Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная реформа общеобра-зовательной школы направлена на педагогическую науку и школьную практи-ку с целью интеграции теоретических знаний и углубления связи между обу-чением и жизнью. Это особенно важно при изучении окружающей среды. Ос-новными целями экологического образования являются: развитие экологиче-ского сознания, формирование навыков понимания и оценки красоты окру-жающей природы, бережного отношения к природе, выражения своих актив-ных взглядов на жизнь, проявления нетерпимости к безответственному отно-шению к природе.
Вышеупомянутые задачи способствуют формированию:
- желания общаться с животным миром и интереса к изучению его зако-нов;
- развития мотивов деятельности, направленных на осознание универ-сальной ценности природы;
- воспитания принципов бережного отношения к природе и сохранения собственного здоровья и здоровья общества;
- продвижения экологических идей.
Цели и задачи экологического образования, в свою очередь, развивают в педагогической теории и практике принципы, определяющие процесс фор-мирования и воспитания у учащихся ответственного отношения к окружаю-щей среде. Принципы формируют требования общества к содержанию эколо-гического образования и характеру образовательной деятельности. Многие принципы раскрываются во время экологических экскурсий.
Экологические экскурсии имеют большое образовательное значение, поскольку они непосредственно знакомят с природными явлениями и эколо-гическими проблемами как в природных условиях, так и в процессе управле-ния человеком.
Правильно проведенная экскурсия позволит заметить не отдельные формы и явления, а единое целое, в котором все отдельные части тесно взаи-мосвязаны.
Для младших школьников экологические экскурсии представляют со-бой различные элементы в тесном единстве и тесной взаимосвязи с бережным отношением к окружающей природе. В процессе их реализации могут быть использованы образовательная, игровая, трудовая и другие виды деятельно-сти. Поэтому проведение таких экскурсий в рамках экологического просве-щения учащихся начальной школы является обязательным, и на них следует обратить особое внимание.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия получения младшими школьниками экологического воспитания на уроках окружающего мира через экскурсии.
Объектом исследования является процесс получения младшими школьниками экологического воспитания на уроках окружающего мира через экскурсии.
Предметом исследования являются основы и принципы получения младшими школьниками экологического воспитания на уроках окружающего мира через экскурсии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для получения младшими школьниками экологического воспитания на уроках окружающего мира через экскурсии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть экологическое воспитание младших школьников: про-блему и пути ее решения;
- изучить экскурсию как форму экологического просвещения младших школьников;
- детально проанализировать место экскурсии в содержании уроков окружающего мира;
- рассмотреть методику проведения природоведческих экскурсий.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по окружающему миру, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Экологическое воспитание младших школьников: проблема и пути ее решения
Проблема экологического образования человека сложна и многогранна. Его появление обусловлено рядом объективных причин, которые, в свою очередь, обусловлены изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Таким образом, экологическое воспитание детей является важной и глобальной задачей социального значения, решение которой напрямую связа-но с разработкой современной философско-исторической концепции взаимо-отношений человека и природы. Эта концепция в настоящее время разработа-на в ряде научных дисциплин (и прежде всего в философии, социальной эко-логии и общей теории жизни) и позволяет определить общие подходы к сущ-ности экологического образования, его содержанию и направленности. Отно-шение к природе стало предметом с тех пор, как люди осознали себя людьми, с тех пор, как они осознали себя людьми. Теперь вопрос о природе человече-ского отношения к природе, каким оно должно быть и как оно реализуется как для человека, так и для природы, - это вопрос о настоящем и будущем человечества. Как правило, острота этой проблемы связана с реальной опас-ностью для окружающей среды. Она становится все более угрожающей по своему характеру и масштабам, перерастая из сложной экологической ситуа-ции в экологическую катастрофу [12].
Одной из основных причин, вызвавших экологический кризис, являются неосторожные действия человека в природе, рост промышленности, исполь-зующей природные ресурсы, без предварительного учета основных биологи-ческих и экологических законов. Это нарушило баланс природных сил био-сферы; в планетарном масштабе это привело к неконтролируемым цепным реакциям, которые угрожают человечеству и всем живым существам на пла-нете смертью в ближайшем будущем.
Но проблема заключается не только в экологической опасности, кото-рая выступает в качестве явления, отражающего суть происходящего. Пра-вильная оценка сложившейся ситуации и, прежде всего, поиск оптимального решения реальны только в том случае, если выявлены особенности взаимоот-ношений человека и природы, проявлением которых она является. В резуль-тате своего анализа исследователи приходят к выводу, что в современных условиях необходим переход к новому типу связи между обществом и при-родой; научно обоснованный и гуманистически ориентированный. Этот вид взаимоотношений был рассмотрен В.И. Вернадским в его учении и ноосфере.
Изучая содержание такого соединения в целом, можно выделить в нем два основных аспекта. Первый заключается в определении и осуществлении взаимодействия с природой, а также в необходимой заботе о восстановлении и сохранении природной среды как естественной среды обитания человека. Таким образом, создаются подходящие условия для жизни и деятельности человека. Второй, не менее важный аспект - развитие человека как субъекта новой, гуманистически ориентированной культуры взаимоотношений обще-ства и природы, в которой центральным пунктом оптимизации и решения возникающих проблем является человек, его экологическое сознание. Чтобы сохранить человеческий вид, необходимо сохранить природную среду, а что-бы сохранить природу, человек должен развиваться сам [19].
Каковы направления этого развития? Существенная специфика отноше-ния человека к природе была раскрыта К. Марксом. Человек - субъект взаи-модействия общества и природы, реализующий в своей деятельности как тех-нико-экономический потенциал, так и морально-этический потенциал. В про-цессе деятельности человека в сфере материального производства природа выступает в качестве объекта, полезной вещи, и отношение к ней может при-нимать характер эксплуатации. Это, в свою очередь, порождает утилитарное ценностное отношение к природе.
Однако природа нуждается в людях не только как в источнике жизнен-но важных ресурсов, но и как в источнике всестороннего развития. Поскольку человек является не только производителем, но и интеллектуальным, мо-ральным, эстетическим существом, следует помнить, что его отношение к природе также приобретает характер аспекта человеческой культуры, имею-щего гуманистическое значение. К. Маркс утверждал, что, используя богат-ство природы в своем творчестве, человек может Проявление обнаруженного, перевод ценности этого богатства в ценности его личности. Поэтому истинно человеческое отношение к природе принимает характер нежизненности - нравственный, творческий, эстетический. Это включает в себя сохранение природы в ее целостности.
Таким образом, экологический план взаимоотношений человека с при-родой, наряду с материальным и промышленным, аккумулирует в себе все многообразие специфически человеческих проявлений. Категория отношения к природе выражается не столько категорией полезности, сколько категорией универсальности, отражающей универсальность отношений между людьми и природой. Такое отношение в качестве важнейшего компонента предполагает воспитание у человека экологических потребностей. Главное - это необходи-мость гуманно относиться к природе «ради нее самой», утверждать ее само-оценку, признавать ее самодостаточной силой».
Проблема экологического воспитания человека приобретает все боль-шее значение как один из ключевых моментов гармонизации взаимодействия общества и природы. Поэтому, помимо социального аспекта, особое значение в его решении приобретает и сам педагогический аспект — актуальной стано-вится разработка целей, задач и содержания, средств экологического воспита-ния современного человека [31].
Экологически образованный человек может характеризоваться хорошо развитым экологическим сознанием, экологически ориентированным поведе-нием и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правиль-ным отношением к ней. Результатом экологического воспитания, видимо, должна стать экологическая культура личности, представляющая собой нали-чие у человека (в том числе и у ребенка) экологических знаний и навыков, ко-торыми он будет руководствоваться в реальной практике поведения, при вы-полнении различных видов деятельности на природе и осознании необходи-мости бережного к нему отношения. Сравнение выбранных содержательных характеристик обеспечивает основу для определения общих задач экологиче-ского воспитания учащихся начальной школы:
- формировать элементы экологического самопознания у младших школьников;
- формировать практические навыки и умения ведения различных видов деятельности на природе, имеющих природоохранный характер;
- воспитывать в детях гуманное отношение к природе;
- воспитать экологическую культуру поведения и активность у млад-ших школьников.
Определение закономерной системы компонентов экологического обра-зования, взаимосвязей между ними, установление динамики развития компо-нентов и связей в младшем школьном возрасте составляют основу конкрети-зации и дифференциации заданий и должны стать предметом специального исследования.
В целом необходимо рассмотреть возможные компоненты экологиче-ского воспитания детей в качестве их направления.
Овладение элементами экологического сознания ребенка определяется формированием у него знаний об экологическом содержании. Это знание об-ладает рядом свойств, которые были выявлены в исследованиях Э.В. Гирусо-ва, А.Н. Кочергина, А.В. Кацура и др. Природа представлена в нем как систе-ма иерархически взаимосвязанных компонентов. В то же время каждый ком-понент отражает свое разнообразие и различные качества и обладает суще-ственным единством.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания есте-ствознания в начальной школе. М.: Просвещение, 2006. 372 с.
2. Артемьева А.А., Переладова Л.В. Экскурсия в природу как спо-соб экологического образования и воспитания // География и туризм Сборник научных трудов / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет». Пермь, 2010. С. 3-9.
3. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы началь-ного экологического воспитания // Начальная школа. 1994. №2. С. 32-33.
4. Бобылев Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспита-ние младших школьников // Начальная школа. 2003. № 5. С. 64-75.
5. Болгова А.А., Кушникова О.В. Экскурсия как средство экологи-ческого воспитания младших школьников // Сборники конференций НИЦ Со-циосфера. 2014. № 11. С. 54-56.
6. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников // Начальная школа. 2003. № 6. С.23-26.
7. Дробышева Л.М., Колонтаев В.М. Биологические экскурсии как эффективная форма экологической подготовки учащихся // Вестник Тамбов-ского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2003. Т. 8. № 2. С. 324-326.
8. Зверев И.Д. Экология в школьном образовании: Новый аспект образования. М.: Просвещение, 2007. 74 с.
9. Каннунен С.В. Урок природоведения по программе А. А. Плеша-кова // Начальная школа. 2008. № 5. С.76-80.
10. Кривских О.Г. Осенняя экскурсия в природу (3-й класс) // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 9. С. 44-49.
11. Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 21. С. 64-74.
12. Лисицкая Е.А., Остапенко И.В. Экскурсии в школьный музей природы // Начальное образование. 2008. № 2. С. 30-34.
13. Лисицына Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 401-404.
14. Маврищев В.В. Экскурсии в природу. Лес: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2009. 276 с.
15. Марина А.В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы // Биология в школе. 2007. № 6. С. 24-31.
16. Моисеева Л.B. Экологическая педагогика: понятийно-терминологический словарь для учителя. Екатеринбург, 2006. 60с.
17. Мотайло М.В. «Знакомьтесь: раннецветущие растения». Экскур-сия в весенний парк // Биология в школе. 2012. № 6. С. 65-69.
18. Прищепенок Н. С. Роль экскурсии в развитии личности ребенка // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 8. С. 22-25.
19. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 2004. 640 с.
20. Руднянская Е. И. Организация сезонных природоведческих экс-курсий в 3-м классе // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 7. С. 11-14.
21. Руднянская Е.И. Изучение природы на экскурсии: от дошкольни-ка к младшему школьнику // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 7. С. 51-56.
22. Руднянская Е.И., Черезова Л.Б. Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику // Начальная школа плюс До и По-сле. 2013. № 9. С. 69-71.
23. Руднянская, Е.И. Преемственность в изучении природы дошколь-никами и младшими школьниками по Образовательной системе «Школа 2100» / Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова // Актуальные проблемы подготовки специалистов для системы дошкольного образования: сб. мат. V Всерос. науч.практ. конф. преподавателей пед. вузов (2–3 февраля 2011 г.,г. Москва). М. :Баласс, 2011. 358 с.
24. Сметанкина И. П. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. 2003. № 9. С.50-55.
25. Соколова Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Учебное пособие / Свердл. пед. инст. Свердловск, 2008. 65 с.
26. Федина И.М., Черноусова А. Особенности природоведческих экс-курсий // Курорты. Сервис. Туризм. 2011. №1-3. С. 46-49.
27. Федорова О.А. Эффективные формы и методы экологического образования в практике начальной школы // Начальная школа. 2009. № 8. С.59-62.
28. Филоненко-Алексеева А. Л. Экскурсии на пресноводный водоем // Биология - Первое сентября. 2012. № 6. С. 41-48.
29. Филоненко-Алексеева А. Л. Экскурсия в хвойный лес // Биология - Первое сентября. 2012. № 6. С. 32-40.
30. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. 2008. № 8. C. 40–46.
31. Цуганова А. А. Развитие познавательного интереса у школьников через экскурсии // Наука и практика воспитания и дополнительного образова-ния. 2012. № 7. С. 85-86.
32. Щеглов В.В. Школьная экскурсия как способ сближения человека с природой // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и тех-нические науки. 2002. Т. 7. № 1. С. 172-173.