Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На фармацевтическом рынке сложилось понятие "товары аптечного ассортимента", обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. Прежде всего, это лекарства, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения. В целом перечень товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, установлен Федеральным законом № 61 "Об обращении лекарственных средств". Товары «основного ассортимента» традиционно реализуются в аптеках и составляют основу перечней обязательного ассортимента, жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, лекарственных средств, реализуемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть этого ассортимента продается только в аптечных организациях, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтической продукцией.
В связи с расширением товарной номенклатуры аптечных организаций в них появилось значительное количество товаров «дополнительного» ассортимента, или парафармацевтической продукции. Например, за рубежом в эту группу в основном входят косметические и гигиенические средства. В нашей стране это включает в себя продукты дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предназначенные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за телом. Это косметические средства, санитарно-гигиенические изделия, минеральные воды, диетическое и детское питание, оптика для очков, справочная и учебная литература.
Ассортимент аптечной организации можно считать рациональным, когда набор имеющихся товаров наиболее полно удовлетворяет действительно обоснованным потребностям различных сегментов рынка, то есть отвечает потребностям всех потребителей, требованиям действующих нормативных актов и обеспечивает экономическую эффективность аптечной организации.
Постоянный анализ ассортимента, основанный на современных методах маркетинговых исследований, дополненный изучением перспектив развития рынка отдельных, наиболее значимых фармакотерапевтических групп, может стать основой для формирования рационального ассортиментного портфеля, в частности, исключения из него устаревших и нерентабельных препаратов.
Цель работы: рассмотреть основной ассортимент аптечных товаров и потребительские предпочтения.
Задачи работы:
1. Изучить и провести сравнительный анализ ассортимента аптечных товаров.
2. Узнать, что продаётся чаще, какие товары пользуются популярностью у молодых и пожилых людей.
3. Изучить теоретические источники о лекарственных препаратах и товарах аптечного ассортимента;
4. Оценить потребительский спрос на различные группы аптечных товаров;
Объект исследования: аптека «Живика», расположенная по адресу город Екатеринбург, ул. Луначарского, 48.
Предмет исследования: Ассортимент аптечных товаров аптеки «Живика», расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 48.
Методы исследования:
- анализ научной медицинской и методической литературы по теме;
- статистический метод математической обработки материала и интерпретации полученных данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие об ассортименте
Ассортимент - это подборка товаров различных типов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.
Фундаментальной особенностью отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является ее использование в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностическими, терапевтическими и профилактическими целями. Это специфическая особенность лекарственных препаратов, которая предъявляет высокие требования к их качеству.
Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура (перечень) различных лекарственных средств, объединенных по фармакотерапевтическим, фармакологическим, химическим или иным характеристикам и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей производства лекарственных средств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. Прежде всего, это лекарственные средства, в том числе гомеопатические, БАДы и медицинские приборы.
Гомеопатические лекарственные средства - это одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, произведенных по специальной технологии и предназначенных для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.
Медицинские изделия - это медицинские изделия, зарегистрированные в установленном законом порядке, вспомогательные медицинские изделия, предметы ухода за пациентами и другие изделия, используемые для решения проблем, связанных со здоровьем.
Продукт - это материальный или нематериальный результат деятельности, направленной на удовлетворение реальных или потенциальных потребностей.
Товар - это материальный продукт, предназначенный для купли-продажи (коммерческая деятельность).
Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товаров вносятся различные уточнения, указывающие на особенности точки зрения, с которой рассматривается товар.
Существует множество различных групп, на которые делится ассортимент аптечных товаров.
1.2 Расположение аптек и их ассортимент
Предпочтения тех покупателей, которые будут чаще приходить в аптеку, и будут основным фактором, влияющим на ассортимент. Как правило, портрет целевого покупателя зависит в основном от местоположения точки. Эксперты выделяют несколько ключевых мест расположения аптек:
Аптеки в торговом центре;
Аптеки на оживленных городских улицах;
Аптеки в жилых районах.
Особенности ассортимента аптек в торговых центрах
Чаще всего аптеку в торговом центре посещают люди в возрасте от 25 до 45 лет с доходами выше среднего. В таких аптеках гораздо лучше продаются следующие категории товаров:
• Препараты от ОРВИ, гриппа;
• Противозачаточные средства;
• Антидепрессанты;
• Витамины;
• Средства для похудения;
• Косметические средства;
• Препараты против аллергии;
• Успокоительные;
• Растворы для линз;
• Препараты для потенции и т.д.
Конечно, в таких аптеках есть и другие категории товаров, но эти группы особенные, потому что их популярность среди посетителей торгового центра объясняется так называемым "качеством жизни". Другими словами, люди, которые покупают лекарства в таких центрах, имеют достаточно высокие доходы и имеют возможность покупать дорогие товары, но в силу своего возраста они еще не страдают серьезными или хроническими заболеваниями. Следует также отметить, что парафармацевтические препараты особенно популярны в таких аптеках. Это объясняется тем, что часто точки в торговом центре посещаются не с целью покупки определенного лекарства, а просто заходят в одну из секций торгового центра.
Показать больше