Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры
Юридические литературные источники дают определение «правовому статусу» как существенному качеству, указывающему на правовое состояние или обстоятельство, присущее той или иной отрасли права. Латинское слово статус («status») обозначает положение в законе или государстве. В современной действительности зачастую учитывается правовой статус как физического лица, в том числе должностного лица, так и органа, учреждения и иных организаций, участвующих в правоотношениях.
Государственные организации имеют уникальный правовой статус. Они состоят из набора правовых стандартов, определяющих цели, обязанности, полномочия и ответственность, присущие такому органу, а также отражающих юридическую позицию, которую занимает это юридическое лицо. В свете вышеизложенного, прокуратура наделена собственным правовым статусом, который закреплен в правовых нормах, регламентирующих ее положение среди других государственных органов, составляющих единую систему. Такой статус определяется исходя из ее структуры, компетенции и функционального назначения. [14]
Правовой статус прокуратуры определяется нормами Основного закона государства. Правовой статус этого органа в России определяется главой 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть и прокуратура». Статус прокуратуры установлен статьей 129 Конституции Российской Федерации, который существенно расширяется и дополняется Федеральным Конституционным законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1ФКЗ.
Первый раздел предлагаемой нормы начинается с понятия, иллюстрирующего принципиальный характер прокуратуры Российской Федерации. Поэтому прокуратура Российской Федерации представляется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзорные полномочия в отношении соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, возбуждения уголовных дел в соответствии со своими полномочиями, а также выполнение иных функций. Полномочия, основные обязанности, организационная структура и порядок деятельности прокуратуры не определены в Конституции. Все эти требования содержит Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 2202-1).
Тем не менее, существует ряд требований, предъявляемых к прокурорам, как и к судьям и другим высшим государственным служащим. Прокуроры должны быть гражданами Российской Федерации и не иметь гражданства другой страны, в том числе вида на жительство или иных документальных оснований, устанавливающих право на постоянное проживание в другой стране, согласно ч. 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации. Прокурорам не разрешается открывать счета и пользоваться денежными средствами, депонированными в банках, находящихся за пределами Российской Федерации.
На этот процесс повлияли новые конституционные нормы, касающиеся порядка избрания Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и иных руководителей органов прокуратуры. На основании консультаций с Советом Федерации Президент Российской Федерации назначает указанных лиц на должности. Также он осуществляет их снятие с должности. Ранее Совет Федерации проводил эти процедуры на основании поручения Президента Российской Федерации. В случае избрания на должность прокурора субъекта федерации одновременно проводятся консультации с соответствующими субъектами. В случае наличия явных указаний на применение такой процедуры Президент Российской Федерации назначает дополнительных прокуроров. Это положение также касается отстранения от занимаемых должностей некоторых органов власти (ч. 6 ст. 129 Конституции Российской Федерации).
Надзорная деятельность прокуратуры в большей степени направлена на контролирование неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, а также их соблюдения и исполнения федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными и исполнительными органами, действующими на территории субъектов Российской Федерации. Мониторинг защиты прав человека в местах его содержания под стражей является частью полномочий прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор за следующими субъектами: судебными приставами; лицами, ответственными за исполнение наказаний и применение мер принуждения, назначенных судом; и лицами, отвечающими за управление помещениями, используемыми для размещения задержанных и заключенных. [14]
Помимо осуществления контрольно-надзорных полномочий, прокуратура Российской Федерации также осуществляет функции, связанные с осуществлением уголовного преследования, координацией действий правоохранительных органов, привлечением к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения и проведением административных расследований, участием в судебных заседаниях; возражением против судебных решений и наказаний, не соответствующих закону. Законотворчество является отдельной сферой деятельности прокуратуры. Нормы статьи 9 Федерального закона № 2202-1 подтверждают свободу выражения законодательной инициативы. При осуществлении этой привилегии законодательным органам могут быть представлены инициативы об изменении, дополнении, отмене или принятии правовых актов при условии соблюдения требования о совершенствовании действующей правовой системы.
Например, в Воронежской области прокурор может использовать Воронежскую областную Думу для осуществления законодательной инициативы (ст. 34 Устава Воронежской области). Однако в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы на федеральном уровне.
Генеральная прокуратура Российской Федерации поддерживает прямые отношения, работает с различными международными организациями и правительствами иностранных государств по разработке международных договоров от имени России, заключает с ними договоры о правовой помощи и борьбе с преступностью. [12]
При наличии независимого органа, уполномоченного выявлять правонарушения и пресекать их, можно добиться верховенства права и гарантировать права и свободы каждого гражданина. В России прокуратуре отводится особое положение, несмотря на то, что она не является частью ни одного из трех ветвей власти. Она служит одним из компонентов системы баланса в механизме разделения властей. Прокуратура Российской Федерации является самостоятельным конституционно-правовым органом, основной обязанностью которого является обеспечение законности каждого субъекта общественных отношений, что является ее ключевым отличием от данного учреждения в большинстве других государств
1.2 Система органов прокуратуры РФ
В Российской Федерации прокуратура выступает своеобразным инструментом, выполняющим две важные функции. Во-первых, она обеспечивает целостность законодательной базы в рамках федеративного государства. Во-вторых, она действует как система, способная оперативно и эффективно обеспечивать права человека путем восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций и государства.
Согласно статье 1 Закона о прокуратуре, прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой, включающей различные органы и учреждения. Это влечет за собой несколько ключевых аспектов, в том числе общие цели и задачи, определенный порядок назначения прокуроров, финансирование всех органов прокуратуры за счет федерального бюджета, подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим должностным лицам и, в конечном счете, Генеральному прокурору Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации включает в себя несколько составных частей, как указано в статье 11 вышеупомянутого закона. К ним относятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, издательства юридических лиц, областные и городские прокуратуры, иные краевые, военные и специализированные прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, а также определение их статуса и ответственности относятся к ведению Генерального прокурора Российской Федерации. Категорически запрещается создание и деятельность органов прокуратуры на территории Российской Федерации, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.11.1995 N 168-ФЗ/ / Собрание законодательства РФ. - 1995. - N47. - ст.4472.
Специальная литература
3. Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 1998. 257 с.
4. Белый И.Ю., Загорский Г.И., Качалов В.И. и др. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., - 2015. – 436 с.
5. Божьев В. П. Правоохранительные органы России. / В.П. Божьев: 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высшее образование,- 2015. – 360 с.
6. Бойков А.Д., Рябцев В.П., Скворцов К.Ф. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода) / Бойков А.Д., Рябцев В.П., Скворцов К.Ф. - М.: Изд-во НИИ проблемы укрепления законности и правопорядка, 1998. - 92 c.
7. В. М. Семёнов и В. А. Байдуков. Правоохранительные органы РФ. – М., - 2014 – 464 с.
8. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2017. № 10.
9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. – М., - 2016. – 440 с.
10. Жукова, В. В. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 148-150.
11. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 5. С. 56-58.
12. Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. / Ф.М. Кобзарев – М., - 2012 – 276 с.
13. Колесников Е.В., Колекова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2018. – 365 с.
14. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., - 2016. – 228 с.
15. Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. — Москва : Проспект, 2016. — 368 с.
16. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. - М.: Юрид. лит., 2001, № 9. - С. 21-22.
17. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме // Законность. - М., 2006, № 11. - С. 54-56.
18. Мартынов А.В., Черников В.В., Ляпин И.Ф. Новый этап административной реформы в российской федерации: условия, факторы и мероприятия, направленные на оптимизацию структуры органов исполнительной власти // Вестник ННГУ. 2021. № 1. С. 43-47.
19. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2001. 307 с.
20. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. / Л.К. Савюк — М.: Юристъ, - 2014. – 257 с. Джиоев С. Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. N 8. С. 40–46.