Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Профессиональное здоровье и профилактика эмоционального выгорания у специалистов МЧС России
1.1. Эмоциональное выгорание: теоретический анализ научной литературы
Проблема эмоционального выгорания рассмотрена в научных публикациях И. В.Серафимович [23], Е. В Родионовой., Т. В. Конюховой [22], Л. О.Кобелевой [11], С. Ю. Чимарова [30], А. Д., Охоткина, Н. Л. Максимовой [17], Е. В.Филь, Ю. А. Китановой [28], М. Г. Тимофеевой [26], Е. А.Зайцевой, А. А. Казакова [7] и др.
Понятие «синдром эмоционального выгорания» было введено в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Данный синдром проявляется нарастающим эмоциональным истощением, хронической усталостью и «невыходом» из состояния стресса. Больных беспокоит постоянная усталость, слабость, недомогание, повышенная утомляемость, излишняя озабоченность по поводу выполнения работы и различные страхи.
Исследователь Е. В.Ильина определяет понятие следующим образом:
«Выгорание – это такая реакция организма, которая проявляется на внешние жизненные факторы в форме полного или частичного исключения эмоций» [10, c.217].
«Эмоциональное выгорание – это индивидуальная защитная реакция организма, сопровождающаяся ментальными и физическими недомоганиями» [10, c.217]
Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в результате длительного стресса.
Эмоциональное истощение ощущается как:
– перенапряжение,
– опустошенность,
– исчерпанность собственных ресурсов,
– заболевания,
– деперсонализация,
– личностная отстраненность,
– развитие негативного отношения,
– потеря мотивации,
– возрастает обезличенность и формальность контактов,
– появляются вспышки раздражения,
– утрата эффективности,
– снижение самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, недовольство собой,
– уменьшение ценности своей деятельности, бесполезности работы.
Важно помнить, что выгорание – это процесс и со временем симптомы будут усугубляться, если не предпринимать никаких действий.
Стадии эмоционального выгорания.
Джерольд Гринберг рассматривает эмоциональное выгорание как процесс, проходящий через 5 стадий:
1. «Медовый месяц» – стадия энтузиазма и вовлеченность.
2. «Недостаток топлива» – усталость и снижение участия.
3. «Хронические симптомы» – недомогания, раздражительность, недовольство окружением.
4. «Кризис» – истощение, снижение работоспособности и недовольство собой.
5. «Пробивание стены» – разочарование и отчаяние. Угроза здоровью и/или карьере.
Обычно, когда звучит термин “выгорание” представляется картина, как человек лежит без сил и ничего не хочет. А на самом деле выгорание начинается с энтузиазма и вовлеченности, когда хочется успеть больше и сделать лучше. Таким образом специалист каждый день тратит чуть больше ресурсов, чем успевает восстановить.
В норме человек находится на 1-2 стадии выгорания. Сначала вдохновляется проектом или идеей, потом сталкивается с трудностями в реальности, устает, восстанавливает силы и снова чувствует интерес к работе.
На первых этапах помогает поддержка коллег и качественный отдых. Позже этих мер будет недостаточно, потому что на следующих стадиях уже затронута мотивация и ценности человека. Для помощи себе на следующих этапах необходимо сбалансировать то, что вы отдаете и что получаете взамен. Здесь имеет смысл задуматься о том, на своем ли вы месте, зачем вам именно эта работа и эта организация, что здесь для вас важного и ценного и ради чего вы так стараетесь. Инвентаризацию своих ценностей и целей лучше всего проводить в беседе с другим человеком – это может быть близкий друг или психолог.
Существует 4 фактора формирования синдрома выгорания:
1. Личностные особенности сотрудников (высокие амбиции, перфекционизм, внешний локус контроля, комплекс «спасателя», идеалистические ожидания).
2.Содержание самой работы (работа сотрудников МЧС России, с людьми в состоянии кризиса, с утратами, неблагополучными семьями, в детских домах, приютах, психоневрологических интернатах, хосписах, благотворительных организациях, в больницах или в полиции).
2. Организационные факторы (ненормированный рабочий день, напряженный рабочий ритм, многозадачность, неясные задачи, отсутствие критериев оценки труда, противоречивые требования, отсутствие рабочих мест, оборудования, материалов, полномочий, отсутствие системы, алгоритмов).
3. Климат в коллективе и культура организации (поддержка или обесценивание, унижение или уважение, отсутствие признания вклада сотрудников).
В зависимости от того, какой из факторов является наиболее стрессогенным, необходимо подбирать инструменты профилактики и преодоления синдрома выгорания.
Личностные особенности сотрудников в меньшей степени влияют на процесс эмоционального выгорания и легко компенсируются условиями работы. Например, влияние перфекционизма снижается, если в организации есть четкие критерии успешности и график работы. Для работы с тяжелыми переживаниями, которые возникают в процессе самой работы чаще всего проводятся группы поддержки или другие форматы, способствующие снятию напряжения (арт-терапия, релаксирующие встречи, отреагирование эмоций).
Для повышения компетенций сотрудников используется обучение и помощь (наставничество) более опытных коллег.
Для решения сложностей в организационных вопросах и изменений в культуре организации подходят мероприятия, на которых все члены коллектива или руководство обсуждают варианты изменений, новые правила, ценности, цели.
Причина эмоционального выгорания - отсутствие баланса. Баланс может быть нарушен между:
– работой и отдыхом,
– между тем, что человек отдает организации и что он получает взамен,
– между ответственностью, возложенной на сотрудника, и полномочиями, которые ему необходимы.
Е. В. Ильина выделяет 5 групп симптомов, по которым можно определить эмоциональное выгорание [10, c.217-218]:
1. Поведенческие симптомы: усталость, постоянное желание отдохнуть; отсутствие физической активности, безразличие к еде ;
2. Физические симптомы: утомление, головокружение, тошнота, повышение или понижение веса;
3. Социальные симптомы: изоляция от окружающего мира, отсутствие интереса к работе, любимому хобби;
4. Интеллектуальные симптомы: отсутствии интереса к новым идеям, работе по старым шаблонам, отказе от участия в мероприятиях
5. Эмоциональные симптомы: отсутствие эмоций, пессимизм, черствость как на работе, так и в личной жизни.
Риск развития профессионального выгорания определяется «Зоной стабильности». Исходную зону стабильности определяют следующие факторы [10, c.283-285]:
1) Тип высшей нервной деятельности (темперамент)
2) Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям
3) Отсутствие психологических и физических травм в детстве
4) Наличие семейных традиций
1.2. Профессиональная деятельность и факторы риска эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России
Профессиональные риски сотрудников МЧС первоначально обусловлены психическими и физиологическими свойствами человеческого организма, а также особенностью рабочего процесса
Профессия пожарного имеет четвертый класс опасности труда. Особенности профессиональной деятельности сотрудников противопожарной службы МЧС России:
суточные дежурства;
ожидание выезда;
сбор по тревоге;
вызов на работу при чрезвычайной ситуации в любое время дня и ночи.
видят тяжелые травмы, смерть и горе пострадавших;
видят разрушения;
выполнение задач в условиях риска для жизни: экстремальные температуры, задымление, разрушения, взрывы, работа в условиях нулевой видимости на высоте и др..
гибель и травмы коллег-сослуживцев
получение травм.
А.А.Аллаярова, Т.С. Чуйкова [2], Е.П.Максимова, С.В. Иванова [15] в своих исследованиях выявляют, что профессиональные риски сотрудников МЧС приводят к сильному нервно-психическому напряжению, которое расшатывает эмоциональную сферу и делает ее уязвимой, в результате чего могут возникать тяжелые профессиональные деформации.
Исследователь В. С. Кошкаров [12] разработал функциональную модель обеспечения устойчивости сотрудников ФПС МЧС России к эмоциональному выгоранию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева С. А., Генердукаева З. Т. Понятие профессионального выгорания в контексте научных исследований //Молодые исследователи. – 2023. – С. 44-51.
2. Аллаярова А.А., ЧуйковаТ.С. Посттравматический синдром как следствие профессионального стресса у спасателей МЧС // Рахимовские чтения–2021: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 14–15 декабря 2021 года). Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. С. 11–14
3. Балацкая Н. Я. Методика плассотерапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания «ЖИТО»(авторский метод НЯ Балацкой //СМАЛЬТА международный научно-практический и методический журнал. – 2023. – №. 1. – С. 64-72.
4. Беглецова В. С., Косаревская Т. Е. Исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик работников. – 2023.
5. Булгаков А. В., Кулиева Т. А. Обзор отечественных и зарубежных исследований синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции: инструментарий, результаты, профилактика //Вестник Московского университета МВД России. – 2023. – №. 1. – С. 326-333.
6. Дауров И. Р. Влияние поведенческих копингов и стрессоустойчивости на эмоциональное выгорание сотрудников МВД. – 2023.
7. Зайцева Е. А., Казаков А. А. Профессиональное выгорание сотрудников правоохранительных органов: причины и факторы //Социальное управление. – 2023. – Т. 5. – №. 1S. – С. 81-84.
8. Иванова С. В., Максимова Е. П. Проблема эмоционального выгорания у пожарных-спасателей МЧС //XXI век. Техносферная безопасность. – 2023. – Т. 8. – №. 1 (29). – С. 57-65.
9. Ильина Е. В. Проблема эмоционального выгорания в современном мире //Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы. – 2023. – С. 217-219.
10. Киселев А. М. Об организации системы профессиональной подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №. 3-2 (78). – С. 181-183.
11. Кобелева Л. О. Актуальное состояние практикующих психологов в профессиональной деятельности //Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. – 2023. – С. 230-233.
12. Кошкаров В. С. Факторы риска и модель формирования эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей МЧС России //ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. – 2014. – 23 c.
13. Кузнецова А. А., Миняхина К. А. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации сотрудников профессий экстремального профиля (на примере государственной противопожарной службы) //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2023. – Т. 11. – №. 2. – С. 155-171. – Режим доступа: https://lingusgu.elpub.ru/jour/article/view/29 - Доступ свободный. – Рус.яз.
14. Куликов Л.В., Иванова С.П., Кузьменкова Л.В., Горская Е.А. Основы психологической самопомощи: Учебное пособие по дисциплине «Психология и педагогика» для курсантов, студентов и слушателей высших учебных заведений МЧС / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: СПб университет ГПС МЧС России, 2011. – 156 с.
15. Максимова Е.П., Иванова С.В. Профессиональный стресс у спасателей МЧС // Безопасность – 2022: материалы XXVII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с Международным участием (Иркутск, 19–21 апреля 2022 г.). Иркутск: Изд-во: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2022. С. 139–142.
16. Морозов Е. М., Садоха Е. И. Психологическая природа феномена эмоционального выгорания //Гаудеамус. – 2023. – Т. 22. – №. 1. – С. 9-17.
17. Охоткин А. Д., Максимова Н. Л. Компоненты выгорания и стратегии поведения медицинских сестер в стрессовых ситуациях //научные труды молодых ученых и специалистов. – С. 139.
18. Поршнева Н. А. Психологическое консультирование специалистов МЧС: влияние на эффективность службы. – 2023.
19. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под. Ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл, 2007 – 319 с.
20. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учебное пособие. / под общ. Ред. Ю.С. Шойгу. – СПб.: СПб университет ГПС МЧС России, 2014. – 188 с.
21. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998-672 с.
22. Родионова Е. В., Конюхова Т. В. Динамические изменения уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов: результаты формирующего эксперимента //Векторы благополучия. – 2023. – Т. 48. – №. 1. – С. 59-72.
23. Серафимович И. В. и др. Ресурсность профессионального мышления и эмоциональное выгорание в профессиях социономического типа //Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15. – №. 1. – С. 56-72.
24. Сидоренко Е.М. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007.
25. Сухов Н. А. Управление профессиональными рисками //Состав редакционной коллегии и организационного комитета. – 2023.
26. Тимофеева М. Г. Профессиональное выгорание у социальных работников //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2023. – №. 1 (29). – С. 64-72.
27. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005.
28. Филь Е. В., Китанова Ю. А. Авторский психологический тренинг по профилактике психоэмоционального выгорания педагогов «эмоциональная устойчивость педагога» //наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты. – 2023. – С. 113-127.
29. Церфус Д.Н., Акиндинова И.А., Карагачева М.В., Козлова Ю.В., Реховская С.В., Меткин М. В. Здоровьесберегающие психологические технологии в подготовке специалистов помогающих профессий: Учебное пособие – СПб.: СПб УГПС МЧС России, 2016. – 178 с., ил.
30. Чимаров С. Ю. Некоторые замечания по проблеме выгорания личности полицейского в контексте его профессиональной деятельности //Наука и общество на пути к модернизации: современные взгляды, новые горизонты. – 2023. – С. 96-97.