Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития детей, в том числе и тех, у кого возможности здоровья и жизнедеятельности ограничены.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Оно связано со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. В работах таких классиков отечественной психологической и педагогической науки, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев подчеркивается взаимозависимость между уровнем развития воображения ребенка и характером его деятельности.
Воображение – одно из важных когнитивных качеств, которое тесно связано с креативным мышлением, способностью человека к созданию нового, прогнозированию и планированию. Любое новое открытие, художественное произведение, любой проект первоначально существовали в виде воображаемой модели. Важным для развития воображения периодом считается возраст от 5 до 15 лет, если организация образовательной и воспитательной деятельности в этом возрасте не будет включать в себя мероприятия, направленные на развитие воображения, то впоследствии личность будет менее склонна к творческой деятельности, искусству.
Целью работы является изучение воображения дошкольников.
Цель исследования: выявить особенности развития воображения детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности воображения у дошкольников;
Проанализировать воображение дошкольников;
Знать возможные способы развития воображения у дошкольников;
Разработать рекомендации по развитию воображения у детей.
Гипотеза: Сознательное развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности поможет усилить развитие воображения, а также других когнитивных процессов (в частности, мышления, внимания).
В данной работе были использованы общетеоретические методы (анализ, синтез, аналогия, сравнение) и практические методы (наблюдение, эксперимент).
Основа исследования. Исследование проводилось на основе соглашения о взаимопонимании "Детский сад № 203 "Алиса", общий взгляд на развитие. Продолжительность обучения составляет 2 месяца. Количество человек - 30 человек. Дети подготовительной группы (от 5 до 7 лет). Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как воспитателями дошкольных учреждений, так и родителями в своей работе.
Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте
1.1 Определение и сущность воображения
Мышление индивида никогда не находится в бездействии, даже в те моменты, когда человек не решает каких-либо конкретных задач, разум порождает поток мыслей и воображаемых образов. Воображаемое может принимать форму образов, схем, картин и даже текста. Например, человек представляет себе, как вечером он вернется с работы домой, займется любимым делом. Проблеме изучения воображения, его механизму и свойствам посвящали работы многие известные психологи и педагоги, среди которых можно выделить Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухину, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и целый ряд других.
Рассмотрим основные определения понятия «воображение». Так, Л.С. Выготский писал о воображении как творческой деятельности основой которой выступает специфика человеческого сознания, его возможность к конструированию . С.Л. Рубинштейн под воображением понимает любой процесс, протекающий при помощи создания мысленных образов, сочетания уже известных данных с новыми . Р.С. Немов также определяет воображение как психический процесс, связанный с созданием, но дополнительно отмечает, что создаваемые образы могут не совпадать с реальностью, содержать нечто новое .
Основываясь на вышеприведенных определениях, мы можем заключить, что воображение представляет собой когнитивный процесс создания новых образов на основе трансформирования существующего опыта и знаний.
Ученые отмечают, что воображение присуще исключительно человеку и является одной из характеристик, отличающих его от животных. Благодаря работе воображения становятся возможны научные открытия, развитие техники. Рассматривая роль воображения, известный отечественный философ Э.В. Ильенков отмечает, что даже узнавание знакомых мест и людей, внешний вид которых претерпел какие-либо изменения, также возможно благодаря наличию у человека воображения. Любое произведение искусства, музыка, театр, литература – все это существует благодаря наличию у человека воображения .
Характеризуя физиологическую основу воображения, исследователи отмечают, что образы возникают у индивида независимо от наличия у него каких-либо точных знаний и информации о явлении или объекте, которые выступают основой воображаемого образа. В коре головного мозга образуются новые связи на основе уже имеющихся . По данным экспериментальных исследований механизма образования воображаемых образов в коре головного мозга человека в этом процессе наиболее задействована зона средневисочной извилины. Возможность деятельность именно этого отдела мозга способствует гибкости мышления, воображению и фантазии .
Основные механизмы, участвующие в работе воображения – отвлечение, обобщение, анализ и синтез. Для того чтобы в коре головного мозга образовались могли сформироваться новые связи, ранее не связанные фрагменты объединяются в необходимый сознанию момент. Благодаря тому, что человек обладает речью в работе сознания используется принцип отвлечения, который в комбинации с обобщением позволяет обработать совокупность многочисленных сигналов, подающихся в ходе работы нервной системы. В процессе анализа и последующего синтеза данных образуется новый образ.
Сравнивая процессы формирования образов мышления и воображения нетрудно заметить, что между ними есть немало общего. Однако создаваемые воображением новые образы могут быть проработаны лишь в общих чертах, в то время как в процессе мышления происходит их более полная, детальная проработка. Таким образом, первоначальный образ воображения формируется лишь частично, проявляются основные черты и характеристики, а затем, при помощи аналитической и синтетической работы мозга постепенно приобретает законченную форму . Как пишет Б.А. Сосновской в основе механизма постепенного формирования образа воображения лежит закон отрицательной индукции, в соответствии с которым процесс мышления протекает от общего к частному, от основного к деталям .
Таким образом, воображение обусловлено сложной аналитико-синтетической работой центральной нервной системы и неразрывно связан с другими когнитивными процессами, в том числе мышлением, речью и памятью.
О связи между тем, насколько у человека развиты речь и мышление и уровнем его воображения говорится еще в работах Л.С. Выготского , указывавшего на близость мышления и воображения по их строению и механизму функционирования. Воображение, по мнению Л.С. Выготского, является элементом мышления, прежде всего креативного, но и воображение не существует без таких механизмов мышления, как предвосхищение.
В современной психологической науке выделяется три основных свойства воображения. Сила – степень выраженности возникающих образов, их яркость и отчетливость. Чем более отрывочные и тусклые образы возникают в сознании человека, тем слабее его воображение. Показатель является относительным, так как сила и выраженность воображаемых образов может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуации. Например, у человека, чье воображение как правило не порождает собственных отчетливых образов, они могут быть сильными и яркими при восприятии продуктов творчества другого человека. Например, прочитав книгу или прослушав музыкальное произведение, человек представляет себе его героев, их судьбы и т.п. Сила воображения может зависеть от возраста человека, у детей, как правило, оно более яркое.
Еще одно свойство воображения – широта. Этот показатель характеризуется глубиной и многогранностью создаваемых образов. На широту воображения могут оказывать влияние эрудированность индивида, общий объем знаний и жизненного опыта, которыми он располагает. Если, как было сказано выше, сила воображения более выражена в детском возрасте, то широта проявляется в более зрелом возрасте.
Критичность воображения показывает степень соответствия представляемого образа реальности. Чем более будет выражена фантастичная сторона образа, чем более он будет неосуществим в реальности, тем менее критичным считается воображение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. / В. А. Аверина-М.: Наука, 2004. - 206с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева-М.: Просвещение, 2005. - 304с.
3. Анкеева, Н. П. Образование . / Н. П. Анкеева. - Новосибирск: Логос, 1994. - 212с.
4. Битянова М. Р. Социальная психология. / М. Р. Битянова-М.: Просвещение, 2005. - 204с.
5. Большой психологический словарь. / Под ред. Н. Т. И.Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 434с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2020. – 126 с.
7. Грановская Р. М. Элемент практической психологии. Р. М. Грановский. - М.: Огонек, 2006. - 302С.
8. Джеймс, В. Психология / В. Джеймс. - М.: АСТ, 2007. - 342с.
9. Зима, И. А. Педагогическая психология. / И. А. Зима. - М.: Информация, 2006. - 322с.
10. Лизина, М. И. Общительность, личность и психика ребенка. М. И. Лизина. - М.: Огни, 2007. - 204с.
11. Немов, Р. С. Психологическое консультирование. / Р. С. Немов. - М.: Огни, 2006. - 304с.
12. Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 5 изд. – Т. 1. – М.: Владос, 2020. – 688 с..
13. Никифорова О. Н. Когнитивные процессы и способности в обучении. / О. Н. Никифоров. - М.: АСТ, 2006. - 112с.
14. Основы дошкольной педагогики. / Под ред.-М.: Наука, 2006. - 304с.
15. Пашукова, Т. И. Семинар по общей психологии. / Т. И. Пашукова. - М.: Искусство, 2005. - 345с.
16. Платонов, К. Краткий словарь систем психологических понятий. / кН. К. Платонов. - М.: Наука, 2008. - 202С.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : АСТ, 2019. – 960 с.
18. Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - СПБ.,: Питер, 2006. - 306С.