Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы роль пресс-служб заметно повысилась. Планирование работ со средствами массовой информации позволяет сократить неопределенность ожидаемых результатов и разработать последовательную программу по созданию имиджа организации с наименьшими затратами. Только в том случае, когда есть четкое представление о целях работы со средствами массовой информации и их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды, возможно четкое распределение финансовых и людских ресурсов для обеспечения максимально эффективной информационной деятельности. Организация, которая не считает нужным развивать собственную пресс-службу, может стать средством для достижения чужих целей.
«Мир есть отпечаток слова», - говорил Генрих Гейне. В XXI веке средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни людей. Информационные потоки обрушились на человечество, сделав СМИ сильным и эффективным оружием, способствующим социально-экономическому развитию общества. В настоящее время нет ни одной сферы жизни, которая бы так или иначе не соприкасалась с деятельностью СМИ. А потому создание компетентной и сильной пресс-службы приобретает особое значение. Ведь именно пресс-служба позволяет планировать работу со СМИ, а, следовательно, и с обществом.
Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования: инструменты взаимодействия пресс-службы и СМИ.
Предмет исследования: пресс-служба компании «Аэрофлот – российские авиалинии».
Цель работы: изучить механизмы работы пресс-службы со СМИ на примере компании «Аэрофлот».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.
- изучить понятие пресс-службы, ее функции и структуру;
- расмотреть технологии взаимодействия пресс-службы со СМИ;
- проанализировать работу пресс-службы компании «Аэрофлот - российские авиалинии»;
- разработать предложения по совершенствованию взаимодействия пресс-службы.
Степень изученности темы исследования. Особенности воздействия на общество посредством PR-технологий были изучены в работах Галагановой С. Г. , Корсун А. , Леонова В. А. , Щеглова А. В. и Макарычева В. Н. и др. Особенности массмедиа в социокультурном пространстве изучены в трудах Евдокимова В. А. , Жижиной М. В. и др. Особенности влияния информации на общественное сознание в своих работах изучили Воронова О. Е. , Рощупкин В. Г. и др.
В курсовой работе использовались следующие методы исследования: в теоретической части – обзор литературы по теме исследования; в практической части – наблюдение, анализ, описание.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в образовательной практике, в первую очередь в процессе подготовки студентов специализации «Журналистика» в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, а также пресс-центром ПАО «Аэрофлот».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два пункта, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕСС-СЛУЖБЫ
1.1 Пресс-служба, функции пресс-службы и её структура
Сегодня все крупные организации имеют собственные пресс-службы или пресс - центры. Чаще всего они являются подразделениями отдела PR, а ответственный за связь с прессой подчиняется руководителю отдела PR. В небольших организациях эта функция может совмещаться с другими функциям исполнителя.
Штат пресс-службы может составлять различное количество людей – от одного - двух до 20 и более. Работа с прессой носит в значительной мере оперативный характер. Поэтому существует ответственный за связь с прессой - для того, чтобы своевременно уделять внимание интересам прессы. Он должен быть доступен для прессы.
Следует отметить, что работа пресс-службы становится все более формализованной. Еще несколько лет назад считалось, что развитие связей с общественностью несет в себе больше творчества, чем технологии. Сейчас мы наблюдаем все большую технологизацию этой работы.
Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях.
Отделы по связям с прессой, вне зависимости от того, как они называются (пресс-служба, пресс-бюро, пресс-центр, пресс-секретарь), выполняют ряд задач (рисунок 1).
Рисунок 1 – Задачи отдела по связям с прессой
К сожалению, отношения с общественностью (public relations) и отношения с прессой (press relations) часто обозначаются одной и той же аббревиатурой PR, иногда это вносит путаницу. В США такой проблемы не существует, поскольку там чаще используется термин «отношения со средствами массовой информации» (mass media relations). Но в России путаница распространяется не только на названия, но и непосредственно на специфику деятельности. Очень часто функции pr-специалиста и пресс-секретаря являются идентичными.
Поэтому следует выделить основные функции пресс-службы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Функции пресс-службы
При освещении данного аспекта стоит отметить, что главная задача пресс-службы в госучреждении – это создание позитивного имиджа учреждения и руководителя в контексте позитивного имиджа власти. Главная же задача пресс-службы коммерческой структуры – это создание позитивного имиджа фирмы, как наилучшего партнера и производителя качественных товаров.
Существуют различные формы подачи информационно-новостных материалов для прессы (рисунок 3).
В построении взаимоотношений со СМИ и целевыми аудиториями огромную роль играют оперативные документы. Главной отличительной чертой данной группы документов является то, что они создаются к конкретным событиям и мероприятиям. Основная задача любого оперативного документа состоит в предоставлении полного объема информации по какому-либо направлению деятельности организации. К оперативным документам относятся следующие информационные материалы:
пресс-релизы; аналитическая справка; бэкграундер; биографическая справка; интервью; подборка фотоматериалов; доклад; отчет; комментарий экспертов; заявление для печати; опровержение .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Автаева Н. О., Бейненсон В. А., Болдина К. А. Мультимедийные технологии СМИ : учебное пособие : для студентов-бакалавров направлений «Журналистика» (42.03.02), «Реклама и связи с общественностью» (42.03.01) и студентов-магистрантов направления «Журналистика» (42.04.02) / Автаева Н. О., Бейненсон В. А., Волдина К. А. [и др.] ; «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». - Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2020. - 170 с.
2. Безрукова А. А. Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры в информационном обществе / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2019.
3. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / Владимир Бехтерев. – М: Академический проект, 2018. – 257 с.
4. Вайрах Ю. В., Желновакова М. Ф., Казорина А. В. Интернет-журналистика : учебное пособие : по направлению подготовки «Журналистика» / Ю. В. Вайрах, М. Ф. Желновакова, А. В. Казорина ; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. - Иркутск : Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 2021. - 98 с.
5. Вартанова Е. Л., Смирнова О. В., Кадочникова С. А. Работа журналиста в цифровой периодике : учебное пособие для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 "Журналистика (бакалавриат)" / Е. Л. Вартанова, О. В. Смирнова, С. А. Кадочникова [и др.] ; ответственный редактор: О. В. Смирнова. - Москва : Аспект Пресс, 2021. - 244, [4] с. : ил., портр. ; 22 см.. - Библиогр. в конце кн., в конце гл. и в подстроч. примеч.
6. Вопросы теории и практики журналистики : научный журнал / учредитель: Байкальский гос. ун-т экономики и права. - Иркутск : Изд-во Байкальского гос. ун-та экономики и права, 2012-
2020, Т. 9, № 4 (33). - 2020. - 573-771 с.
7. Галаганова, С. Г. Медиапсихология и манипуляция сознанием : учебно-методическое пособие / С. Г. Галаганова ; «МГТУ им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». - Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. – 110 с.
8. Горохов И. В., Герасимова Т. Ю. Политическое манипулирование в электронных СМИ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, секция «Теория и практика коммуникаций». - Том 3. – 2019. – С. 767-768.
9. Евдокимов, В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве : учебное пособие / В. А. Евдокимов ; Омская гуманитарная академия. - Омск : Издательство ОмГА, 2021. - 362 с.
10. Жижина, М. В. Теоретические и практические вопросы медиапсихологии [Текст] / М. В. Жижина ; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2018.
11. Корсун, А. Техники манипулирования: приемы спецслужб [Текст] / Александр Корсун. - Москва : АСТ, 2019. - 254 с.
12. Леонов В. А. Манипуляция общественным сознанием при помощи PR-технологий // Символ науки. – 2021. - №3. – С. 73-74.
13. Медиасреда : научный журнал Факультета журналистики ЧелГУ / учредитель: Факультет журналистики ЧелГУ ; главный редактор: М. В. Загидуллина. - Челябинск : [б. и.], 2014-.
2019, № 2. - 2019. - 142 с.
14. Медийные практики и медиаобразование: социокультурные аспекты : сборник научных трудов / Кубанский государственный университет, Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций, Краснодарский центр научно-технической информации ; редакционная коллегия: ответственный редактор: Лучинский Ю. В. [и др.]. - Краснодар : Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ, 2020.
15. Мухортов Д. С., Краснова А. В. Дискурсивные маркеры манипуляции как реализации субъективно-оценочного акта говорящего // Политическая лингвистика. 2016. № 6. С. 120–125.
16. Общество: политика, экономика, право [Текст] = Society: politics, economics, law: научный журнал. - Краснодар : ХОРС, 2007-2020, вып. 10 (87). - 2020. - 87 с.
17. Питько О. А. Техники НЛП в рекламной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-3. С. 581–584.
18. Питько О. А. Технологии копирайтинга в электронных СМИ как средство психологического воздействия // Результаты научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2016 г., г. Тюмень): в 4 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 176–178.
19. Проказина, Н. В. Социология управления в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / Н. В. Проказина, В. П. Кондратьев, Т. В. Ряжская ; ФГБОУ «РАНХИГС», Среднерусский институт управления - филиал. - Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2019. - 112 с.
20. Ревенко, А. А. Основы медиарилейшнз: учебное пособие: [для обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», профиль «Связи с общественностью в коммерческой сфере» (квалификация бакалавр] / А. А. Ревенко; Автономная некоммерческая организация высшего образования Московский гуманитарно-экономический университет (АНО ВО МГЭУ). – М.: МГЭУ, 2020. - 254 с.
21. Реклама и PR в России : современное состояние и перспективы развития: XVII Всероссийская научно-практическая конференция, 13 февраля 2020 года: [материалы конференции] / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; [научные редакторы: Э. Н. Бердникова, кандидат культурологии, доцент, Е.Р. Елагина, профессор, доктор педагогических наук]. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2020. - 183 с.
22. Рощупкин, В. Г. Информационно-психологическое противоборство и обеспечение информационной безопасности [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность и специальности 10.05.01 Компьютерная безопасность / В. Г. Рощупкин ; ФГБОУ «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (Самарский университет). - Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2018. - 91 с.
23. Суходолов, А. П. Модели системы СМИ для поддержки принятия решений : монография / А. П. Суходолов, В. А. Маренко. - Новосибирск : Издательство сибирского отделения Российской академии наук, 2021. - 111 с.
24. Теория и практика массовой информации. Основы теории журналистики [Электронный ресурс] : учебное пособие : для студентов по направлению 44.03.02 Журналистика / ФГБОУ «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»; составитель: А. В. Подгорская. - Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова", 2020.
25. Фотиева И. В., Семилет Т. А., Лукашевич Е. В., Витвинчук В. В. Российская журналистика сегодня : социальная миссия и профессиональное мастерство : монография / И. В. Фотиева, Т. А. Семилет, Е. В. Лукашевич, В. В. Витвинчук ; под редакцией И. В. Фотиевой. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 254 с.
26. Хозиев Б. Р. Массмедиа и информационные потребности аудитории : учебное пособие : для студентов факультета журналистики / Б. Р. Хозиев ; ФГБОУ ВО Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова. - Владикавказ : ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова", 2020. – 111 с.
27. Щеглов А. В., Макарычев В. Н. Манипуляция общественным мнением // Вестник экономической безопасности. – 2020. - № 1. С. 285-288.
28. Кривоносов, А. Д. Современная пресс-служба / А. Д. Кривоносов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. – 78 с.
29. Официальный сайт компании «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru (дата обращения: 24.05.2023).