Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги как экономическая категория, их виды
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится немалое количество различных определений налогов. При этом в каждом определении обязательно указывается, что налог - платеж обязательный. Иными словами, платежи, не являющиеся для плательщиков обязательными, не признаются налоговыми. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, заработную плату, прибыль, проценты, а также на имущество налогоплательщика, а именно землю, строения, ценные бумаги. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Прямые налоги позволяют управлять экономикой страны. Они избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направлениям деятельности, требующих поддержки государства. Они же могут создать и неблагоприятные условия для областей экономики, развитие которых для государства неприемлемо.
К прямым налогам относятся:
для физических лиц:
НДФЛ;
на имущество;
на автотранспорт;
на земельный участок;
на воду;
для юридических лиц:
НДФЛ с наемных работников, уплачиваемый работодателем - налоговым агентом;
на прибыль;
на имущество;
на транспорт;
на землю;
на добычу полезных ископаемых;
на игорный бизнес;
на водные ресурсы.
Государство в лице Федеральной налоговой службы заранее знает о величине налоговых поступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры основных прямых налогов в Российской Федерации приведем ниже.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13% до 35% - в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.
Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога - прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2017 год составляет 20%.
Налог на имущество организаций и физических лиц.
Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Эти виды имущества должны быть отражены в балансе, согласно ПБУ 6/01. Их перечень приведен в ст. 374 НК РФ. За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.
Их краткой характеристики основных прямых налогов мы видим, что основанием для обложения налогом служат владение и пользование доходами и имуществом.
При взимании прямых налогов государство взаимодействует с действительными плательщиками налога, тогда как косвенные налоги уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые потом возмещают их с других лиц (с потребителей).
Так же к преимуществам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соответствуют платежеспособности налогоплательщиков и расходы на их взимание сравнительно небольшие.
На сегодняшний день прямые налоги являются основой налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд достоинств по сравнению с другими видами налогов.
Основными достоинствами прямого налогообложения являются:
а) Экономические - прямые налоги предоставляют возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
б) Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является главным финансовым рычагом управления экономическими процессами.
в) Социальные - прямые налоги помогают распределению налогового бремени таким образом, что немалые налоговые расходы имеют те плательщики, у которых большие доходы.
Данный принцип налогообложения большинством экономистов мира признается наиболее объективным.
Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги. Реальные налоги устанавливаются на отдельные виды имущества налогоплательщика, например, земля, недвижимость, на основе кадастра - перечня объектов обложения, который составлен на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальными налогами облагаются по причине владения имуществом, не учитывая финансовое положение и доходы налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения прямыми реальными налогами признаются: земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, водный налог и налог на игорный бизнес.
Личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика, при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) устанавливаются отдельно для каждого плательщика и учитывают льготы, которые ему предоставлены. В зависимости от объекта обложения существуют следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
Социально-экономическая сущность налогов и их роль выражаются в их функциях.
Одной из основных функций, относящаяся к прямым налогам является фискальная функция. С помощью этой функции осуществляется основная задача налогов, которой является развитие финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджете и внебюджетных фондах. Средства, которые собраны с помощью налогов государство направляет на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу, то есть направляют на обеспечение нормальной жизнедеятельности общества.
Регулирующая функция налогов проявляется в разделении условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда оказывает влияние на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство имеет право определять разные условия налогообложения для различных налогоплательщиков, для осуществления одинаковых видов деятельности на отдельных территориях. Определенные условия налогообложения могут или способствовать, или препятствовать объединению производства и капитала, поднимать либо подавлять экономическую активность в отдельные промежутки времени.
Социальная функция налогов находит свое проявление, когда используются налоговые льготы для ослабления социального неравенства. Сущность этой функции заключается в перераспределении доходов и богатства в обществе. Проявляется данная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145 -ФЗ (ред. от 29.12.2015 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 года)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года)
4. Федеральный закон от 01.12.2014 года № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015 года) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
5. Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 14.12.2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»
8. Приказ Минфина России от 08.06.2015 года № 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 года № 65н»
9. Курбатова, О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова. // Налоги.2016. - № 2. - С. 18-20.
10. Курочкин, В. В. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления. / В. В. Курочкин, М. К. Басиев. // Финансы, 2016. - № 1. - С. 28-32.
11. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. 353 с. - Серия : Бакалавр.
12. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов: под науч. ред. Л.И. Гончаренко. — М. : КНОРУС, 2014. — 512 с. — (Бакалавриат).
13. Райзберг, Б.А. В поисках методологии / Б.А. Райзберг // Бюджет. - 2015. - № 7. - С. 35-37.
14. Никулкина, И. В. Общая теория налогообложения / И. В. Никулкина. - М. : Эксмо, 2015. - 176 с.
15. Павлова, Л. П. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики / Л. П. Павлова, В. В. Панкратов. // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 31-35
16. Пансков, В. Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков / В. Г. Пансков. // Финансы. - 2014. - № 12. - С. 31-35.
17. Пансков, В. Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС / В. Г. Пансков. // Финансы, 2015. - № 8. - С. 37-42.
18. Пономарева, Н.В. О некоторых подходах к управлению системой налогообложения / Н.В. Пономарева // Финансы. - 2015. - №10. - С. 27-30.
19. Романов, Б. А. Проблемы налогового законодательства Российской Федерации: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, регистрация налогоплательщиков. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 174 с.
20. Тимошенко, В.А. Проверки налоговых органов / В.А. Тимошенко, Л.В. Спирина. - М. : Дашков и К, 2012. - 400 с.
21. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2012 г. - 431 с.
22. Федулова, С.Ф. Финансы: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное / С.Ф. Федулова. - Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 - 425 с.