Фрагмент для ознакомления
1
1. Теоретический обзор 4
1.1 Понятие логического мышления и его роль в математике 4
1.2 Понятие алгоритмического мышления и его связь с математическими навыками 5
1.3 Развитие логического и алгоритмического мышления у детей младшего школьного возраста 6
1.4 Методы и подходы к формированию логического и алгоритмического мышления 7
2. Методология исследования 10
2.1 Объект исследования 10
2.2 Субъекты исследования 11
2.3 Описание методик и приемов, используемых в исследовании 12
2.4 Описание выборки и их характеристики 13
2.5 Описание процедуры проведения занятий 14
3. Экспериментальная часть 16
3.1 Описание проведенных занятий по математике с учащимися первого класса 16
3.2 Анализ полученных данных и результатов 17
3.3 Обсуждение результатов и их интерпретация 19
4. Анализ результатов 21
4.1 Анализ эффективности методик и приемов, используемых для формирования логического и алгоритмического мышления 21
4.2 Выводы о достижении поставленных целей и задач исследования 23
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование ставит перед учителями и педагогами задачу формирования у учащихся широкого спектра компетенций, включая развитие логического и алгоритмического мышления. Логическое мышление является одним из ключевых элементов познавательного процесса, способствующим осмыслению информации, алгоритмическое мышление же направлено на умение структурировать и последовательно решать задачи. Эти навыки играют особую роль в предмете математики, который требует абстрактного и логического мышления.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании процесса формирования логического и алгоритмического мышления у учащихся первого класса на уроках математики. Основными задачами работы являются анализ литературы по данной тематике, разработка методических рекомендаций и проверка их эффективности на практике.
В теоретической части работы будет рассмотрена сущность логического и алгоритмического мышления, их влияние на усвоение математических знаний у первоклассников и методы, способствующие развитию данных навыков. Будет проведен анализ различных подходов к формированию логического и алгоритмического мышления у детей младшего школьного возраста.
В экспериментальной части работы будет представлено описание проведенных занятий по математике с учащимися первого класса, а также анализ полученных данных и результатов их интерпретации. Данная часть работы позволит оценить эффективность методик и приемов, используемых для формирования логического и алгоритмического мышления у учащихся первого класса.
В результате исследования будут сделаны выводы о достижении поставленных целей и задач работы, а также будут предложены рекомендации по формированию логического и алгоритмического мышления у учащихся первого класса на уроках математики. Практические рекомендации, представленные в работе, могут быть полезны учителям и родителям в их работе по развитию данных навыков у детей.
Исследование формирования логического и алгоритмического мышления у учащихся первого класса на уроках математики имеет важное практическое значение для образовательной среды и может способствовать повышению качества образования и развитию учеников в области математики и когнитивных навыков.
1. Теоретический обзор
1.1 Понятие логического мышления и его роль в математике
Логическое мышление является ключевым интеллектуальным навыком, позволяющим человеку анализировать информацию, строить логические связи, делать выводы и решать задачи на основе обоснованных рассуждений. Оно играет фундаментальную роль в области математики, которая считается одной из наиболее логически ориентированных дисциплин.
В математике логическое мышление проявляется в способности ученика анализировать задачи, выявлять логические связи между понятиями, применять правила логики и оперировать математическими операциями для достижения правильного решения. Оно позволяет учащимся понимать и строить математические доказательства, использовать абстрактные и логические операции, а также развивать навыки рассуждения и анализа.
Логическое мышление имеет множество применений в математике. Оно позволяет учащимся устанавливать причинно-следственные связи между математическими объектами, анализировать их свойства и отношения. Кроме того, логическое мышление является основой для развития математического рассуждения, абстрактного мышления и проблемного мышления, которые являются неотъемлемыми компонентами успешного усвоения математического материала.
Формирование логического мышления у учащихся первого класса на уроках математики имеет особое значение. В этом возрасте дети находятся на начальном этапе своего математического развития, именно в первом классе заложены основы математических навыков и способностей. Правильное развитие логического мышления в данном возрасте позволяет сформировать устойчивые навыки анализа, рассуждения и принятия решений, что положительно сказывается на дальнейшем успехе в изучении математики и развитии критического мышления в целом.
Таким образом, понимание и развитие логического мышления играют важную роль в математике. Этот навык позволяет учащимся строить логически обоснованные рассуждения, применять математические правила и операции для решения задач, а также развивать абстрактное и критическое мышление.
1.2 Понятие алгоритмического мышления и его связь с математическими навыками
Понятие алгоритмического мышления относится к способности человека разбивать сложные задачи на последовательность простых и понятных шагов, которые ведут к достижению конкретной цели или решению проблемы. Оно базируется на способности анализировать, организовывать информацию и применять определенные правила или шаблоны для достижения конечного результата.
Алгоритмическое мышление имеет глубокую связь с математическими навыками. В математике ученикам часто требуется следовать определенным процедурам или алгоритмам для решения задач. Например, при выполнении арифметических операций, решении уравнений или геометрических задач, ученики применяют определенные шаги или правила.
Алгоритмическое мышление позволяет учащимся структурировать математические задачи и процессы, определять последовательность необходимых действий, разбивать сложные проблемы на более простые подзадачи и искать эффективные пути решения. Оно способствует развитию учеников в области логического рассуждения, анализа, планирования и систематизации информации.
Связь алгоритмического мышления с математическими навыками позволяет учащимся более осознанно и эффективно решать математические задачи, а также развивать общие навыки проблемного мышления. Оно способствует развитию уверенности и навыков применения математических концепций и операций в реальных ситуациях.
Таким образом, алгоритмическое мышление является неотъемлемой частью математического образования и играет важную роль в развитии математических навыков учащихся. Оно позволяет ученикам структурировать и решать задачи, анализировать и применять математические правила и процедуры, а также развивать критическое мышление и способность к творческому решению математических задач.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б. Г. Ананьев // Психология личности : хрестоматия : в 2 т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1999. - Т. 2. - с. 7-94.
2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили - М.:
Просвещение, 1988. - с. 207.
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в нач. классах. /
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - М.: Просвещение, 1984. - с. 234.
4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. /
А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
5. Блонский, П.П. Педология: кн. для высш. пед. учеб. заведений / П.П.
Блонский ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Владос, 2000 г. - с. 287.
6. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся.
/ В.И. Боричевская // Начальная школа. - 1992. - № 1 - с. 2-3.
7. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение
/А.В. Брушлинский. – М.: Просвещение, 1983. -147 c.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие / Б.С.
Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
9. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. / С.И. Волкова, Н.К. Столярова // Начальная школа. - № 7-8 -
с. 27-32.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский -
М., 1991.- 304 с.