Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический анализ проявления эмпатии у женщин в разных типах семейных отношений
1.1. Изучение эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
Несмотря на то, что лингвистические корни слова «эмпатия» проистекают из Древней Греции, это понятие вошло в научный тезаурус относительно недавно. Появление понятия «эмпатия» в психологии связано с именем Эдварда Титченера, который перевел термин «Einfühlung» («вчувствование») с немецкого языка на английский как «empathy», по аналогии с английским словом «sympathy». Термин же «Einfühlung», впервые появился в работе философа Роберта Фишера «Оптическое чувство формы: вклад в эстетику» в 1873 году. Глагол «вчувствовать(ся)» встречается в литературе несколько раньше в контексте немецкого романтизма, предлагающего определять познание через процесс вчувствования - поэтическую идентификацию как метод постижения природы и искусства, заключающуюся в способности человека чувствовать себя в окружающих объектах [6].
Возникновение термина «вчувствование» произошло на рубеже 19 и 20 веков в пространстве взаимосвязанных философских направлений: философии жизни, описательной (понимающей) психологии В. Дильтея и феноменологии. Данные направления объединял новаторский подход к пониманию предмета и метода гуманитарных наук, и интенция преодоления механицизма и рационализма философии Нового времени. Таким образом, переживание можно назвать предметом понимающей психологии, а вчувствование – ее основным методом [5].
Создателем наиболее полной теории вчувствования выступает Теодор Липпс, рассматривавший вчувствование, по большей части, как гносеологическую категорию. Согласно Липпсу, когда человек воспринимает объект среды, в нем воспроизводятся переживания, похожие на те, с которыми он встречался в ходе различной деятельности (эмоциональные, телесные, двигательные и т.п.). Цель такого особенного эмоционального познания - понимание другого «изнутри», посредством постановки себя на его место, переживания себя так же как объекта эмпатии. В иностранной литературе, при описании феномена эмпатии часто встречается выражение “пройти милю в чьих-то туфлях”, то есть ощутить себя в чьей-то системе координат, что возможно благодаря способности к децентрации [6].
Когда эмпатия рассматривается как познавательный процесс, она определяется как: вчувствование/ощущение себя в объектах познания, когнитивное улавливание чувств другого, понимание другого с помощью чувств (to know emotionally), понимание внутреннего мира другого как бы “изнутри”. Для эмпатии как феномена познания, характерна фокусировка на эмоциональном переживании: чувства и эмоции выступают как источник/предмет/цель познания.
Развивая психологию индивидуальных различий, Б.М. Теплов рассматривал способность к эмпатии в качестве показателя и свойства «живого воображения», эмпатия делает возможным действительно чуткое и бережное отношение к окружающим.
Эта особенность эмпатии очень значима в применении к психотерапевтическому контексту, а значит эмпатия психологаконсультанта подвластна осознанному контролю. С точки зрения А.А. Бодалева эмпатия, аккумулирует в себе способность человека переживать такие же эмоции, как испытывает другая личность. Он считает, что проявление эмпатии является выражением психологического принятия объекта эмпатии субъектом эмпатии, а сама возможность возникновения эмпатии при контакте между людьми зависит от того, какой оценочно-познавательный итог будет для каждого в этом взаимодействии. В эмпатическом акте человек познает не только другого, но и себя самого. А.А. Бодалев сделал парадоксальное открытие: легко организующие контакт люди с высоким интеллектом, могут проявлять низкий уровень эмпатии, зачастую неадекватно оценивая переживания партнеров по общению [1].
По мнению А.А. Бодалева, эмпатия «выступает как очень сложное психологическое образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы оказываются связанными друг с другом теснейшими зависимостями» [10].
А.Э. Ахметзянова выделяет эмпатию как процесс, а также эмпатийность как качественную характеристику личности. Структура эмпатии как процесса описывается таким путем: ориентируясь на другого, человек понимает его эмоциональное состояние; сопереживает, сочувствует ему, переживает сходные эмоции; оказывает поддержку, используя вербальные и невербальные средства общения. Эмпатийность, как качественная характеристика личности, формируется из направленности и способности субъекта к реализации процесса эмпатии в коммуникации.
Согласно А.Э. Ахметзяновой, основными механизмами эмпатии, осуществляющимися на разных уровнях эмпатической реакции, выступают: интерпретация, идентификация, децентрация и эмоциональное заражение. [11].
В созвучии с Обозовым, Ахметзянова выделяет уровни эмпатического реагирования в соответствии с механизмами эмпатии:
• Первый уровень эмпатического реагирования – когнитивный, направленный на познание, в результате которого формулируется интерпретация субъектом чувств и состояний объекта эмпатии, без изменения собственного состояния.
• Второй уровень эмпатического реагирования – эмоциональный, в ходе которого, эмпатия реализуется через механизмы проекции и интроекции, которые реализуют идентификацию “эмпатирующего” с “эмпатируемым”.
Полноценная эмпатия, в отличие от сочувствия осуществляется посредством децентрации с ориентацией на эмпатируемый объект. Субъект эмпатии встает на место другого и, осознанно отождествляя себя с объектом, реализует сопереживание.
Третий уровень эмпатического реагирования – действенный, связан с включением механизма эмоционального заражения, который выражает межличностную идентификацию, после чего субъект оказывает помощь и поддержку объекту эмпатии. Выявлено, что низкая эмпатийность личности взаимосвязана с агрессивными проявлениями в сторону социального окружения, тенденцией к подавлению других, импульсивностью в проявлениях. В то время, как высокая эмпатийность личности ведет к просоциальной установке, стремлению к коммуникации, тенденции к эмоциональному реагированию на потребности и действия другого [11].
Н.В. Буравцова отмечает, что феномен эмпатии имеет большое количество форм и проявлений в сознательной и бессознательной сферах психического отражения. Эмпатия является компонентом мотивации альтруистического поведения, познавательным действием, реализующим прогнозирование переживаний другого, важный фактор успеха социальной перцепции и решения творческих задач, регулятор межличностного взаимодействия.
При этом, исследовательница различает эмпатию как процесс, актуально осуществляющийся в ситуации взаимодействия, и как свойство личности [2]. Некоторые ученые дают достаточно абстрактные и обтекаемые определения понятия эмпатия, другие же исследователи описывают данный феномен с особой подробностью.
С точки зрения Т. Сингер и Ф. де Виньмон, эмпатия – «это эмоциональное состояние, изоморфное эмоциональному состоянию другого человека, вызванное наблюдением или воображением эмоционального состояния другого человека, при условии, что мы знаем, что эмоциональное состояние другого человека выступает источником нашего собственного эмоционального состояния» [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
2. Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. №4. С.141-144.
3. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 86–90. – URL: http://ekoncept.ru/2015/95524.htm.
4. Зотова Р. А., Кондратюк О. Е., Цветкова Н. А. Эмпатия супругов как фактор согласованности установок в супружеской паре // Вестник науки и образования. 2015. №7. С.94-98.
5. Морозов В.А., Скрипник Е.Ю. Личностные особенности женщин в состоянии безбрачного одиночества // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 19. 2020. № 4 (157). С. 77–85. D
6. Троицкая Е. А. Концепция эмпатии в зарубежной психологии конца XX-начала XXI века //Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. – №. 613.
7. Хатуева М. С., Эскерханова Л. Т. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов // Скиф. 2019. №11. С.389-393.
8. Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности //Справочник заместителя директора школы. – 2012. – №. 8. – С. 58-69.
9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996a. 320 с:
10. Шадриков В.Д. Психология способностей // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 64—79.
11. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Наука.- 1982. – 185 с.
12. Шадриков, В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. Учеб. пособие, 2-е изд. перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос. – 1996. – 320 с.
13. Шевеленкова, Т. Д. Методологический анализ гуманистического направления в зарубежной психологии: автореф. дис. ... канд. психол.наук. – М.: 1989. – 24 с.
14. Шнайдер. И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. №2. С.60-65.