Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Человек в 21-м веке живёт чрезвычайно интенсивно. Это непосредственно имеет отношение к информационному обществу. Получая большое количество информации, люди не всегда получают от этого лишь положительные эмоции. Сегодня достаточно часто эмоции от избыточной информации бывают негативные. Если не использовать всевозможные физические разрядки, отрицательные эмоции у человека будут лишь накапливаться. Эта неприятная тенденция касается не только взрослых людей, но и детей, начиная с дошкольного возраста.
Роль спорта и подвижного образа жизни велика и значима для каждого человека. Спорт и физкультура достаточно сильно влияют на развитие личности. Подвижные игры влияют на здоровье человека и адаптируют его к стремительно ускоряющимся темпам жизни. Важной задачей общества является приобщение детей к физкультуре и подвижным играм. Необходимо, чтобы у каждого ребёнка присутствовала потребность в занятиях физической культурой. Особенно актуально это для дошкольного возраста, поскольку детям необходима частая смена деятельности. Дети всегда стремятся к овладению новыми способами деятельности и готовы следовать примеру педагога.
Любые игры будут оставаться любимым занятиям дошкольников, поскольку это один из продуктивных методов, позволяющий быстро менять вид деятельности. Сегодня далеко не все дети имеют достаточную физическую нагрузку и мало играют в подвижные игры. Родители и педагоги обеспокоены тем, что дети ведут сегодня малоподвижный образ жизни. Они часто задаются вопросом, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно поиграть. Физическая культура необходимо всем людям без исключения, но особенно в этом нуждаются дети. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности, у детей крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная и сосудистая системы. Растет сопротивляемость организма заболеваниям и повышается уровень морально психологической устойчивости.
Ребенку необходимо самовыражение, внутренний контроль, координация движений и способность быть настойчивым и любознательным. Ребёнок должен получать удовлетворение и удовольствие от физической и умственной деятельности. С этим хорошо справляются подвижные и спортивные игры. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир. Увлекательное содержание подвижных игр, их эмоциональная насыщенность, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям.
Цель работы: изучить и обосновать роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательно – развивающий процесс дошкольников в ходе проведения подвижных игр.
Предмет исследования: роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дошкольники, регулярно играющие в подвижные игры, имеют хорошее здоровье, ярко выраженную эмоциональную сферу и мотивацию к успеху.
Задачи:
1. Провести анализ понятия подвижные игры и их роль в физическом развитии дошкольников.
2. Рассмотреть психолого – педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
3. Описать организационно – педагогические условия использования подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по использованию подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, анкетирование, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста
1.1. Анализ понятия подвижные игры и их роль в физическом развитии дошкольников
Проблема реализации подвижных игр в дошкольном возрасте имеет особое значение в жизни ребенка. Спортивные и подвижные игры всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, Э.Я. Степаненковой, Т.Ю. Пигаловой, Н.А. Кошкиной и др. Особо можно в этой области отметить работы И.Г. Георги, А.Ф. Анисимова, В.В. Леонтьева и др.
При освоении подвижных игр дети учатся ловкости, выносливости, быстроте и красоте движений. В играх они проявляют ум и творческую смекалку, выдержку и волю, в том числе, стремление к победе [23]. В системе всестороннего развития человека физическое воспитание занимает важное место. Благодаря физкультуре и спорту закладываются основы здоровья и физического развития. Формируются двигательные навыки и создается фундамент для воспитания физических качеств выносливости человека. Одним из приоритетов государственной социально – экономической политики является оздоровление населения и воспитание образованного поколения. Идёт формирование культуры здоровья у взрослых и детей. Учет индивидуальных особенностей и интересов детей, учёт региональных и национальных особенностей среды обитания, во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания дошкольников [3]. Средства воспитания, такие как подвижная игра, являются не только основой видов спорта, но и богатым источником современных средств физического воспитания.
Традиции физического воспитания представлены в трудах Н.К. Шамаева, И.И. Портнягина, В. П. Кочнева, Д.Н. Платонова и др. Играм и состязаниям придавали и придают до сих пор большое значение. Прежде всего – это воспитательно-оздоровительные для молодого поколения мероприятия. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается сегодня обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду. В программах широко используются многообразные формы осуществления физической культуры. На занятиях с детьми происходит постепенное нарастание сложности в физкультурно-спортивных действиях дошкольников. В программах разработаны требования к физической подготовке детей, представлены учебные нормативы по усвоению навыков, и по развитию двигательных качеств. Педагогам рекомендовано учитывать физические и личностные возможности каждого ребенка и осуществлять продуманный и дифференцированный подход в процессе физического развития детей [4].
К критериям физической воспитанности относятся следующие показатели физического развития:
- двигательные качества;
-двигательные умения и навыки;
- выносливость и ловкость;
-способность выдерживать нагрузки в беге.
О физической развитости дошкольника ярко свидетельствуют закаленность организма, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных мероприятиях. Оздоровительные задачи подвижных игр включают в себя определённые физические нагрузки. При систематических занятиях подвижными играми, с течением времени можно допускать некоторые нагрузки, чтобы организм постепенно к ним приспосабливался, но никак нельзя доводить это до переутомления ребёнка. Образовательные задачи подвижных игр оказывают большое воздействие на формирование личности дошкольника. Это должна быть сознательная деятельность субъекта, в которой проявляется и развивается умение, помимо интенсивных движений, анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка дошкольников [Текст]/И.С. Барчуков. - М.: Юнити. 2017. – 431 с.
2. Вавилова, Е.А. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. [Текст]/ Е.А. Вавилова.- М., 2008. – 217 с.
3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. [Текст] / Б.Р. Голощапов. - М.: Академия. – 2007. – 312 с.
4. Горохова, И. В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И. В. Горохова, О. А. Школьникова, Л. М. Новикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20564/ (дата обращения: 24.05.2023).
5. Дубовец, Э.К. Подвижные игры народов Севера [Текст]/Э.К. Дубовец. - Дошкольное воспитание №11. 2012. – 15-16 с.
6. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья [Текст]/Е.С. Евдокимова.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 236 с.
7. Емельянова, М.О. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству [Текст]/ М.О. Емельянова. - Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – 110-118 с.
8. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство. [Текст]/ Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002. – 264 с.
Запорожец А.В., Психология действия. [Текст]/ А.В. Запорожец. - М. – Воронеж, 2000. – 218 С.
9. Иванова, В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 24.05.2023).
10. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. [Текст]/А.В. Кенеман.- М., 2008. – 173 с.
11. Кошкина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. [Текст]/ Н.А. Кошкина.- СПб., 2014. – 217 с.
12. Лескова, Т.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. [Текст]/ Т.П. Лескова.- М., 2009. – 186 с.
13. Ноткина, Н.В. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/Н.В. Ноткина. - М.: Детство-Пресс, 2008. – 219 с.
14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт. 2012. –460 с.
15. Раскатова, К. В. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания / К. В. Раскатова, И. Ю. Кулько. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10220/ (дата обращения: 24.05.2023).
16. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ М.А. Рунова. - М., 2009. – 184 с.
17. Скобелева, М.Р. Подвижные игры народов России [Текст]/М.Р. Скобелева. - Дошкольное воспитание № 10. 2016. – 91 с.
18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М., - 2009. – 169 с.
19. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - М., 2005. – 217 с.
20. Спортивные игры как средство развития физических качеств организма [Электронный ресурс]. - URL: https://studfile.net/preview/5249511/page:5 (дата обращения: 24.05.2023).
21. Филяков, А.И. Развитие физических качеств у детей [Текст] / А.И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2009. - No15. - С. 250-253.
22. Фролов, С.В. Об опережающем подходе в процессе физического воспитания школьников [Текст] / С.В. Фролов, С.С. Фролов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - No 4. - С. 2-6.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. [Текст]/ Ж.К. Холодов.- М.:Академия, 2011. – 238 с.
24. Юрко, Т.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. [Текст]/ Т.П. Юрко. - М., 2018. – 263 с.
25. Ярлыкова, О.В. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - No 1-3 (6). - С. 92-95.