями во времени и наличием неприятных, сознательных переживаний. Напряжение, страх, тревога сопровождаются выраженной активацией вегетативной нервной системы.
Тревога может варьироваться по интенсивности и иногда в зависи-мости от уровня стресса, которому подвержен человек, но чувство страха передается каждому человеку в соответствующих ситуациях [26].
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, обобщают взгляды разных исследо-вателей и под тревожностью понимают индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсив-ным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге возникно-вения этого состояния. Тревога в данном контексте – эмоциональное со-стояние психической напряженности, возникающее в результате предчув-ствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, реальной или воображаемой приближающейся опасности или как реакция на воз-можную неудачу [21].
В структуре тревожности Д.Н. Баринов, К.Р. Сидоров находят взаи-мосвязь фундаментальных эмоций: гнева, вины, стыда и интересом, а так-же с
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова-Tурченко, А.Г. От конфликта к взаимопониманию / А.Г. Антонова-Tурченко. – М.: АСTдрук, 2012. – 37 с.
2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256 с.
3. Баринов, Д.Н. Социальные тревоги как феномен общественной жизни (социально-философский анализ): автореф. дис…. докт. философ. наук / Д.Н. Баринов. – М., 2011. – 48 с.
4. Высоков, И.Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / И.Е. Высоков. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 431 с.
5. Габдреева, Г.Ш. Общая психология: Краткий конспект лекций / Г.Ш. Габдреева. – Казань, 2013. – 150 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 702 с.
7. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Экмос, 2000. – 319 с.
8. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях пре-одоления кризиса / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 320с.
9. Зеленков, М.Ю. Конфликтология / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 c.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 752с.
11. Ишмуратов, В.А. Конфликт и согласие / В.А. Ишмуратов. – М.: Hаука, 2012. – 99 с.
12. Каменская, В.Г. Психология конфликта. психологическая защита и мотивации в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – М.: Юрайт, 2023. – 150с.
13. Кузьмина, Т.В. Конфликтология: учебное пособие / Т.В. Кузьмина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.
14. Марков, Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менедж-менту / Г.Н. Марков. – СПб: Альфа, 2000. – 174 с.
15. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй / пер. с англ. М.И. Заваловой и А.Ю. Сибуриной; терминолог. правка В. Данченка. – К.: PSYLIB, 2005. – 379с.
16. Набиуллина М.Р. Исследование связи стратегий взаимодействия в конфликте и уровня тревожности у подростков / М.Р. Набиуллина. В сборнике: Конфликты в образовании и социальной сфере: теоретиче-ские и прикладные аспекты: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Д. А. Яковец, Н. Г. Брюхова. – 2018. – С. 155-159.
17. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. За-ведений / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726 c.
18. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко– СПб.: Речь, 2008. – 688с.
19. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изда-тельство Московского психолого – социального института, 2003. – 224 с.
20. Прихожан, А.М. Психология тревожности / А.М. Прихожан. – СПб.: "Питер", 2009. – 211 с.
21. Психологический словарь / под ред В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.
22. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных це-лей без перегрузок и выгорания: Учебное пособие / Когон К., Бори-сов Е., Ионов В. – М.: АЛЬПИНА, 2018. – 240 с.
23. Салимгереев, З. Управление конфликтом как способ его предупре-ждения и урегулирования З. Салимгереев // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 36 – 37.
24. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Си-доров // Вестник Удмурского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
25. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
26. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М.: Физ-культура и спорт, 2005. – 209 с.