Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его основные компоненты 4
1.1.1 История и развитие понятия эмоционального интеллекта 4
1.1.2 Основные компоненты эмоционального интеллекта 6
1.2 Роль эмоционального интеллекта в обучении и успехе учеников 8
1.2.1 Связь эмоционального интеллекта со школьным успехом 9
1.2.2 Влияние эмоционального интеллекта на социальную адаптацию учеников 10
1.2.3 Роль эмоционального интеллекта в процессе обучения 12
1.3 Методики определения эмоционального интеллекта 13
1.4 Методы развития эмоционального интеллекта обучающихся 15
1.4.1 Развитие саморегуляции эмоций 16
1.4.2 Развитие навыков общения и взаимодействия 17
1.4.3 Обучение управлению ситуациями и принятию решений 18
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
2.1 Диагностическое заключение обучающихся на основе нескольких методик 20
2.2 Диагностика тревожности учащихся и самооценки психического состояния Айзенка 22
2.3 Диагностика агрессивности, опросник Л. Г. Почебута 23
2.4 Диагностика по методике Н. Холла оценка «эмоционального интеллекта» 24
2.5 Диагностика по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна «Шкала эмоционального отклика» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Современный мир требует от людей не только высокой интеллектуальной компетенции, но и эмоциональной. Каждый день мы сталкиваемся с различными ситуациями, которые влияют на наше состояние и наше настроение. Часто сложно сохранять позитив и не поддаваться негативным эмоциям. Тем не менее, это очень важно, особенно для обучающихся, которые должны не только изучать предметы, но и уметь управлять своими эмоциями и общаться с окружающими.
Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать эмоции, управлять ими, адаптироваться к изменениям настроения и эмоциональным состояниям других людей, а также использовать эмоции для достижения личных и профессиональных целей. Люди с высоким уровнем эмоциональным интеллектом обычно лучше управляют своими эмоциями и отношениями с другими людьми, что делает их более успешными в личной и профессиональной жизни.
Цель работы – исследовать эмоциональный интеллект обучающихся. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие эмоционального интеллекта и его основные компоненты
2. Исследовать роль эмоционального интеллекта в обучении и успехе учеников
3. Определить основные методики исследования эмоционального интеллекта обучающихся
4. Рассмотреть методы развития эмоционального интеллекта обучающихся
5. Провести исследование эмоционального интеллекта обучающихся
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его основные компоненты
1.1.1 История и развитие понятия эмоционального интеллекта
Термин «эмоциональный интеллект» берет свое начало с 1990 г., когда два американских профессора Дж. Мейер и П. Сэловей определили его как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей). По мнению авторов, эмоциональный интеллект — это не триумф разума над чувствами, а уникальная взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер, позволяющая эффективно разрешать жизненные задачи.
Дж. Мейер как представитель зарубежной истории изучения взаимодействия аффективных и когнитивных компонентов психики выделил пять временных отрезков, в каждом из которых происходит качественное изменение взаимовлияний этих компонентов друг на друга. В конечном итоге, по его мнению, происходит выделение такого интегрального показателя как «эмоциональный интеллект». Это следующие пять периодов.
I. 1900-1969 - исследования эмоциональной сферы в эти годы были обособлены от исследований интеллектуальной сферы психики.
В дальнейшем происходит изменение взглядов ученых на проблему взаимовлияний эмоций и интеллекта. Эти сферы характеризуются не обособленностью друг от друга, а скорее дополнением друг друга.
II. В центре внимания ученых оказались особенности взаимного влияния когнитивных и эмоциональных процессов (1970-1989).
III. На следующем этапе (1990-1993) феномен эмоционального интеллекта становится самостоятельным предметом психологического исследования.
IV. На данном этапе в истории развития и возникновения понятия «эмоциональный интеллект» (1994-1997) данный конструкт был популяризирован и с этого времени становится предметом обсуждения широкого круга общественности.
V. Начиная с 1998 г. по настоящее время происходит уточнение сущности данного феномена.
В отечественной психологии изучение эмоционального интеллекта в основном имело прикладное значение: проблема анализировалась в рамках психологического консультирования, обучения и воспитания, управленческой деятельности и проч. Одна из первых работ, изданная в самом конце 90-х годов прошлого века, где было сформулировано определение эмоционального интеллекта, принадлежит Г.Г. Гарсковой. Автор связывает эмоциональный интеллект со способностью понимать личность через эмоциональные проявления, благодаря чему «управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза».
За последние годы понятие эмоционального интеллекта получило широкое распространение не только в научных кругах, но и в общественном сознании, став ключевым элементом успешной карьеры и личностного развития. Существует множество методов и практик для развития эмоционального интеллекта, в том числе и в школьной педагогике, что позволяет учащимся более эффективно управлять своими эмоциями, устанавливать качественные социальные отношения и достигать значимых жизненных целей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Базарсадаева Эржена Жаргаловна К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-izucheniya-emotsionalnogo-intellekta
2. Ларина Альмира Тимербаевна Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt
3. Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта // Инновационная наука. 2017. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-emotsionalnogo-intellekta
4. Вячеслав Алексеевич Ситаров, Ольга Александровна Пашкова СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-emotsionalnogo-intellekta
5. Забара Людмила Ивановна, Кремешкова Софья Николаевна, Лебедева Юлия Владимировна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ У ПОДРОСТКОВ // Педагогическое образование в России. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-gruppovaya-splochennost-u-podrostkov
6. Чежина Яна Владимировна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ // Психология человека в образовании. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-liderskih-kachestv-i-harakteristik-emotsionalnogo-intellekta-u-podrostkov
7. Кузнецова Карина Сергеевна К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-emotsionalnogo-intellekta
8. Матвеева Лариса Геннадьевна, Тарасова Екатерина Валентиновна Диагностика эмоционального интеллекта на основе процедуры ассессмент-центра // Психология. Психофизиология. 2010. №4 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-emotsionalnogo-intellekta-na-osnove-protsedury-assessment-tsentra
9. Монина Г.Б. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2009. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta
10. Зорина Наталья Николаевна ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta