Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст – период активного развития ребенка и социализации. Это период активного физического, психического, эмоционального, личностного развития. Ребенок познает мир и осмысляет его, воображает себя в разных ситуациях и выразить свои впечатления в образах. Дети в дошкольном возрасте интуитивно тянутся к творчеству и этот период важно использовать для формирования у ребенка художественно-эстетического опыта и вкуса.
Знакомство детей дошкольного возраста с миром искусства позитивно воздействуют на психику, интеллект, стимулирует развитие чувственности, а также навыков самовыражения и саморегуляции. В современной психолого-педагогической практики активно применяются методы арт-терапии, где стимулирование развития ребенка либо психокоррекция осуществляется средствами искусства: музыкой, пластичными искусствами, рисованием и др.
Ребенок дошкольного возраста тянется к творчеству: рисует, лепит, занимается аппликацией. Он старается осознать впечатления о реальном мире, преобразовывает их в своем воображении и выражает через рисунки и поделки. Рисование для ребенка дошкольного возраста является одним из любимых видов деятельности.
В контексте обучения детей изобразительному искусству важно учитывать факт, что дошкольник еще не обладает опытом, знаниями, художественной намеренностью и рисует интуитивно. Ребенок готов учиться и с радостью откликается на изучение техники рисования важных для него объектов и старается копировать понравившееся ему образцы. В этом контексте знакомство с живописью является актуальной задачей, поскольку позволяет ребенку увидеть, как можно изобразить объект, как использовать цвет, объем, как размесить его в пространстве. Знакомясь с произведениями живописи у ребенка формируется художественный вкус, базовые знания о принципах и правилах художественного изображения, а также ребенок окунается в культурно-исторический опыт.
С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами [16].
Тема исследования: «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами живописи как условие развития изобразительного творчества»
Цель работы: выявление влияния живописи на развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Объект исследования: изобразительное творчество детей дошкольного возраста
Предмет исследования: живопись как условие развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
Задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «изобразительное творчество»
2) Рассмотреть психолого-педагогические основы развития изобразительного творчества через восприятие искусства
3) Определить педагогические условия, направленные на развитие изобразительного творчества
Гипотеза исследования: развитие изобразительного творчества будет эффективным, если детей дошкольного возраста знакомить с живописью
В ходе исследования рассмотрены научные труды Л.С. Выготского [3], О.М. Дьяченко [7], В. И. Мухиной [21], И.Е. Домогацкой [5], Н.И. Киященко [13], Г.А. Кривонос [44], О.М. Дьяченко [7], В.Б.Косминской, Е.И.Васильевой, Н.Б.Халезовой [16], .С Комаровой [14, 15], В.Т.Кудрявцевой [18], И.А Лыковой [20], Н.А. Вершининой [2] , Р.М. Чумичевой [35, 36, 37, 38], Е.И. Саяпина [28] , Н.П. Сакулиной [27] и др.
Работа носит теоретический характер и включает введение, три раздела, заключение и список литературы.
Сущность понятия «изобразительное творчество»
Целью данного параграфа является раскрытие сущности понятий как «творчество», «эстетика», «способность», «изобразительное творчество», «воображение».
Понятие искусство является центральным философским понятием, осмысление которого началось еще в античности.
Наиболее распространенной трактовкой понятия искусства является образное осмысление действительности.
В современном искусствоведении выделяются разные формы искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и другие.
Изобразительное творчество - это процесс и результат художественно-творческой деятельности в различных областях изобразительное искусства.
Вопросом о развитии изобразительного творчества занимались многие педагоги и ученые, такие как Л.С. Выготский [3], О.М. Дьяченко [7], В. И. Мухина [21], И.Е. Домогацкая [5] и другие, внёсшие свой вклад в исследование.
В словаре педагогических терминов дается определение «изобразительное творчество - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме [23].
Л.С. Выготский подробно изучает понятия «творчество» и «эстетика» в социально-философском контакте. В своем исследовании он анализирует процесс становления учения об эстетики с античности до настоящего времени. В своей работе Л.С. Выготский рассматривает эстетику как «психологию эстетического наслаждения и художественного творчества» [3, c. 19]
Л.С. Выготский анализирует понятие искусство с разных позиций:
как одна из форм идеологии, которая возникает «как надстройка на базисе экономических и производственных отношений» [3]
как форма познания мира, которая осуществляется особыми приемами. Он пишет: «искусство «работает» с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются» [3, с.22].
Л.С. Выготский отмечает, что в марксистском подходе распространена понимание искусства, как некой идеологии, которую определяет искусство определяет социум, в котором завивается человек [3, с.24] и включает в себя изучение психофизического действия художественного произведения.
С точки зрения социальной психологии искусство является «результатом деятельности социальной психики, а не ее процессом». [3, с.24]
Согласно теории Л.С. Выготского ребенок в процессе взросления осваивает социальный и культурный опыт. Психическое здоровье ребенка связано с усвоением системы средств, выработанной культурой. О.М. Дьяченко в своих работах отмечает, что в качестве средств культуры, которые должен усвоить ребенок должны рассматриваться конкретные реальные произведения и материальные объекты [7]. По ее мнению, произведения искусства как раз являются такими объектами, поскольку отображенные в них реальные объекты представлены не стихийно, а подчинены художественной задачи. Ребенок, изучая произведения искусства, видит, как благодаря воображению и применяю разных средств художественной образности можно представить образы реальных объектов.
В. И. Мухина [21] внесла значительный вклад в изучение мирового искусства стала создателем энциклопедии искусства в 4 томах. Сегодня энциклопедия доступна в электронном виде.
В. И. Мухина определяет факторы, которые влияют на развитие представлений ребенка о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это общепризнанные образцы внешних предметов, овладение которыми оказывает положительное влияние на содержание и технику исполнения детских рисунков [21]. Знакомство с произведениями живописи позволяет увидеть образцы художественного творчества и ориентироваться на них при создании своих рисунков в разных формах: портрет, пейзаж, натюрморт.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 // Интернет-портал «Российской газеты».- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - 25.11.2013.
2. Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста: Гносеологическая модель развития. Монография. – СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. – 153с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. – 573 с.
4. Гальперин, Л. Я. Введение в психологию [Текст] / Л. Я. Гальперин. – М.: [Педагогика], 1967. – 150с
5. Домогацкая, И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3–5 лет / И. Е. Домогацкая. – М.: Классика–XXI, 2004 – 16 с. ССЫЛКИ 13-16 с.
6. Дубовская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская [и др.] ; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 185 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль.).
7. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. - М: Междунар. образоват. и психол. колледж : Психол. ин-т, 1996. - 197 с
8. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким): учебно-наглядное пособие / Авт. сост. Н.А. Курочкина.- СПб.:ООО «Детство-Пресс», 2013. – 24с.
9. Казакова Т.Г., Воробьева И.Н. Изобразительное творчество и ребенок // Детский сад: теория и практика – 2017 - № 5 . - С. 54-74
10. Капустина З.Я. Воспитание. Красота. Стиль жизни // Детский сад: теория и практика – 2017 - № 4 . - С. 6-20.
11. Капустина Н.Г. О методах, приемах и психологических механизмах воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика – 2017 - № 10 . - С. 6-16.
12. Каратаева Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы // Детский сад: теория и практика – 2015 - № 2 . - С. 6-16
13. Киященко Н. И., Эстетика жизни: Учебн. пособ. - М.: ИНФРА-М, 1999 – Режим доступа: http://www.philosophy1.narod.ru/www/html/edu/ref/kiasch/estetzh.html?ysclid=li7bc9frf7398562480 – Доступ свободный.
14. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
15. Комарова Т.С. Развитие художественного творчества дошкольников // Детский сад: теория и практика – 2017 - № 5 . - С. 36-54
16. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др . –– М.: Просвещение, 1977. - 253с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-6.shtml#book_page_top (дата обращения: 3.05.21).
17. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство. Натюрморт, портрет, пейзаж: методические рекомендации, конспекты занятий, наглядный материал / Е.В. Краснушкин - М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 122 с.
18. Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика – 2017 - № 5 . - С. 36-54
19. Лурия А.Р. Язык и сознание – М.: МГУ, 1979. – 325 с.
20. Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Лыкова Ирина Александровна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2009. - 53 с – Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2009/Likova_I_A_2009.pdf - Доступ свободны.
21. Мухина В.И. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/modern-illustrated/articles/131/muhina.htm?ysclid=li79t3egyf619848588
22. Некрасова, И.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства [Текст] / И.В. Некрасова // Детский сад. –2015. - № 4 (40). – С. 2-9.
23. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
24. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)
25. Проблемы индивидуальных различий [Текст] : [Избр. работы]. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с Ссылки с. 9—20
26. Смольяников И.Ф. Природа в эстетическом воспитании: Кн. Для учителя. –М., 1984. –С.63
27. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
28. Саяпина, Е.И. С 229 Живопись пейзажа: учеб. пособие / Е.И. Саяпина. Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2012 - 94 с.
29. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.
30. Флерина Е.А Эстетическое воспитание дошкольника. M., 1961 – 334c.
31. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 159 с.
32. Флерина Е.А. Образ в детском рисунке. // Какая книжка нужна дошкольнику. /Под ред. Е.А.Флериной и Е.Ю.Шабад. НКП РСФСР гос. изд., 1928.- С.82 - 89.
33. Хакимова, М. Р. Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову / М. Р. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 164-165
34. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54.
35. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи [Текст] / Р.М. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 11. - С.44-47.
36. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992 – Режим доступа: http://dist.arhped.ru/sites/default/files/chumicheva_o_zhivopisi.pdf (дата обращения: 3.05.21).
37. Чумичева Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. – С. 24-28.
38. Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста // Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.
39. Чумичева Р.М. Формирование личности дошкольника в процессе общения с искусством [Текст] / Р.М. Чумичева // Ребенок в современном мире: Тезисы международной конференции. - СПб., 1993. - Т.1. - С.103.
40. Шейко Н.Г. Как смотреть картину? Технология развития визуальной культуры дошкольника // Детский сад: теория и практика – 2017 - № 4 . - С. 76-92
41. Шорохов Е.В. Основы композиции: Издательство Просвещение, 2011. – 245 с.
42. Щетинина А.М. Психолого-педагогическая концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребенка // Детский сад: теория и практика – 2015 - № 2 .- С. 68 -80
43. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 8–13
44. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Энхжаргал Гантумур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 156-159.