Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Характеристика особенностей народной педагогики как традиционной основы системы воспитания личности
Народная педагогика - это метод воспитательной деятельности, которая реализуется посредством устного понимания и передачи от поколения к поколению знаний, закрепляющихся в виде фольклора, нравственно поучительных народных легенд и сказаний, негласных правил поведения .
Народная педагогика основополагается на развитии и воспитании подрастающего поколения, с помощью обычаев и традиций, овладения культурным наследием народа. Народная педагогика является основой образования более широкого и углубленного понятия - этнопедагогики.
Этнопедагогика - направление науки, которое занимается изучением практического опыта различных этнических образований в области обучения и воспитания, а также взглядов и воззрений на мир и его устройство, культурные ценности отдельной семьи, народности, нации .
Этнопедагогика занимается исследованием всех направлений народной педагогики, изучает различные возможности существования и функционирования в современном мире. Развитие этнопедагогики как направления зависимо от потребностей общества, уровня общественного развития, его заказа, развития самосознания общественности.
Этнопедагогика изучает особенности развития всевозможных воспитательных культур и направлений, взаимосвязи с тенденциями социального и экономического развития, политическим устройством общества.
В России издавна присутствует интерес к этнокультурному воспитанию, этот факт доказывается анализом теоретико-методологической базы, имеющейся философской, социально-педагогической, психолого-педагогической и этнографической литературы.
В научных трудах Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, Г.Н. Волкова, И.А.Ильина, П.Ф. Катерева, В.А. Сухомлинского и К.Д. Ушинского видна центральная составляющая исследований - грамотно организованная система воспитания подрастающего поколения, которая построена с учетом возрастных потребностей и национальных особенностей народа. В это же время ценности, характерные всему обществу и нации в отдельности рассматриваются, как естественно взаимосвязанные элементы воспитания и должны быть использованы в теоретической педагогике и воспитательной практике .
Понятие «народная педагогика» часто объясняется как система обобщенных знаний о воспитании, которая неразрывно связана с практикой воспитания, вырабатываемой на протяжении многих лет определенным народом. Исходя из данного определения народной педагогики, необходимо рассматривать народное воспитание как отдельную целостную систему.
Важной уникальной чертой системы народного воспитания является традиционность и постоянство, которые заключены в традициях воздействия опыта отношений между людьми на духовно-нравственные предпосылки становления личности подрастающего поколения.
Первые представления о народной педагогике и народном воспитании представлены в материалах древнерусской культуры, так в «Поучении» Владимира Мономаха царя Киевской Руси большое внимание уделено развитию в подрастающем поколении таких лучших характеристик нации, как милосердие, доброта, гостеприимство и трудолюбие. Мономах учил подрастающее поколение «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» . Упомянутые педагогические мысли князя были взяты из народной педагогики и предназначались для использования молодыми родителями в семейном воспитании.
Последовательные регулярные исследования народной педагогики страны взяли начало благодаря трудам основоположника русской школы народного образования К.Д. Ушинского. Ученый являясь выдающимся педагогом глубоко оценивал воспитательные возможности народной педагогики. «Воспитание, которое создается самим народом, основываясь на народных началах, имеет воспитательную силу в той степени, в которой ее нет в лучших системах абстрактных идей» .
К.Д. Ушинский, имея глубокие знания в области народных знаний, обрядов и традиций, выступал за народное воспитание, объясняя это тем, что в процессе народного развития народ является живым образцом.
Использование в процессе воспитания народной педагогики укрепляет и развивает народность, народное сознание и характер.
Известный педагог и русский писатель Л.Н. Толстой говорил о высокой значимости народного воспитания и образования.
Л.Н. Толстой, основываясь на традициях народной педагогики, говорил о необходимости уважения личности ребенка, его творчества, активности и рекомендовал относиться к подрастающему поколению как к личностям, которые имеют серьезные мысли, запрос и дела, передавать им знания и умения, работать над достижением общей цели.
Л.Н. Толстой не останавливался на обобщении положений народной педагогики, а реализовывал данные положения на практике: в школе Ясной поляны уроки у крестьянских детей были больше похожи на семейное обучение .
Значительный вклад в изучении народной педагогики был внесен известным педагогом, этнографом Г.С. Виноградовым. Именно Г.С. Виноградов предоставил описание сущности народной педагогики как неотъемлемой части педагогической культуры народа, выявил характеристику народной педагогики, объединяющей в себе применяемые народом приемы и навыки для формирования личности в определенном направлении.
А.С. Макаренко, который имел личный многолетний опыт работы учителем и воспитателем, был убежден, что педагогика начинается в традициях отдельного общества с живых движений людей. Педагог считал, что важнейшей для будущей квалификации подрастающего поколения остается трудовая подготовка, берущая начало в семье .
А.Э. Измайлов и М.И. Богомолова, являясь одними из знаменитых исследователей основ народного воспитания, отмечали, что народная педагогика изучает педагогическое отношение народа как выражение народной философии, как систему коллективного опыта народной общности в различных источниках устного народного творчества, накопленного за много веков в вопросах воспитания подрастающего поколения .
В последние годы тема народной педагогики заинтересовала таких ученых как Д.И. Латышину, И.П. Малютина, В.А. Николаева и многих других. Они, изучив опыт народной педагогики русского народа, говорят о богатых традициях воспитания, которые получали развитие и совершенствование в течение долгого времени.
Многообразие средств и приемов народного воспитания гарантировало благополучную подготовку к труду, семье, защите интересов Родины, воспитывало детей на образе лучшей народной мудрости.
Изучение и грамотное применение традиционного этнокультурного наследия является возможностью создания оптимальной системы передачи знаний, умений, навыков, трудовых и интеллектуальных ценностей. При соблюдении данных условий дошкольные, школьные и внешкольные образовательные системы приступят к выполнению своих функций - передачи народного педагогического наследия .
Таким образом, народная педагогика - это метод воспитательной деятельности, которая реализуется посредством устного понимания и передачи от поколения к поколению знаний, закрепляющихся в виде фольклора, нравственно поучительных народных легенд и сказаний, негласных правил поведения. Народная педагогика основополагается на развитии и воспитании подрастающего поколения, с помощью обычаев и традиций, овладения культурным наследием народа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие для студентов педвузов. М.: Форум, 2009. 144 с.
2. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Казань: РИЦ 4 «Школа», 2004.
3. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. М.: «Флинта», «Наука», 2011.
4. Бухталкина, М. М. Воспитание дружбы и товарищества у детей дошкольного возраста посредством игры / М. М. Бухталкина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–21 декабря 2018 года / Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. – С. 40-42.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль – М, 1980.
7. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. / В.П. Жуков // 4-е изд., – М.: Русский язык, 1991
8. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913. М., 1994.
9. История педагогики в России: хрестоматия / под ред. Е.Ф. Егорова. М.: Академия, 1999. 380 с.
10. Ковалева, И. В. Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста / И. В. Ковалева, Н. П. Анохина, Е. Н. Виноходова // Педагогика и психология: перспективы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 16 февраля 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 75-77.
11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 2002. 84 с.
12. Минский Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 2003. 182 с.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., Стереотип. – М.: Рус. яз., 1986
14. Савицкая, М. С. Воспитание и обучение старших дошкольников посредством дидактической игры / М. С. Савицкая, И. П. Щербинина, С. В. Долуденко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сборник статей Тридцать первой международной научно-практической конференции, Белгород, 28 сентября 2020 года. – Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 238-242.
15. Сиденко А.В. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000. № 8. С. 14 - 19.
16. Стрелкова Л.П. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2005. 128 с.
17. Тарасова С.И. Традиции как стержень содержания духовного воспитания в русской народной педагогике // Гаудеамус. 2002. № 2 (2). С. 56-
18. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч.: в 6 - ти т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.
19. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. / С.М. Шакарян – Пятигорск, изд-во ПГЛУ,1999