Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В термине "Богородица" выражается вера в то, что Иисус Христос был не просто человеком, а истинным Богом, рожденным от Девы, через которую действовал Сам Бог. Это отличает христианство от других религий и является центральным пунктом христианского вероучения.
Актуальность работы следует отметить тем, что это Божья благодать и ответственность, которую Мария должна была нести, вместе с испытаниями и страданиями, свидетельствуют о том, что она превосходила человеческую природу. В ней заключалось Божье предначертание, казалось бы, противоречивое: быть и человеком, и несущим Божественное предназначение.
Объект исследования: православное учение о почитании Божьей Матери;
Предмет исследования: формы почитания Божьей Матери и в частности почитание святых образов Божьей Матери.
Цель: определить почитание Божьей Матери в православной церкви, и почитание ее чудотворных образов.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. уточнение православного учения о почитании Божьей Матери;
2. изучение сведений о почитание икон божьей Матери, и о чудотворных образах Византийской империи.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов, метод контекстуального анализа.
Еще до рождения Иисуса Христа, Дева Мария, будущая Мать Божия, находилась в особых отношениях с Богом и Святой Троицей.
Это событие было не просто историческим, а исполнением вечного замысла Божьего. В божественном плане спасения человечества у Марии была особая роль. Чтобы восстановить разорванную грехопадением связь между человеком и Богом, Мария родила Иисуса Христа - Богочеловека. Через Христа люди снова обрели связь с Богом.
Воплощение Христа открыло для человечества новый путь спасения, дало начало новой эре в истории спасения.
Таким образом, Дева Мария, будучи Матерью Божией, занимает особое место в божественном плане спасения человечества. Благодаря ей человечество снова обрело связь с Творцом.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также список использованных источников.
1. Православное учение о почитании Божьей матери
Исследования православного учения о Божией Матери начали активно публиковаться с XIX века, когда в Римско-Католической Церкви появились новые догматы о Марии. В Православной Церкви нет отдельной науки "мариологии" и этот термин не используется.
Поскольку в Православии учение о Божией Матери тесно связано с учением о Христе, необходимо рассматривать работы богословов-догматистов, начиная с XIX века, когда в Римско-Католической Церкви стали догматизировать взгляды на Марию, отличные от православных.
Среди наиболее известных русских работ по догматическому богословию XIX века: "Догматическое богословие" архиепископа Антония (Амфитеатрова); "Догматическое богословие" архиепископа Филарета (Гумилевского); "Опыт догматического богословия" епископа Сильвестра (Малеванского); два тома "Православно-догматического богословия" митрополита Московского Макария (Булгакова) и "Православное догматическое богословие" протоиерея Николая Малиновского.
В этих работах подчёркивается взаимосвязь учения о Божией Матери с христологией. Так, епископ Сильвестр (Малеванский) в четвёртом томе своего труда подробно описывает, опираясь на Отцов Церкви, что Пресвятая Богородица действительно является Богородицей и всегда была Девой. Он приводит постановления Вселенских Соборов о Богородице и объясняет нелепость заблуждений еретиков, отрицающих Её Приснодевство и Богоматеринство. Таким образом, тот, кто не признаёт Марию Богородицей, не признаёт и Христа Богом .
Следующий догматист, который пишет о Пресвятой Богородице, - священник Николай Малиновский. В третьем томе своего труда "Православное догматическое богословие", в конце раздела "Об Иисусе Христе как истинном Мессии и Богочеловеке", он выделяет два абзаца для рассмотрения учения о Пресвятой Богородице. В первом он говорит о Приснодевстве Божией Матери, а во втором - о том, что Мария есть Матерь Божия. Также во втором абзаце третьего тома он довольно тщательно анализирует и критикует догмат Римско-католической церкви о непорочном зачатии Девы Марии.
Кроме того, в сноске он затрагивает вопрос об Успении Пресвятой Богородицы и католическом учении о культе Священного сердца Пресвятой Богородицы. Вопрос о первородном грехе, который в этой теме особенно важен, о. Николай Малиновский рассматривает во втором томе своего труда, где он умело раскрывает разницу между католическим и православным учениями по этому вопросу .
Что касается других трудов по догматическому богословию, например, сочинений архиеп. Антония (Амфитеатрова), архиеп. Филарета (Гумилевского) и митр. Макария (Булгакова), они не содержат отдельных разделов об Пресвятой Богородице и не уделяют особого внимания учению о Божией Матери.
Следующие источники не являются систематическими, но догматически важны для рассмотрения учения о Пресвятой Богородице. Среди них наиболее значимые и популярные русскоязычные работы были собраны и изданы в 2001 г. в сборнике «Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери» Всесвятая, 2001, 256 под редакцией прот. Вадима Леонова .
Для более детального исследования источников по вопросу православного учения о Пресвятой Богородице и сравнения их содержания с мариологией Римско-Католической Церкви необходимо последовательно рассмотреть в историческом контексте наиболее важные труды по данной тематике за последние два столетия.
Одним из первых таких трудов XIX века является работа архимандрита Алексия (Ржаницына) (впоследствии архиепископа Тверского и Кашинского) под названием «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа» Ржаницын, 2001, 13–76, которую он издал в 1848 году. В своем сочинении автор достаточно подробно и тщательно излагает библейские, исторические и догматические основания для почитания Девы Марии как Богородицы и Приснодевы. Он уделяет особое внимание ереси Нестория, который выступал против наименования Девы Марии Богородицей, а также опровергает это ложное учение, на которое указывают святые отцы Церкви на III Вселенском Соборе в 431 году. Изобилие аргументов из Священного Писания и Священного Предания делает этот обстоятельный труд полезным с апологетической точки зрения.
Архиепископ Алексий (Ржаницын) издал свое сочинение в 1848 году, то есть еще до официального провозглашения Римско-Католической Церковью мариологического догмата о непорочном зачатии, и поэтому в нем отсутствует критический взгляд на мариологию Римско-Католической Церкви. Таким образом, это сочинение является важным руководством по правильному учению о Богоматери, но непосредственно к числу основных источников не относится .
Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский, был одним из первых русских богословов, которые излагали православное учение о Пресвятой Богородице, опровергая основные заблуждения католической мариологии. В своем труде «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери», написанном в 1867 году по просьбе местных верующих, святитель дал православную оценку провозглашенному в 1854 году папой Пием IX догмату о непорочном зачатии Девы Марии. При этом он сделал акцент на раскрытии православной христологии, из которой проистекает правильное отношение к Божией Матери.
Работу святителя Игнатия можно условно разделить на три части: в первой и самой большой части излагается православное учение о Богородице в связи с учением о Господе Иисусе Христе, во второй разбирается католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в третьей анализируются протестантские возражения относительно Приснодевства Богородицы. При этом владыка подробно показывает неразрывную связь между учением о Божией Матери и учением о Господе Иисусе Христе, так что любое вольномыслие в отношении Пресвятой Девы неизбежно повреждает сердцевину христианской веры - учение о спасении человечества.
Среди прочего автор ясно свидетельствует о подверженности Богородицы первородному греху: «Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницей первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий» .
Наряду с этим важным творением свт. Игнатия (Брянчанинова) также известны и два сочинения прот. Владимира Гетте, в которых он затрагивает заблуждения католического учения о Пресвятой Богородице.
Одной из фундаментальных работ, сравнивающих учения о Деве Марии в Римско-католической и православной церквях, является труд о. Александр Лебедев "Различия в учении о Пресвятой Богородице Восточной и Западной церквей" Лебедев, 1881, 448, на основе которого многие последующие русские богословы строили свои критические труды.
Эта крупная работа была впервые опубликована в Варшаве в 1881 году. В своей работе о. Александр не только обрисовывает различия между православными и западными взглядами, но и демонстрирует отсутствие единообразия мнений среди католических богословов относительно догмата Непорочного зачатия и других вопросов .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Брянчанинов (2001) — Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери // Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М., 2001. С. 77–128.
Громов М.Н. Козлов Н. С. Русская философская мысль X – XVII веков: Учеб. Пособие. – М.: МГУ, 1990. – 288 с. С. 25.
Годованец Ю.А. Икона из света в пространстве Софии Константинопольской // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2011.
Коровин К., протоиерей / Поучение в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1910. № 27, отд. неофиц. С. 537–542
Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001;
Лидов А. М. Пространственные иконы. Чудотворное действо с Одигитрией Константинопольской.
Лебедев (1881) — Лебедев А., прот. Разности церквей восточной и западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице. О непорочном зачатии. Варшава, 1881. 448 с.
Леонов. В. Всесвятая (2001) — Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ / Сост. и общ. ред. иерея М., 2001. 256 с.
Малеванский (2008) — Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт догматического богословия. СПб., 2008. Т. 4. 560 с.
Малиновский (2006) — Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. СПб., 2006. Т. 2–3.
Мангилёв П., прот. Верхнетагильская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» // Вестн. музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 131-140;
От самых старых до самых чудесных – в какие храмы ходят уральцы / Авторский проект Юлии Пастух // Екатеринбург. 29.02.2012 РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2023. Информация URL: https://newdaynews.ru/ekb/375369.html?ysclid=lhyw0i1ezb185138002 (дата обращения: 23.05.2023).
Письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому // Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981, с. 444—445.
Платон (Кудласевич), иеродиакон. Учение о Пресвятой Богородице в исследованиях русских богословов дореволюционного периода (в контексте полемики с католическим догматом о непорочном зачатии Девы Марии) // Христианское чтение. 2020. No 3. С. 29–37
Православная религиозная организация Приход во имя Успения Пресвятой Богородицы г Екатеринбурга Свердловской области Екатеринбургской епархииURL: https://sobor-uspenie.ru/contacts // В Успенском Соборе появилась икона Божией Матери «Отрада и Утешение».
Православная газета. Екатеринбург: №30 (171) / 1 ноября ‘01Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» — в Екатеринбургской Епархии. URL: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at26847?ysclid=li0a0lt8z0187306814
Православная газета. Екатеринбург. №30 (207) / 8 августа ‘02. Заступница усердная — о церковном почитании Божией Матери.
Ржаницын (2001) — Алексий (Ржаницын), архим. О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа // Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М., 2001. С. 13–76
Русская линия / Новости / В Екатеринбурге обрели икону Божией Матери «Уральская».
Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000. С. 105-106;
Святыни храма / Храм во имя иконы Божией матери Казанская г. Екатеринбург. Митрополия русской православной церкви //
URL:http://kazansky.cerkov.ru/o-prixode/svyatyni-xrama/?ysclid=li0e5f1h7912449769 (Дата обращения: 23.05.2023)
Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии // Волга. 1993. No 4.
Феодор Студит. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.
Феодор Студит. Против иконоборцев семь глав, 1 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 168–169. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 222–230.
Чудотворные и чтимые иконы Божией Матери в Екатеринбургской епархии // «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского»: Мат-лы Всерос. правосл. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2005. С. 15-32.