Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обучение и воспитание одаренных детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования. Одарённые и талантливые дети – это надежда и будущее страны. В одаренных детях скрыт потенциал, который при правильном воспитании и развитии ребёнка обеспечит со временем развитие современного постиндустриального общества. Работа с талантливыми детьми проводится планово и системно. Просто выявить у ребёнка одарённость недостаточно. С этой одарённостью необходимо правильно работать и постоянно её развивать.
Планомерная и упорядоченная работа с талантливыми детьми проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели. В современных образовательных условиях значимость педагогической работы с одаренными детьми на государственном и социальном уровнях непрерывно возрастает. Психологам известен факт, что если этим вопросом не заниматься системно и комплексно, воспитание одаренных детей и развитие одаренности может быть задержано, если вовсе не приостановлено. Продуктивно решать данную задачу позволяет система дополнительного образования.
Цель работы: изучить и обосновать организацию дополнительного образования как фактор развития одарённых детей.
Объект исследования: процесс выявления развития и поддержки талантливых и способных детей.
Предмет исследования: формы и методы работы в организациях дополнительного образования при работе с одарёнными и способными детьми.
Задачи:
1. Провести анализ понятия детская одарённость.
2. Описать систему дополнительного образования как фактор развития одарённых детей.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия в системе дополнительного образования при работе с одарёнными детьми.
4. Предложить методические рекомендации по работе с одарёнными детьми в организациях дополнительного образования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы дополнительного образования детей как фактор развития одарённости
1.1. Анализ понятия детская одарённость
Понятие детская одарённость является чрезвычайно разнообразным. Исследование одарённости позволяет говорить о том, что для одарённого ребёнка – это не только дар свыше, но и достаточно большое испытание. Причём – это испытание не только для самого ребёнка. Но и для его родителей и близких людей.
В современной образовательной среде предусмотрены все необходимые механизмы, которые позволяют уделять достаточно времени одарённым детям. Существует много образовательных систем, которые развивают одарённость детей по самым различным направлениям. Система воспитания одаренных детей в современной образовательной среде дает сегодня возможность выявлять каждого талантливого ученика и развивать его способности в индивидуальном порядке. Все дети чувствительны к реакции окружающих и склонны к резкой самокритике. Если говорить об одарённых детях, то здесь также можно отметить их повышенную самокритику. По мнению психологов, одарённые дети более эмоционально неустойчивы, чем их все остальные сверстники. Одарённость детей – это качество психики субъекта, которое развивается в течение всей жизни человека. Это качество определяет возможность достижения человеком более высоких и незаурядных результатов в конкретном виде направления и деятельности. Ребёнок будет считаться одарённым, если он с детства выделяется какими либо достижениями [4].
Автор Б.М. Теплов определяет одаренность как сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности субъекта. С.Л. Рубинштейн писал, что одаренность нельзя отождествлять ни с каким личностным качеством. Нельзя также одарённость сопоставлять с мышлением. Это, скорее всего, функция личности и эта
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Избранные психологические труды: в 2-х т. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Анохина, Т.М. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. [Текст] / Т.М. Анохина. - СПб.: Нева, 2003. - 71 с.
3. Афанасьева, Т.А. Нестандартные дети [Текст] /Т.А. Афанасьева. - Воспитание школьников. - 2001. - No 8. - С. 8-10.
4. Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблема ее идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5–13.
6. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б.Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование.- 2000.- N 4.- С. 5-13.
7. Джумагулова, Т. Н. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст] / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
8. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб., 2011. – 448 с.
9. Крущельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и
педагогов [Текст] / О.Б. Крущельницкая. - Образование, No 4, 2001, с. 66-70.
10. Кулемзина, А.К. Кризисы детской одаренности [Текст] /А.К. Кулемзина. - Школьный психолог. No 2, 2010. с. 36-42.
11. Лебедева, Л.Д. Проблемы одаренности. [Текст] / Л.Д. Лебедева. -Образование. No 1, 2000. с. 97-118.
12. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов [Текст] / С.А. Леднёва. - Начальная школа. No 1, 2003. с. 80-82.
13. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности. [Текст] /А.А. Лосева. - М.: Академический проспект, 2004. – 176 с.
14. Лукаш, Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США [Текст] / Е.Ю. Лукаш. - Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
15. Маркова, Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 51-58.
16. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. [Текст] А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с.
17. Нечаев, М. П. К вопросу о диагностике уровня воспитанности учащихся. // Проблемы педагогического образования. [Текст] / М.П. Нечаев. - Сборник научных статей. - No 6. М., МПГУ, 2000. - 125 с.
18. Панов, В. И. Не только дар, но и испытание [Текст] / В.И. Панов. -Директор школы. - No3, 2000. - с. 58.
19. Панов, В.И. Если одаренность - явление, одаренные дети - проблема [Текст] / В.И. Панов. - Начальная школа «Плюс – минус». - No 2. – 2000. - с. 86.
20. Портал психологических изданий. Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей - [Электронный ресурс] / http://psyjournals.ru/psynews/25120.shtml (дата обращения 23.05.2023).
21. Работа с одарёнными детьми: теория и практика [Текст]: учебно- методическое пособие / Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова, З. В. Крецан, Н. И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 110 с.
22. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема. [Текст] / А.И. Савенков. - Педагогика М.: 2000. - 150 с.
23. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей [Текст] / С.Ю. Тарасова. - Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 59-63.
24. Ушаков, Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. [Текст]/ Д.В. Ушаков. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
25. Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей [Текст] / М.А. Холодная. - Одаренность: рабочая концепция. - М.: 2002. - С.63.