Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальные изменения во всех сфе-рах жизни общества требуют переосмысления существующих систем образова-ния и воспитания детей с нарушениями слуха и внедрения всего наилучшего, что работало на протяжении многих лет.
Актуальность темы заключается в том, что сегодня проблемы организации педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях для слабослышащих детей имеют первостепенное значение, и вопрос выбора наибо-лее подходящей системы обучения и воспитания волнует не только педагогов, но и родителей.
В последние годы преподавание русского языка жестов претерпело значи-тельные изменения в результате научных и практических достижений в области медицины, а также комплексных усилий различных специалистов. Раннее выяв-ление нарушений слуха и активная разработка методов коррекции нарушений слуха с использованием новейших достижений в области слухового протезиро-вания сделали проблему педагогической помощи детям младенческого и ранне-го возраста актуальной проблемой. Это позволило им начать массовое обуче-ние.
Научно-методическое обеспечение коммуникативной и активной системы обучения детей с нарушениями слуха, разработанной в отечественной педагоги-ке слуха, связано с совершенствованием системы изучения языка. Конкретное воплощение системы представлено в исследованиях, посвященных обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха (А.Г. Басова, А.П. Гозова, Т.А. Власо-ва, А.И. Дьячков, Т.С. Зыкова, С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Е.П. Кузьмичева, К.Г. Коровин, Н.Г. Морозова, Ф.А. Pay, М.И. Никитина, Г И. Розанова, Ф.Ф. Pay, Е.Г. Речицкая, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев и др.). Совершенствовалось такое направление как развитие слухового восприятия и обучения произношению в научных трудах Т.А. Власовой, Э.И. Леонгард, Е.П. Кузьмичевой, Н.Д. Шмат-ко, Т.В. Пелымской и др.).
Достижения в области медицины и образования привели к высокому уровню абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, что может расширить возможности социальной интеграции за счет ранней коррекции нарушений слуха и речи (Н.Д. Шматко, Л.М. Кобрина, Т.В. Пелымская, Э.И. Леонгард, и др.).
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследова-ния.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ раз-личных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные ас-пекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия дошкольного обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс дошкольного обучения и вос-питания детей с нарушением слуха.
Предметом исследования являются основы и принципы дошкольного обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для дошкольного обучения и воспитания де-тей с нарушением слуха.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо ре-шить несколько задач:
- рассмотреть проблему дошкольного обучения в психолого-педагогических исследованиях;
- изучить медико-психолого-педагогическая характеристику детей с нарушением слуха;
- детально проанализировать особенности дошкольного обучения детей с нарушением слуха;
- проанализировать проблему дошкольного воспитания детей с нарушени-ем слуха;
- проанализировать особенности дошкольного воспитания детей с нару-шением слуха.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический ана-лиз данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
1.1 Проблема дошкольного обучения в психолого-педагогических исследованиях
На современном этапе можно выделить одну серьезную проблему - про-блему социального и нравственного воспитания, связанную с тем, что человек живет в современном мире и развивается в окружении множества различных ис-точников сильного влияния на него, как положительного, так и отрицательного, которые ежедневно влияют на незрелый интеллект и психику. Влиять на чувства ребенка. Невозможно жить в обществе и быть свободным от общества. Какими бы высокими ни были требования, предъявляемые к дошкольному образова-нию, проблемы социального и нравственного воспитания не могут быть решены только в рамках дошкольного образования [12].
Родители должны быть опорой для учителей, которые ведут детей в мир. Неудивительно, что есть поговорка: «Самое сложное в работе с детьми - это ра-ботать со взрослыми». Семья обеспечивает ребенку необходимые личные от-ношения, формирование чувства защищенности, любви к родным и близким, доверия и открытости миру. Но, к сожалению, не все семьи могут внести свой вклад.
Семья в России переживает серьезный кризис: растет число семейных конфликтов, разводов, увеличилось количество семей с высоким социальным риском, матерей-одиночек и безработных женщин. Многим родителям не хвата-ет такой вещи, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Вы навер-няка помните слова В.Г. Белинского: «Родителей много, а отцов и матерей ма-ло!» Можно с уверенностью сказать, что сегодня в каждой семье есть компью-тер, ноутбук, планшет, смартфон и другие виды гаджетов. Отсюда проблема номер один: сокращение времени, которое родители тратят на общение со сво-ими детьми. Когда гаджеты занимают все сознание ребенка, можно говорить о развивающейся зависимости.
Тесное общение ребенка со своими родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время за планшетом или компьютером. Ребенок не знает, чем занять себя в свободное время, игрушки, книги его мало интересуют, нет желания общаться со сверстниками. Каждый родитель должен помнить, что, сидя за планшетом, ребенок не научится говорить, вести перего-воры и сотрудничать. Из вышесказанного можно сделать вывод, что родитель должен уделять внимание своему ребенку с раннего возраста, стараться не упу-стить благословенный период воспитания чистых душ, вкладывать в них как можно больше, сохраняя все лучшее, лучшее, накопленное в результате чело-веческого опыта [9].
Основным преимуществом детского сада является наличие детского со-общества, благодаря которому создается пространство социального опыта ре-бенка. Одним из важнейших моментов воспитания является выбор доверитель-ного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии со-трудничества, педагогической поддержки и индивидуализации ребенка как но-вых ценностей образования особенно актуальны. Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания выдвигаются на первый план в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной дея-тельности учителя и детей и самостоятельной деятельности ребенка.
Личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский) к ребенку основан на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных усло-вий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и навыков, а также сте-пень формирования умений и навыков, необходимых для дальнейшего обуче-ния и развития. Образовательная поддержка направлена на создание условий, объединение поддерживающих усилий, долгосрочную ненавязчивую поддержку для развития самостоятельных детей с целью [3; 5]:
- помощи обрести уверенность в себе;
- укрепления позитивного начала в личности;
- отстранения от помех в развитии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. Посо-бие. М.: Просвещение, 1984.
2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика, 1963.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - М.: Просвещение , 1995
4. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. - СПб.: Владос, 2004.
5. Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики//Дефектология. Вып. 2. - 1998.
6. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвеще-ние, М.: Просвещение, 1977.
7. Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилита-ция глухих детей и взрослых. - СПб.: Каро, 2009.
8. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и до-школьного возраста после кохлеарной имплантации. - СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
9. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М., Просвещение, 1991.
10. Малофеев Н. Н. Особые ребенок - вчера, сегодня, завтра. - М.: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007.
11. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Отечественные модели интегриро-ванного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированно-го обучения. - М., 2001.
12. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слу-хом в дошкольные учреждения общего типа//Дефектология. Вып.4. -, 1995.
13. Назарова Н. М., Пенин Г. Н. Специальная педагогика: История спе-циальной педагогики. - М.: Академия, 2007.
14. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха на основе вер-ботонального метода (из опыта экспериментальной работы) / под ред. Л. И. Ру-ленковой - М.: Родные пенаты, 2007.
15. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование в свете гуманитарной про-блематики XXI века//Школьный логопед. Вып. 1. - СПб., 2010.
16. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма госу-дарственной политики//Вестник Герценовского университета. Вып. 9. - СПб.,2010.
17. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой - Т. 3 : Педагогические системы спе-циального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева, М.: Из-дательский центр «Академия», 2008.
18. Специальная педагогика/под ред. Назаровой Н. М. - М.:ACADEMA, 2000.
19. Сурдопедагогика/под ред. Речицкой. Е. Г. - М.: Владос, 2004.
20. Черкасова Л. А., Руленкова Л. И. Использование верботональной системы обучения глухих детей. - Инновации в Российском образовании. Спе-циальное (коррекционное) образование. - М.: Изд-во МГУП, 2000.