Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПАТРИОТИЗМА
1.1 Подходы к пониманию патриотизма
Патриотизм часто интерпретируется как морально-политический принцип, духовное чувство, включающее любовь к Отечеству, предан-ность ему, гордость своим прошлым и настоящим, желание защитить ин-тересы Отечества. Как конкретно-исторический термин, патриотизм может иметь различные социальные и ценностные интерпретации в каждую эпо-ху.
При этом главный принцип остается прежним, как и структура его составляющих: отчий дом является малой Родиной, местом проживания народа - страны в целом, и это связано с процессом самоидентификации, то есть осознания себя как члена группы, осознания характеристик этой группы. Данные два составляющих структуры не обязательно отобража-ются в таком порядке, поскольку государственные границы иногда не сов-падают с местами обитания людей.
В этом смысле патриотизм - это термин, который не всегда совпадает с понятием государства, хотя он тесно связан с ним и более выражен в термине «отцовство». При этом, понятие «патриотизм» представляет собой преданность своему народу, уважение к историческим событиям, традици-ям и культуре. Состав и ориентиры патриотизма обозначаются нравствен-ностью социума и его традиционно-исторической базой.
Роль и важность патриотизма возрастают в различные периоды со-циальных изменений. Как концепция, патриотизм появился в достаточно древнее временя. Возможно, до возникновения института государства это высветилось на физиологическом и психологическом уровнях в качестве попытки оградить от посягательств на собственность. У Платона имелись доводы в пользу того, что родное Отечество является более важным фак-тором, нежели отец и мать. В более совершенной форме такие мыслители, как И.Г. Фихте, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Я. Крижанич, рассматрива-ют привязанность к Родине в качестве высшей ценности в своих произве-дениях. Патриотизм воспринимался в качестве служения государству, вла-стям и всему народу; в Древней Греции, Риме и в средние века он интер-претировался в качестве чувства приверженности к конкретной власти, национальности, а также к ее институтам.
Понятие патриотизма в качестве базиса соединения русских разде-ленных земель в ходе борьбы с общим противником четко видны в «Пове-сти временных лет», а также в проповедях преподобного Сергия Радонеж-ского. На территории Киевской Руси принятие добровольной смерти за свое Отечество почиталось за почетный долг перед Родиной. По мере освобождения нашего государства от захватчиков и формирования объ-единенной страны патриотические настрои становятся сильнее и приобре-тают конкретный материальный базис, становясь видом государственного патриотизма. В период правления Петра Великого Отечество было срав-нено с конкретной территорией и обществом.
Следовательно, патриотизм, который проявляется на общегосудар-ственном уровне, проявляется в наиглавнейшей сфере деятельности госу-дарственных и социальных институтов. Большое количество преподавате-лей, а также мыслители прошлого, рассматривая роль патриотизма в ходе персонального развития, определяли его разноуровневое образовательное влияние. К примеру, К.Д. Ушинский полагал, что патриотизм выступает одновременно главной целью питания и сильным воспитательным сред-ством.
И.А. Ильин говорил, что люди на уровне инстинктов естественным образом приспосабливаются к своему окружению, соседям, природе, в том числе к культурным аспектам страны и виду жизни всего народа. При этом поэтому моральная основа патриотизма, как правило, всегда оседает за рамками их осознания. Именно тогда любовь и уважение к родине появля-ется в душах в виде неразумной, объективно неопределимой склонности, которая затем полностью застывает и теряет свою силу, пока не возникает должного раздражения (в мирное время, в периоды спокойной жизни), то-гда вспыхивает слепая и смертоносная страсть, непреодолимый огонь, ко-торый не может остановить разбуженного человека, порождающий в душе испуганный и ожесточенный инстинкт и способный заглушить голос сове-сти, чувство меры, справедливость и даже требования элементарного смысла подавляют». Однако, несмотря на конкретный возраст своего про-исхождения, данное явление по-прежнему не обладает четким определени-ем, поэтому возникает необходимость рассмотреть его более подробно.
В толковом словаре В.И. Даля понятие «патриот» значит «любитель Отечества, сторонник его блага, любитель Отечества». Патриотизм в каче-стве качества конкретной личности высвечивается в уважении и любви к соотечественникам, к своей Отчизне, в готовности и преданности быть на страже своей Родины. Педагогический энциклопедический словарь содер-жит такое определение патриотизма: «...любовь к Отечеству, родине, свое-му культурному окружению. С этими естественными основами патриотиз-ма как естественного чувства сочетается его моральное значение как долга и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей перед Отечеством и добросовестное их выполнение составляют добродетель патриотизма, ко-торая с древних времен имела и религиозное значение...».
Патриотизм является общественным явлением, имеющим значитель-ную стабильность и длительную жизнь в народе, даже если оно разруше-но. Истинный и духовный патриотизм по своей сути предполагает беско-рыстное, искреннее служение Отечеству. Это был и остается морально-политический принцип, социальное чувство, содержание которого выра-жается в любви к Родине, преданности, гордости за ее прошлое и настоя-щее, в желании и готовности защищать ее.
Патриотизм - одно из самых глубоких чувств, заложенных веками борьбы за свободу и независимость Отечества. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это движение не против чего-либо, а за ценности, которыми обладают общество и человек. Патриотизм за-ключается в состоянии души и духа. Именное поэтому важный народный общекультурный аспект, который раскрывает понимание образования, яв-ляется таковым: наивысшая ценность в обществе - это личность, которая желает и может любить, а наивысшая значимость самой личности - это преданность своей Отчизне. При этом понятие патриотизма в течение всего периода истории имелась не только в моральной жизни социума, но также во всех главных областях его деятельности, а именно: в экологии, культу-ре, идеологии, экономике, политике - занял почетное место.
Патриотизм является неотъемлемой частью общенациональной идеи государства, неотъемлемой частью российской культуры и науки, склады-вающейся столетиями. Он, как правило, считался основой героизма, муже-ства и патриотизма русского народа, нужным условием могущества и ве-личия всего государства. В ходе анализа мнений философов, историков и писателей о существе данной парадигмы демонстрирует, что осознание патриотизма очень разнопланово. Это связано со сложной природой явле-ний, разнообразием форм, рассмотрением патриотизма различными ис-следователями в различных исторических, социально-экономических и по-литических условиях, а также в зависимости от самых разных позиций.
1.2 Особенности современного патриотизма
Патриотизм как феномен социальной реальности вне субъекта и вне объекта не существует. Субъектом патриотизма могут быть признаны все социальные образовательные учреждения: личность, социальная группа, прослойка, класс, нация и другие сообщества. Объектом патриотизма яв-ляется Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, которые в силу уникальности географической, исторической, социальной, экономической, культурной, духовной, поли-тической и других сфер создают условия для единства граждан, социаль-ных групп, которые формируют структуру этого общества.
Как субъект патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право использовать результаты установленной им социальной ценности – патриотизма в следующих смыслах:
* в философском: патриотизм как социально-историческое явление, характеризующееся, с одной стороны, естественной привязанностью чело-века к своей родине, а с другой - политическими, социальными, экономи-ческими и другими особенностями конкретного общества;
* в социально-педагогическом: патриотизм как социально-нравственная ценность, отражающая отношение человека к своей родине и отечеству;
* в психолого-педагогическом: патриотизм как сложное нравственное качество. Эти аспекты позволяют нам определить некоторые принципы патриотизма.
Принципы патриотизма - это форма выражения духовных, мораль-ных и идеологических требований, которая наиболее полно раскрывает содержание служения Отечеству, существующее в современном россий-ском обществе. Они выражают основные требования, касающиеся харак-тера служения Родине, обеспечения единства интересов личности, коллек-тива, отношений между людьми в обществе и государстве, определяют общее направление человеческой деятельности, формируют основу част-ных, специфических норм поведения. В данном понимании они являются параметрами гражданственности, патриотизма, морали и культуры.
Принципы патриотизма обладают универсальным значением, при этом объединяют всех людей и усиливают базы культуры их отношений, формирующиеся в долгом процессе российского историко-культурного развития данного социума. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев выделяют основные принципы патриотизма: социально-педагогический, националь-но-идеологический и социально-государственный.
Следует отметить, что понятие «патриотизм» объединяет в себе ряд разных составляющих. Проявление эмоционального компонента патрио-тизма состоит в его эмоциональном и чувственном начале, которое прояв-ляется в переживаниях в отношении «моего», а затем и к «нашего». Оче-редным содержанием в формате патриотизма, подлежащим выделению, выступает интеллектуальный момент, характеризующий убеждения чело-века, взгляды и знания.
В данных убеждениях высвечивается единство нравственных позна-ний и чувств человека. Они являются идеологической и психологической составляющей сознания, которая стимулирует выбор действий. Современ-ные философские исследования определяют поведение человека, рассмат-ривая его как взаимодействие внешних объективных условий и систему внутренней детерминации, включающую три основные подсистемы: по-требности, субъективные способности (способности, знания, умения, черты характера) и отношение к жизни (позиция, предрасположенность, готов-ность).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в средней школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 146 с.
2. Антипов Г.А. Развитие исторического прошлого и пути его по-знания. - Новосибирск: Наука, 1987. - 243 с.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. / Монография. - Волго-град: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан. // Народное образование, №6. - 2005. - 59 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - 253 с.
7. Дмитров А. Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, ме-тоды [Текст]: / А.Г. Дмитров. - М.: Триумф, 2005. - 299 с.
8. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников. // Воспи-тание школьников, № 8. - 2005. - 17 с.
9. Ильин К.В. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 218 с. (Мыслители ХХ века).
10. Левашов Б.С. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий. // Социс, №8. - 2006. - 142 с.
11. Лутовинов С.К. В патриотизме молодёжи - будущее России. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 206 с.
12. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 158 с.
13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. Т. 2. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
14. Семёнов В.Е Ценностные ориентации у современной молодёжи. // Социс, №5. - 2007. - 64 с.
15. Сулейманов Р.Б. Развитие патриотического воспитания в обра-зовательном учреждении [Текст]: / Р.Б. Сулейманов. - Новосибирск: Наука, 1995. - 159 с.
16. Троицкий Н.Ю. Патриотическое воспитание. // Русский Вестник, № 16. - 2004. - 140 с.
17. Тюрин П.Ю. Воспитание историей. - М.: Просвещение, 1987. - 287с.
18. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М., 2011. - Т.2. - С. 69-166.