Фрагмент для ознакомления
2
Ролевые игры в обучении языку имеют значительные психологические и педагогические аспекты, которые способствуют более эффективному усвоению языка студентами. Ниже представлены подробные разъяснения этих аспектов [Селиверстова, 2016:15]:
Психологические аспекты:
1. Мотивация и эмоциональное вовлечение: Ролевые игры вносят элементы развлечения, сопереживания и сотрудничества, что помогает студентам активизировать свою мотивацию к изучению языка. Они ощущают большую уверенность и удовлетворение, когда могут применить свои знания в реальных ситуациях и взаимодействовать с другими участниками игры.
2. Психологическая безопасность: Ролевые игры создают безопасное пространство для студентов, где они могут практиковать иностранный язык без страха совершить ошибку или быть осужденными. Студенты осознают, что играют определенные роли и что ошибки в процессе обучения считаются нормой. Это способствует снижению языковой тревожности и позволяет студентам свободно выражать свои мысли и идеи.
3. Развитие коммуникативных навыков: Ролевые игры помогают студентам развивать коммуникативные навыки, такие как слушание, говорение, чтение и письмо. В процессе игры они учатся эффективно использовать языковые средства для передачи информации, выражения своих мыслей и эмоций, а также для понимания и реагирования на высказывания других участников.
4. Развитие критического мышления и творчества: Ролевые игры стимулируют студентов к активному мышлению, принятию решений и проблемному решению. Они должны анализировать ситуации, принимать решения на основе доступной информации и использовать свою творческую мысль для решения задач и достижения целей игры.
Педагогические аспекты:
1. Активное обучение: Ролевые игры предоставляют студентам активную роль в своем обучении. Они активно участвуют в коммуникативных ситуациях, применяют языковые навыки и получают непосредственную обратную связь. [Щербакова, 2017:32] Это способствует более глубокому усвоению языка и позволяет студентам стать активными участниками процесса обучения.
2. Интеграция языковых навыков: Ролевые игры объединяют различные аспекты языка, такие как грамматика, лексика, произношение и понимание на слух, в единый контекст. Студенты применяют и интегрируют эти навыки во время игры, что способствует их целостному и связанному развитию языковых компетенций.
3. Интерактивность и социальное взаимодействие: Ролевые игры стимулируют социальное взаимодействие между студентами. Они выступают в роли партнеров по общению, что требует обмена информацией, взаимодействия и сотрудничества. Это помогает студентам развивать навыки слушания, уважения к точке зрения других, а также развивать социальные навыки и культурное понимание.
4. Индивидуализация и адаптация: Ролевые игры позволяют педагогу индивидуализировать обучение, учитывая потребности и уровень каждого студента. Роли и сценарии могут быть адаптированы для соответствия уровню сложности и интересам студентов, что способствует более эффективному обучению и повышению мотивации [Ященко, 2011:34].
В целом, психологические и педагогические аспекты ролевых игр в обучении языку содействуют улучшению мотивации, развитию коммуникативных навыков, критического мышления и социального взаимодействия студентов. Они способствуют более глубокому усвоению языка и создают положительную и эмоционально насыщенную обучающую среду.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИЯ
2.1 Методика обучения диалогической речи на уроках английского языка с использованием ролевых игр
Методика обучения диалогической речи на уроках английского языка с использованием ролевых игр является эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков и повышения уверенности студентов в использовании языка в реальных ситуациях [Соколова, 2018:16]. Ниже приведено подробное описание этой методики:
1. Подготовительная работа:
• Определение целей и задач: Преподаватель определяет цели и задачи обучения, связанные с развитием диалогической речи. Например, это может быть улучшение навыков общения, развитие лексического и грамматического багажа, повышение понимания и реакции на различные речевые ситуации и т. д.
• Выбор тематики: Определяется тематика, которая будет использоваться в ролевых играх. Это могут быть повседневные ситуации, такие как поход в ресторан, покупки в магазине, знакомство, а также профессиональные ситуации, например, собеседование на работу, деловая встреча и т. д.
• Разработка сценариев: Преподаватель разрабатывает сценарии для ролевых игр, которые отражают выбранную тематику. Сценарии могут содержать диалоги, реплики персонажей, вопросы и задания для выполнения студентами.
2. Введение и объяснение:
• Объяснение правил: Преподаватель объясняет правила игры, включая роли, цели и задачи каждого персонажа, правила общения и речевые требования. Также преподаватель может привести примеры диалогов и пояснить основные языковые конструкции, которые могут использоваться в игре.
• Распределение ролей: Студентам предлагается выбрать или получить роли персонажей. Важно обеспечить разнообразие ролей и дать каждому студенту возможность принять активное участие в игре.
3. Практика и игра:
• Подготовка и отработка диалогов: Студенты готовятся к игре, изучая свои роли, запоминая диалоги и практикуя их с партнерами. Они могут использовать подсказки, скрипты или карточки с фразами для поддержки своей речи.
• Игра в ролевые ситуации: Студенты проводят игру, взаимодействуя друг с другом в соответствии со сценарием. Они используют языковые навыки, выражают свои мысли и идеи, реагируют на речь партнеров, задают вопросы и выполняют задания, связанные с темой игры.
• Наблюдение и обратная связь: Преподаватель наблюдает за ходом игры, записывает ошибки и прогресс студентов. По окончании игры проводится обсуждение, где студенты делятся своими впечатлениями, обмениваются мнениями и получают обратную связь от преподавателя и своих товарищей.
4. Рефлексия и заключительный этап:
• Анализ и обсуждение: Преподаватель проводит анализ и обсуждение игры, задает вопросы, направленные на осмысление и улучшение навыков диалогической речи. Студенты обмениваются своими впечатлениями, высказываются о сложностях, которые они испытали, и предлагают идеи для улучшения в следующих играх.
• Повторение и дальнейшая практика: В следующих занятиях преподаватель может проводить повторение и дальнейшую практику диалогической речи с использованием ролевых игр. Это помогает студентам закрепить полученные навыки и продолжить их развитие.
Методика обучения диалогической речи на уроках английского языка с использованием ролевых игр позволяет студентам активно применять языковые навыки в реальных ситуациях, развивать коммуникативные компетенции и повышать уверенность в использовании языка [Новикова,2013:10]. Она создает интерактивную и мотивирующую обучающую среду, где студенты становятся активными участниками и стремятся к совершенствованию своих речевых навыков.
При выборе конкретных ролевых игр для обучения диалогической речи необходимо учитывать несколько факторов и обосновывать их соответствие целям и задачам обучения. Вот некоторые аспекты, которые могут быть использованы для обоснования выбора конкретных ролевых игр:
1. Аутентичность и релевантность: Ролевые игры должны отражать реальные ситуации, с которыми студенты могут столкнуться в повседневной жизни или профессиональной деятельности. Например, игра в ресторане, ситуация при знакомстве, поездка в аэропорт и другие ролевые игры, соответствующие реальным ситуациям, могут быть эффективными для развития диалогической речи.
2. Интерес и мотивация: Ролевые игры должны быть интересными и мотивирующими для студентов. Выбор игр, которые связаны с их личными интересами, хобби или профессиональными областями, может способствовать активному участию и погружению в роль [Гусева, 2015:2]. Например, если у студентов есть интерес к исследованию, ролевая игра, связанная с научным исследованием или дебатами, может быть увлекательной и мотивирующей для них.
3. Уровень языковых навыков: Ролевые игры должны соответствовать уровню языковых навыков студентов. На начальном этапе обучения рекомендуется выбирать игры с простыми и короткими диалогами, чтобы студенты могли легко освоить основы коммуникации. С развитием навыков можно переходить к более сложным сценариям и диалогам, которые требуют более продвинутых языковых структур и лексики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Герасимова, Л.М. Использование ролевых игр в преподавании иностранного языка / Л.М. Герасимова // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4.
2. Гусева, Н.Н. Роль ролевых игр в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка [Текст] // Язык и культура. – 2015. – № 1 (33). – С. 47-53.
3. Домашнее чтение для английской речи. Ролевые игры: аудиоспектакли, диалоги и сценки для учебной и самостоятельной работы. – Москва: Росток–Интернейшнл, 2007.
4. Иванова, Е.А. Применение ролевых игр в обучении английскому языку [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 1. – С. 24-27.
5. Козлова, И.В. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка с использованием ролевых игр [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 2. – С. 47-50.
6. Коннолли, Т. Сотрудничество, ролевые игры и речевые упражнения на уроках английского языка / Т. Коннолли, П. Уэррен. – Москва: Р. Шалевский, 2011.
7. Литвиненко, Н.М. Роль ролевых игр в формировании диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 4. – С. 40-43.
8. Максимова, Т.А. Роль ролевых игр в развитии диалогической речи учащихся на уроках английского языка [Текст] // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6 (109). – С. 140-145.
9. Нестерова, Н.В. Методика преподавания диалогической речи на уроках английского языка / Н.В. Нестерова // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. – 2012. – № 4.
10. Новикова, Т.Н. Роль ролевых игр в обучении диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 1. – С. 41-44.
11. Павлова, И.Н. Использование ролевых игр в развитии диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (429). – С. 99-104.
12. Петрова, М.В. Развитие диалогической речи учащихся на уроках английского языка с использованием ролевых игр [Текст] // Язык и культура. – 2019. – № 3 (75). – С. 87-92.
13. Рогов, В.В. Методические аспекты использования ролевых игр при преподавании английского языка / В.В. Рогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологические науки. - 2013. – № 2.
14. Романова, А.С. Эффективность использования ролевых игр в обучении английскому языку [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Лингвистика". – 2015. – Том 19, № 1. – С. 171-179.
15. Селиверстова, Е.И. Методика преподавания английского языка с использованием ролевых игр / Е.И. Селиверстова // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 1.
16. Соколова, Е.П. Развитие диалогической речи на уроках английского языка с использованием ролевых игр [Текст] // Вестник Самарской государственной академии. – 2018. – № 2 (25). – С. 49-53.
17. Социально–коммуникативные задачи на уроках английского языка. Ролевые игры, тесты, диалоги. – Москва: Просвещение, 2009.
18. Тимофеева, А.В. Применение ролевых игр в формировании навыков диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 3. – С. 36-39.
19. Уоллес, С. Игры и упражнения на уроках английского языка / С. Уоллес. – Москва: Издательство МГЛУ, 2009.
20. Ушакова, О.А. Роль ролевых игр в развитии диалогической речи учащихся на уроках английского языка [Текст] // Язык и культура. – 2016. – № 4 (48). – С. 77-82.
21. Федотова, Е.И. Развитие диалогической речи учащихся на уроках английского языка с использованием ролевых игр [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2015. – № 2. – С. 29-32.
22. Харитонова, О.В. Роль ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка [Текст] // Вестник Тюменского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 126-130.
23. Цветкова, Е.В. Применение ролевых игр в развитии диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Язык и культура. – 2018. – № 2 (62). – С. 86-90.
24. Чернова, М.А. Развитие диалогической речи учащихся на уроках английского языка с использованием ролевых игр [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 3. – С. 43-46.
25. Шарова, Н.А. Роль ролевых игр в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 1. – С. 49-52.
26. Швецова, И.А. Применение ролевых игр в обучении английскому языку [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14: Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 78-83.
27. Шевченко, Н.В. Развитие диалогической речи учащихся на уроках английского языка через ролевые игры [Текст] // Язык и культура. – 2017. – № 4 (52). – С. 73-79.
28. Шестакова, А.А. Эффективность использования ролевых игр в развитии диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 3. – С. 34-37.
29. Шибанова, Е.В. Роль ролевых игр в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 91-95.
30. Шурыгина, Е.А. Применение ролевых игр в обучении диалогической речи на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2015. – № 3. – С. 42-45.
31. Шурыгина, Л.А. Развитие диалогической речи учащихся на уроках английского языка через ролевые игры [Текст] // Язык и культура. – 2019. – № 2 (74). – С. 90-95.
32. Щербакова, О.В. Использование ролевых игр в развитии коммуникативной компетенции на уроках английского языка [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Лингвистика". – 2017. – Том 21, № 4. – С. 961-969.
33. Якимова, О.С. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием ролевых игр [Текст] // Язык и культура. – 2014. – № 3 (35). - С. 80-85.
34. Ященко, Н.Н. Ролевые игры на уроках английского языка в средней школе / Н.Н. Ященко // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 2.