Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%). Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3% от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта – дебильностью – составляют 70-80 %, с выраженным – имбецильностью – 20-25 % и с глубоким – слабоумием (идиотия) – около 5 % всех случаев умственной отсталости.
В связи с этим проблемы, связанные с умственной отсталостью, остаются актуальными для общества. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специальной коррекционно-воспитательной поддержке, чтобы развивать свои способности и достичь оптимальной социализации. Исследование и разработка эффективных систем и подходов к коррекционно-воспитательной работе является важным вопросом для общества [2].
Кроме того, актуальность работы обусловлена еще и тем, что развитие инклюзивного образования является одним из приоритетов в системе образования нашей страны. Включение детей с умственной отсталостью в общеобразовательные учреждения требует разработки специальных коррекционно-воспитательных программ и подходов. Развитие системы коррекционно-воспитательной работы требует наличия хорошо подготовленных специалистов, способных эффективно работать с детьми с умственной отсталостью.
Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта [9].
Современное направление организации социально-педагогической помощи умственно отсталым детям представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Изучение специфики умственной отсталости велось в 50-70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Д. Н. Исаев, В. В. Ковалёв, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьева, Г. М. Дульнева, В. В. Воронковой и зарубежных специалистов Т. Н. Шибутани, И. Г. Песталоцци и др.
Объектом исследования являются дети с умственной отсталостью как педагогическая категория.
Предметом исследования стали особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью.
Цель работы – изучить систему коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1) Изучить понятие и классификации умственной отсталости;
2) Выявить причины снижения уровня интеллекта детей;
3) Рассмотреть особенности психологического развития детей с умственной отсталостью;
4) Определить основные принципы и методы коррекционно-воспитательной работы;
5) Исследовать организационные аспекты коррекционно-воспитательной работы;
6) Изучить эффективность и оценку результатов коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и научных статей, монографий и других источников, связанных с темой коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 6 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие и классификация умственной отсталости
Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) – это состояние, при котором интеллектуальные способности и познавательные функции человека развиваются на значительно более низком уровне по сравнению с нормативными показателями, что существенно ограничивает его возможности в обучении, адаптации и самообслуживании.
Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция». Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта [7].
Таким образом основные характеристики умственной отсталости включают:
1. Ограниченность интеллекта: Люди с умственной отсталостью имеют низкий уровень интеллектуальных способностей, что затрудняет усвоение новой информации, анализ и решение сложных задач.
2. Отклонение в развитии: Умственная отсталость проявляется в отклонении от типичного паттерна развития, особенно в областях, связанных с когнитивными функциями, языком и социальными навыками.
3. Ограниченность адаптивных навыков: Люди с умственной отсталостью могут испытывать трудности в освоении навыков самообслуживания, общения, социальной адаптации и выполнении повседневных задач.
4. Разнообразные уровни тяжести: Умственная отсталость может иметь различные степени тяжести, от легкой до тяжелой, в зависимости от уровня задержки развития и ограничений, которые она накладывает на жизнь человека.
5. Необходимость коррекционно-воспитательной поддержки: Люди с умственной отсталостью требуют специальной коррекционно-воспитательной работы, которая направлена на развитие их потенциала, поддержку в обучении, социализации и самоопределении.
Важно отметить, что умственная отсталость не является единой и однородной, а представляет собой широкий спектр различных проявлений и индивидуальных особенностей у каждого человека [4].
Согласно Международной классификации болезней, 10-го пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость классифицируется на основе уровня тяжести задержки развития и интеллектуальных способностей. В МКБ-10 используется термин "Задержка психического развития" (F70-F79) для описания различных уровней умственной отсталости. Ниже приведены основные категории этой классификации:
1. Легкая умственная отсталость (F70): Люди с легкой умственной отсталостью имеют некоторые ограничения в интеллектуальных способностях. Они могут развивать базовые навыки самообслуживания, общения и обучения, хотя с некоторыми трудностями. Обычно требуют некоторой поддержки и специальной образовательной программы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Л. Н. Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта // Проблемы Науки. – 2014. – №6 (24). – С. 53-60.
2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов – М.: Астрель. – 2007. – С. 222.
3. Будникова, Е. С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова, М. Б. Хабибулина. – Челябинск: издательство ПИРС, 2010. – 86 с.
4. Брызгалов, М. Б. Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями в развитии (детей с умственной отсталостью) / М. Б. Брызгалов // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 24 апреля 2014 года / Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 161-164.
5. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ-10: МКБ-С. – Третье издание. – Всемирная организация здравоохранения, 1997.
6. Зайцева, Е. А. Современные взгляды и представления на проблему оценивания учебных достижений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью / В сб.: Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия О.Н. Широков. 2017. – С. 170-171.
7. Исаев, Д. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта: Учебное пособие / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 151 с.
8. Исаев, Д. Н. Психология детей с нарушением интеллекта: Учебное пособие / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 148 с.
9. Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. метод. Пособие / Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
10. Новотворцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие [Текст] / сост. Н. В. Новоторцева. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
11. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. Сборник документов [Текст] / сост. Ф. Ф. Водоватова. ‒ М.: Высшее образование, 2000. – 184 с.
12. Пикина, В. В. Индивидуальные формы коррекционного обучения детей с умственной отсталостью // Интерактивная наука. – 2018. – №8 (30). – С. 18-20.
13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 170 от 27 мая 1997 года «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра»
14. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для 79 студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. ‒ М.: Академия, 2000. – 272 с.
15. Резникова, Е. В., Васильева, В. С. Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЮУрГГПУ. – 2018. – №6. – С. 270-287.
16. Рыбникова, О. В. Причины и диагностика умственной отсталости / О. В. Рыбникова // Практическая психология в России и за рубежом: сборник научных трудов / Российский университет транспорта (МИИТ). Том Выпуск 2. – Санкт-Петербург: ООО "НИЦ АРТ", 2018. – С. 88-89. Семенцова, Е. В. Причины развития умственной отсталости у детей / Е. В. Семенцова, Ю. В. Кобазова // Студенческий. – 2019. – № 35-2(79). – С. 76-78.
17. Самойленко, Т. В. Коррекционная направленность работы учителя-дефектолога с детьми с умственной отсталостью и задержкой психического развития / Т. В. Самойленко // Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции, Борисоглебск, 30 марта 2018 года. – Борисоглебск: Издательство "Перо", 2018. – С. 282-284.
18. Скавычева, Е. Н. Психология детей с отклонением в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", 2017. – 182 с.