Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Нарушение слуха — это дефект, который сопровождает более 250 врожденных и приобретенных заболеваний. Для того чтобы преодолеть серьезные ограничения, вызванные нарушением слуха, логопедам и дефектологам, работающим практически со всеми категориями детей с нарушениями развития, необходимы квалифицированные решения. Эффективное использование науки на практике во многом зависит от развития ее теоретического аппарата, неотъемлемой частью которого является теоретический и исторический анализ. В настоящее время патология слуха является достаточно распространенной для детей и взрослых, в связи с чем применяются различные инновационные методы по восстановлению слуха (слуховые аппараты, кохлеарные импланты).
Различные исследования показывают, что от 10 до 30 процентов случаев потери слуха или полной глухоты обусловлены наследственностью. Однако, какова бы ни была причина или начало потери слуха, ее основным следствием является потеря способности общаться с окружающим звуковым миром и другими людьми. При тяжелой потере слуха бесконечная тишина окружает человека плотной стеной, исключая возможность общения и в то же время часто подвергая его опасности.
В 16 веке французский философ и гуманист М. Монтель писал: «Глухота — это большая физическая немощь, чем слепота». Она лишает человека величайшего человеческого качества - способности быстро и свободно общаться. Глухота — это прежде всего социальный недостаток. В более прямой форме, чем слепота, она разрывает социальные связи личности.
Л.С. Выготский писал: «С одной стороны, дефект — это недостаток, ограничение, слабость, торможение развития. С другой стороны, именно потому, что он создает трудности, он стимулирует интенсификацию движения вперед».
Потеря слуха ограничивает процесс психического развития из-за потери важных источников информации.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в России ежегодно рождается 1500-2000 глухих детей, и столько же детей становятся глухими в более позднем возрасте.
Слух играет важную роль в развитии интеллекта и языка человека. Дети с нормальным слухом учатся слышать, имитировать и произносить звуки речи. Слушая, как взрослые описывают окружающий мир, младенцы узнают о нем, глубже понимают реальность и узнают значение многих слов. Благодаря слуху младенцы могут контролировать и сравнивать свою речь, что помогает им научиться правильному произношению, а также грамматическому и лингвистическому словарному запасу. В дальнейшем сохранение слуха является необходимым условием для обучения чтению и письму.
Сурдопедагогика — отрасль специальной педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха. Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин «сурдопедагогика» произошел от слова «surdus», что в переводе с латинского означает «глухота».
Начало систематической разработки проблем сурдопедагогики в нашей стране относится к 30-м годам 20 века, к теории Л.С. Выготского о «структуре психического развития детей, отклоняющихся от нормы». Выготский ввел понятие первичных дефектов и их прямых последствий (вторичных дефектов). В данной категории детей нарушение слуха является первичным дефектом, а задержка развития и идиосинкразическое развитие - вторичными дефектами или вторичными последствиями.
В прежние времена (конец XIX - начало XX века) изучение отдельных проблем глухих детей и взрослых проводилось в рамках общей психологии и сурдопедагогики - науки об образовании, обучении и воспитании глухих детей.
С 1930-х по 1960-е годы наибольшее внимание уделялось развитию глухих детей школьного возраста, с 1950-х годов - психическим особенностям взрослых людей с нарушениями слуха (например, А.П. Гозова, В.Н. Чулхов) и психическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста
(Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозора, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгардир).
В связи с этим возросла потребность в более комплексных исследованиях различных проблем нарушения слуха. В частности, перед медициной стоит задача разработки методов профилактики и коррекции нарушений слуха и глухоты, а перед сурдопедагогикой - разработка новых методов воспитания и обучения детей с такими нарушениями.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. - М., 2003. - 360 с.
2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика /Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 1984. - 295 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963. - 215 с.
6. Вильчковский Е. С. Организация двигательного режима в дошкольных учебных заведениях: учеб-метод. посиб. / Е.С. Вильчковский, Н.Ф. Денисенко. – Тернополь: Мандарин, 2008. – 128 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. 414 с.
8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; авт. коммент. М.И. Степанова. - М., 1995. - 527 с.
9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
10. Головчиц Л.А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития: автореф. дис. дра пед. наук / Л.А. Головчиц. – М., 2012. – 38 с.
11. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2012. – 287 с.
12. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования развития детей со сложными нарушениями / Л.П. Григорьева, З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Н.К. Благосклонова, Т.Ф. Костина, Л.А. Рожкова, В.А. Толстова, Л.И. Фильчикова, М.Н. Фишман // Дефектология. – 2014. – № 4. – 74 с.
13. Дайхес Н.А., Мухамедов И.Т Хирургическая реабилитация слуха при выраженной форме тугоухости и глухоте / Актуальные вопросы патологии уха и верхних дыхательных путей: Тез. Всерос. юбилейн. конф. - СПб., 2007. – 329 с.
14. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни. / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2001. - 160 с.
15. Жигорева М.В. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов, - СПб.: «Наука-Питер». - 2006. – 396 с.
16. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. - 200 с.
17. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. Избранные труды. / Сост. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. - М., 1997. - 231 c.
18. Ивахненко А. А. Сравнительная характеристика развития психомоторной сферы глухих детей младшего школьного возраста и их сверстников с сохраненным слухом /А.А. Ивахненко//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2018. - №1. – 190 с.
19. Королева И. В. Кохлеарная имплантация-новое направление реабилитации глухих / И. В. Королева, В. И. Пудов, О. С. Жукова // Дефектология. - 2017. - № 1. – 307 с.
20. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королева. - СПб., 2005. - 90 с.
21. Королева И.В. Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами: общее и различия в сравнении с глухими и слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: «Наука- Питер», 2006. – 339 с.
22. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. - СПб., 2005. - 90 с.
23. Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. – СПб.: КАРО, 2011. – 654 с.
24. Красикова И. С. Детский массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет / И. С. Красикова. - Санкт-Петербург: Корона принт, 2003. – 250 с.
25. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 159 с.
26. Кузьмичева Е.П., Е.З. Яхнина, Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие в 2 ч. - М.: НЦ ЭНАС, 2001. - 135 с.
27. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве. – М.: Академия, 2003. – 124 с.
28. Ленхардт М. Универсальный неонатальный скрининг слуха: обязательный, факультативный или излишний? //ВЕС. – 2017. -№ 2. – С. 9-10.
29. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
30. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология, 2003. - № 4. – 245 с.
31. Мороз Б. С., Овсяник В. П., Луцько К. В. коррекционные технологии в слухопротезировании детей. – М.: Наука, 2008. – 156 с.
32. Плахова, Т.В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей / Т.В. Плахова, Л.В. Дмитриева // Дефектология. – 2018. – № 2. – 348 с.
33. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Л.А. Головчиц; под ред. Л.А. Головчиц. – М.: УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2013. – 128 с.
34. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушениями слуха// Наша жизнь. - 2018. - № 1. – 59 с.
35. Ребенок из мира тишины: на помощь родителями глухих ребенка /наук. метод. посб. / ред. Н. А. Зборовская. - К.: СПКТБ УТОГ, 2011. - С. 53.
36. Ткачева В.В. Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников/ В.В. Ткачева, Ю.А. Труханова. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 120 с.
37. Флеминг, К. Говорите ясно и убедительно после кохлеарной имплантации/ К. Флеминг. – СПб: Питер, 2016. – 240 с.
38. Шевченко В. М. Условия и факторы эффективного использования метода кохлеарной имплантации/ У. М. Шевченко//Педагогическое образование: теория и практика: сб. наук. пр. Каменец-Подол. нац. ун-т им. Ивана Огиенко, ин-т педагогики НАПН Украины. – 2019. - №15. – 139 с.
39. Ян П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка /П.А. Ян. – М.: Академия, 2003. – 390 с.