Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Михаил Афанасьевич Булгаков – один из самых загадочных писателей в истории мировой литературе. Жизненный путь писателя и по сей день вызывает живой интерес у исследователей, ведь до сих пор личность великого творца окружена ореолом тайны, что отразилось и в его творчестве. Произведения Михаила Булгакова полны загадок, символов, мистики и недосказанности, часто имеют мистический, мифологический или религиозный контекст.
Мифологизация литературы – явление не новое, однако особую популярность внедрение мифов в произведения отечественных писателей приобрело в начале ХХ века в связи со стремительно меняющимися условиями жизни. При помощи мифа писатели и поэты могли отразить современную для них действительность и дать критику общества, при этом обходя жёсткие рамки советской цензуры. В творчестве Михаила Булгакова использование мифологических мотивов занимает особое место, так как служит инструментом донесения до узкой аудитории, владеющей достаточными познаниями в данной области, критики современного писателю государства и общества.
Актуальность исследования определяется необходимостью подробного анализа мифа и мифологической символики в повести М. Булгакова «Собачье сердце» в связи с недостаточной изученностью данной темы в современной науке.
Цель исследования – выявить черты мифа и мифологической символики в повести М. Булгакова «Собачье сердце» и проанализировать их значение.
Объектом исследования выступает повесть М. Булгакова «Собачье сердце», а предметом – особенности проявления и функционирования в ней мифологических мотивов и символики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить жизненный путь М. Булгакова, проанализировать влияние жизненных событий на тематику творчества писателя;
2. Охарактеризовать особенности творческого метода М. Булгакова;
3. Рассмотреть религиозно-мифологическую природу образов Шарика и Шарикова в повести «Собачье сердце»;
4. Проанализировать образ профессора Преображенского и операцию с точки зрения мифологии и мистицизма.
Методы исследования: анализ, классификация, сравнение.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды таких исследователей, как Е. А. Савина, В. И. Немцев, А. В. Миронов, В. И. Хомяков и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при преподавании дисциплины «Русская литература», а также при написании курсовых работ и научных статей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. МИХАИЛ БУЛГАКОВ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
1.1 Жизненный и творческий путь Михаила Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков – одна из самых ярких фигур в отечественной литературе. Жизненный путь великого писателя, сатирика, драматурга, режиссёра и актёра представляет особый интерес для исследователей и по сей день, ведь жизнь писателя затрагивает самые неоднозначные годы в жизни нашей страны, что оказало влияние и на самого писателя, и на его творчество.
Автор огромного количества рассказов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто и повестей, Михаил Булгаков и сегодня остаётся для многих одним из самых загадочных писателей в истории литературы. Его произведения полны тайн, мистики, загадок, однако жизнь писателя началась весьма прозаично.
Михаил Афанасьевич Булгаков появился на свет 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Семья Булгаковых помимо Михаила воспитывалось ещё шестеро детей. Родители будущего писателя были интеллигентными людьми: отец, Афанасий Иванович, был профессором в Киевской духовной академии, а мать, Варвара Михайловна, преподавала в женской прогимназии. Семья происходила из потомственных колокольных дворян, предки их были священнослужителями в Орловской Губернии. Юный Миша был очень красивым ребёнком; худощавый и голубоглазый, он уже с детства запоминался людям своей природной артистичностью и харизмой [3, c. 122].
Уже в детстве Михаил нашёл свою страсть – литературу. С каждым годом книги, прочитанные мальчиком, становились всё сложнее и объёмнее; одним из первых крупных произведений в его жизни стал «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, который юный Булгаков прочитал в восьмилетнем возрасте.
Тем не менее, ещё до ознакомления с серьёзной литературой мальчик в семь лет написал своё первое произведение – рассказ «Похождения Светланы».
Образование Михаил Афанасьевич получал в Первой Киевской гимназии, после чего начал учёбу в Киевском университете на медицинском факультете. Многие родственники будущего писателя работали в медицине, что позволяло им жить остаточно обеспеченно, поэтому выбор был сделан именно в пользу данной профессии [8].
Интересно заметить, что среди прототипов героев произведений Булгакова можно найти и его родственников: дядя писателя, Николай Покровский, одним из самых известных и уважаемых врачей-гинекологов в Москве, а позже был увековечен в образе профессора Преображенского.
Современники и члены семьи вспоминали Михаила Афанасьевича, как человека весьма замкнутого, скрытного, не любящего говорить о личной жизни, а также страдающего от частых неврозов [32].
Весьма вероятно, что именно такие характеристики личности писателя сформировались под влиянием нескольких факторов: отец семейства рано покинул этот свет из-за серьёзного воспаления почек, а близкий друг Михаила Борис Богданов покончил с собой из-за отказа сестры писателя – Варвары Булгаковой.
Личная жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова представляет особый интерес. Первая свадьба писателя могла бы стать сюжетом для спектакля. В конце апреля 1913 года Михаил Булгаков и Татьяна Лаппа поженились; молодожёнам было всего лишь чуть больше двадцати лет.
Невеста происходила из достаточно богатой семьи и могла себе позволить практически любой свадебный наряд. Тем не менее, в день бракосочетания на девушке была простая платяная юбка и блузка, которую возмущённая мать невесты успела купить незадолго до церемонии.
Однако при всей скромности торжества очевидцы вспоминали, что эта свадьба была одной из самых счастливых; молодожёны и гости смеялись и веселились [3, c. 124].
Сама же Татьяна в своих мемуарах вспоминала о расточительной натуре Булгакова, который не умел рационально распоряжаться финансами. Если у писателя возникало желание вальяжно прокатиться по городу, он с лёгкостью мог потратить на поездку на такси последние деньги.
Все эти характеристики не вызывали особого восторга у матери Татьяны. Мать девушки часто замечала, как одно за другим у Татьяны пропадали ювелирные украшения, и сразу понимала, что зять заложил их в ломбарде.
Однако несмотря на все изъяны Михаил Афанасьевич имел неоспоримый врачебный талант. За день он мог принять до полусотни пациентов. Тем не менее, судьба была достаточно иронична по отношению к Булгакову, поэтому мужчина был крайне подвержен разнообразным заболеваниям.
Так, в 1917 году здоровье Булгакова пострадало от дифтерии. Вылечить болезнь в те годы можно было только при помощи сыворотки, которая имела множество побочных эффектов. У писателя началась аллергическая реакция, которая сопровождалась сильными спазмами и судорогами [32].
Для избавления от мучительный болей Булгаков начал вводить себе морфин, что переросло в наркотическую зависимость.
В это тяжёлое время спасительницей писателя стала его верная жена Татьяна. Она уменьшала дозу наркотика, разбавляя его дистиллированной водой.
Этот период был непростым для четы Булгаковых: Михаил боролся с синдромом отмены, что сказывалось и на Татьяне, вынужденной терпеть истерики и угрозы мужа. Жена писателя оставалась с мужем даже в самые трудные минуты, объясняя такое поведение мужа не желанием причинить ей вред, а тяжёлым периодом в жизни, когда ему как никогда нужна поддержка.
Старания Татьяны Лаппы не прошли даром: уже к 1918 году Михаил Булгаков завязывает с морфием и возвращается к нормальной жизни. В том же году писатель заканчивает обучение у доктора Покровского, своего именитого дяди. В Киев Михаил Афанасьевич возвращается дипломированным врачом-венерологом [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов, В. М. Свет правды художника. Перечитывая Михаила Булгакова: размышления, наблюдения, полемика [Текст] / В. М. Акимов; Владимир Акимов. – Санкт-Петербург: Ладога, 2008.
2. Ахмади Абдолмаджид. Традиции комедии дель арте в русской литературе 1900-х - 1930-х годов: специальность 10.01.01 "Русская литература": диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Ахмади Абдолмаджид. – Томск, 2013. – 219 с.
3. Бекназарова, Е. А. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) [Текст] / Е. А. Бекназарова // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940) / Главный редактор и составитель А. Н. Николюкин. Том 4. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2001. – С. 122-126.
4. Бочкарева, Н. С. Формы выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа веков [Текст] / Н. С. Бочкарева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2010. – № 2(8). – С. 111-118.
5. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс]. – http://masterimargo.ru/book.html (дата обращения: 15.05.2023).
6. Булгаков, М. А. Собачье сердце [Электронный ресурс]. – https://azbyka.ru/fiction/sobache-serdce-bulgakov/ (дата обращения: 16.05.2023).
7. Вагнер, Е. Н. Национальные культурные мифы в литературе русского постмодернизма: специальность 10.01.01 "Русская литература": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Вагнер Елена Николаевна. – Барнаул, 2007. – 20 с.
8. Варламов, А. Н. Михаил Булгаков [Текст] / А. Н. Варламов; Алексей Варламов. – Изд. 3-е. – Москва: Молодая гвардия, 2012. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий / основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким).
9. Гречушкина, Н. В. Русская литература ХХ в. (1910-1930 годы) [Текст] / Н. В. Гречушкина. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 88 с.
10. Ильин, И. Ю. Булгаков и его философия русской литературы: духовный опыт писателей [Текст] / И. Ю. Ильин // Философские науки. – 2019. – Т. 62, № 3. – С. 40-55.
11. Капрусова, М. Н. "Булгаковский миф" в современной русской литературе (роман Стругацких "Отягощенные злом") [Текст] / М. Н. Капрусова // Acta Eruditorum. – 2020. – № 34. – С. 98-102.
12. Капрусова, М. Н. "Булгаковский миф": возникновение и функционирование [Текст] / М. Н. Капрусова // Acta Eruditorum. – 2019. – № 32. – С. 30-36.
13. Карпов, И. П. Авторское сознание в русской литературе XX века (И. Бунин, М. Булгаков, С. Есенин, В. Маяковский): учебное пособие для учителей-словесников, учащихся старших классов, студентов-филологов [Текст] / И. П. Карпов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, 1994. – 100 с. – (Новое о русской литературе; Выпуск IV).
14. Карпов, И. П. Новое о русской литературе: материалы и размышления (И. Бунин, С. Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков): монография [Текст] / И. П. Карпов, Н. В. Шенцева. – Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель", 1994. – 224 с. – (Новое о русской литературе; Выпуск V).
15. Козубовская, Г. П. Русская литература: миф и мифопоэтика [Текст] / Г. П. Козубовская. – Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2006. – 326 с.
16. Корниенко, Н. В. Две столицы в русской литературе 1920-1930-х гг. [Текст] / Н. В. Корниенко // Вторые московские Анциферовские чтения: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный литературный музей, Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – Москва: Государственный литературный музей, 2014. – С. 267-309.
17. Кузьминых, Е. О. "Азиатский миф" русской литературы и его художественное осмысление в прозе М. Булгакова 1920-х годов [Текст] / Е. О. Кузьминых // Сборник студенческих работ филологического факультета ВГУ: Материалы научной студенческой конференции, Воронеж, 01 января – 31 2002 года. Том Выпуск 4. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. – С. 198-205.
18. Ли, Н. Миф о Москве в "Московской трилогии" М. А. Булгакова: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце": специальность 10.01.01 "Русская литература": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Ли На. – Москва, 2015. – 22 с.
19. М. А. Булгаков. Русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции, Ереван, Армения, 05–08 октября 2017 года. – Ереван, Армения: Антареc, 2017. – 616 с.
20. Магический реализм в русской литературе на примере произведений Булгакова [Текст] / М. Х. Рахимова, М. Б. Файзуллаева, И. Б. Саттарова, Ф. Д. Ахмеджанова // Экономика и социум. – 2023. – № 3-1(106). – С. 450-454.
21. Маннапова, З. Ф. Сатира и фантастика в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" [Текст] / З. Ф. Маннапова // Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях, Москва, 30 января 2015 года / ООО "АР-Консалт". Том Часть I. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт", 2015. – С. 91-96.
22. Менглинова, Л. Б. Апокалиптический миф в сатирической прозе М. А. Булгакова [Текст] / Л. Б. Менглинова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2006. – № 4(55). – С. 138-143.
23. Миронов, А. В. Не мир, но миф, или что принесла с собой тотальная мифологизация литературы: на примере взаимодействия мифа и романа [Текст] / А. В. Миронов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 1. – С. 173-178.
24. На, Л. Миф о Москве в "Московской трилогии" М. А. Булгакова: специальность 10.01.01 "Русская литература": диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Л. На. – Москва, 2015. – 188 с.
25. Немцев, В. И. Христианские и нехристианские мотивы в русской литературе (на примере творчества М. А. Булгакова) [Текст] / В. И. Немцев // Наука и культура России. – 2013. – Т. 1. – С. 135-137.
26. Пепеляева, С. В. Миф об искусстве и художнике в русской литературе 20 – 30-х годов XIX века: специальность 10.01.01 "Русская литература": диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Пепеляева Софья Валерьевна. – Нижний Новгород, 2016. – 205 с.
27. Подшивалова, Е. А. Лекции по русской литературе 1920-1930-х годов: [учебное пособие]: Проблема пролетарской культуры в эстетических спорах 1920-х годов [Текст] / Е. А. Подшивалова; Е. А. Подшивалова; М-во образования и науки РФ, ГОУВПО "Удмуртский гос. ун-т", Каф. рус. лит. XX века и фольклора. – Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2010. – 265 с.
28. Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Том Выпуск 9. – Томск: Издательство Томского университета, 2008. – 273 с.
29. Савельзон, И. В. Тенденции и судьбы: М. Булгаков. А. Платонов. Литература 1920-х годов: учебное пособие [Текст] / И. В. Савельзон. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2007. – 192 с.
30. Савина, Е. А. Мистические мотивы в прозе М. А. Булгакова ("Собачье сердце"): специальность 10.01.01 "Русская литература": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Савина Елена Александровна. – Москва, 2005. – 18 с.
31. Смирнова, А. И. "Городской миф" у Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова [Текст] / А. И. Смирнова, О. А. Павлова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Филология. – 1998. – № 3. – С. 101-106.
32. Соколов, Б. В. Булгаков: энциклопедия: персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья [Текст] / Б. В. Соколов, Б. В. Соколов; Б. В. Соколов. – Москва: Эксмо, 2007.
33. Степанян, Е. Г. О Михаиле Булгакове и "собачьем сердце" [Текст] / Е. Г. Степанян; Е. Г. Степанян. – 2-е изд. – Москва: Оклик, 2011. – 61 с.
34. Хомяков, В. И. Социально-философская модель русской советской литературы 1920-1930-х гг. [Текст] / В. И. Хомяков // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2018. – № 3(80). – С. 161-165.
35. Худзиньска-Паркосадзе, А. Фантастические повести Михаила Булгакова как зеркало эпохи (Дьяволиада, Роковые яйца, Собачье сердце) [Текст] / А. Худзиньска-Паркосадзе // Михаил Булгаков, его время и мы / Коллективная монография под редакцией Гжегожа Пшебинды и Януша Свежего. – Krakow: Instytut Filologii Wschodniosłowiańskiej UJ, 2012. – С. 151-170.
36. Цуркан, В. В. Миф о счастье в русской литературе 1930-х гг [Текст] / В. В. Цуркан // Libri Magistri. – 2020. – № 4(14). – С. 119-127.
37. Юшкевич, Ю. С. Философский потенциал художественной литературы [Текст] / Ю. С. Юшкевич // Вiсник СевНТУ. – 2013. – № 141. – С. 96-100.