Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность индустрии досуга в современных городах стремительно растет с каждым годом. Досуг твердо закрепляется как в социальной, так и в экономической среде, развиваются и совершенствуются технологии в сфере развлечений и досуга, что напрямую связано с непрекращающимся процессом социокультурных изменений.
В современных городах всё больше появляется различного вида развлечений, расширяется индустрия досуга, которая и составляет социокультурное пространство.
Благодаря данной сфере жизни человека можно проанализировать социальное положение разных слоев общества, индустрия развлечений ярко демонстрирует экономическое и социальное неравенства, качества жизни, социального благополучия, превалирующих ценностей у людей.
Между тем, досуговая сфера города показывает состояние и тенденции в развитии городского пространства, необходимого для социального и экономического взаимодействия людей в не рабочее время. Но возникает вопрос, о том, как проявляется это взаимовлияния.
Таким образом проблема состоит в описании значения досуга в городе и жизнедеятельности горожан. Комплексное изучение этих направлений, позволит представить необходимую информацию по взаимовлиянию досуговой сферы и городского пространства.
Данная статья как раз и будет включать разбор научных подходов и критериев, необходимых в исследовании досуговой сферы и анализ экспертного мнения по данной тематике.
Сфера развлечений колоссально влияет на все сферы жизнедеятельности человека, она включает в себя большую часть воспитательного влияния на каждого человека.
Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
В данной связи актуальность представленной работы выражается в особой значимости в настоящее время вопроса эффективного и рационального использования воспитательного потенциала развлекательной сферы, особенно относительно такой категории населения как молодежь.
Соответственно, к числу важнейших проблем деятельности учреждения молодежной политики на пути решения данной задачи, является организация досуга.
Необходимо отметить, что свободное время человека выступает как одно из наиболее важных средств формирования личности. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
То, как человек проводит свое свободное время можно назвать своего рода индикатором его духовных потребностей, интересов, культуры.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Объектом исследования выступает индустрия досуга в современных городах.
Предмет исследования – особенности организации досуга в современном городе, в том числе досуг разных групп молодежи.
Цель исследования заключается в изучении индустрии досуга и проблемы её развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия индустрии досуга, а также особенности и тенденции ее развития;
2) рассмотреть место индустрии досуга в культурной жизни общества;
3) изучить досуговые предпочтения различных групп молодежи;
4) проанализировать проблемы и перспективы развития досуга в современных городах.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, каждая из которых насчитывает по два параграфа, заключение, списка использованной литературы.
1 Общая характеристика индустрии досуга в современном городе
1.1. Понятие и сущность индустрии досуга
Досуг – вторая по значению после первичных потребность человека.
Понятие «досуг» неразрывно сопряжено с понятием «свободное время», которое наряду с различными развлечениями также содержит в себе и время на домашние дела, на питание, отдых и сон, время на передвижения до работы или другого места назначения и так далее.
Интересным является тот факт, что в Древней Греции слово досуг означало «серьезная деятельность без давления необходимости».
Досуговая деятельность направлена на удовлетворение объективной потребности человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса.
Несомненно, как уже упоминалось выше, одним из самых важных составляющих формирования личности выступает свободное время человека, которое напрямую влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
Досуг можно назвать достаточно благоприятной средой для выявления базовых потребностей человека. В процессе развлечений индивид получает множество возможностей сформировать уважительное отношение к себе, в том числе и какие-либо отрицательные черты характера либо недостатки возможно проработать в процессе досуговой активности.
В общепринятой практике досуг именуют как отдельные виды какой-либо деятельности, осуществляемой в свободное время, которые позволяют повеселиться, доставляют удовольствие и позволяют отвлечься от бытовых забот.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2. Аронов Калейдоскоп семейного досуга / Аронов, др. Е. и. - М.: Московский рабочий, 2019. - 272 c.
3. Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
4. Брагина, А.А. Организация досуга молодежи в учреждениях культуры / А.А. Брагина // Вопросы педагогики. - 2018. - № 7. - С. 22-25.
5. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 4.
6. Ковров, В.Ф. Организация досуга молодежи в условиях современной городской среды / В.Ф. Ковров, Р.М. Хамитова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 4. - С. 57-59.
7. Козьма, Прутков Досуги и пух и перья. Выдержки из записок моего деда / Прутков Козьма. - М.: Астрель, АСТ, 2021. - 388 c.
8. Кравчук, Т.А. Основные направления культурно-досуговой деятельности студентов / Т.А. Кравчук, Д.А. Савчак, А.И. Кравчук // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 128.
9. Кузьмин, К. В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - Москва: Наука, 2023. - 480 c.
10. Куканова, Е. В. Введение в специальность. Социальная работа / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, А.Б. Шаповалов. - М.: Инфра-М, Форум, 2023. – 128 c.
11. Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника / М.А. Морозов. - М.: Академия (Academia), 2021. - 678 c.
12. Омельянюк, В. И. Детский досуг. Делаем витражи / В.И. Омельянюк. - М.: Феникс, 2023. - 360 c.
13. Ратманова, С.Б. Использование инновационного потенциала сферы культуры как первоочередная научная проблема / С.Б. Ратманова // Инновации в науке. - 2018. - № 4. - С. 15-21.
14. Рябков, В.М. Проблемы досуга в наследии Аристотеля / В.М. Рябков // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1. - С. 416-420.
15. Сазыка, Г.С. Практика и вопросы концептуализации социально-культурной деятельности / Г.С. Сазыка // Современное образование. - 2018. - № 2. - С. 19-32.
16. Секретова, Л В Введение В Специальность «Социально-Культурная Деятельность»: Рабочая Программа И Методические Рекомендации / Секретова Л В. - Москва: СИНТЕГ, 2020. - 617 c.
17. Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 101-105.
18. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - М.: Академический проект, 2021. - 880 c.
19. Федин Большая книга веселого досуга / Федин, Сергей. - М.: Ридерз Дайджест, 2019. - 432 c.
20. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная деятельность и ее комплексные проблемы в системе развития и формирования социальной активности молодежи / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 122-125.