Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы использования мультимедиа технологий в образовательной деятельности
1.1. Актуальные особенности активных и интерактивных педагогических технологий
Применение активных методов на уроках указывает на множество методологических преимуществ перед методами пассивными. В числе данных преимуществ суть следующие:
– поиск и использование знаний имеет эвристический характер;
– обучающий процесс строится как непрерывная последовательность учебных ситуаций;
– происходит совместная деятельность обучающихся и педагога при решении учебных задач.
Исследователи, рассматривая активное обучение в качестве видового, генерализованного понятия, определяют интерактивное обучение как часть его, как понятие родовое, «конкретизированное». Интересующий же нас феномен – «интерактивные технологии» – автор называет «современным этапом развития активных методов обучения» [16].
Интерес к интерактивным технологиям стремительно растёт, поскольку становится всё более очевидным, что грамотное использование их на уроках способно значительно повысить качество обучающего процесса. Хотя серьёзные гипотезы об эффективности использования интерактивных технологий в образовательном процессе стали выдвигаться только во второй половине 90-х годов прошлого столетия, теоретические основы интерактивного обучения были заложены в трудах выдающихся учёных – психологов и педагогов – задолго до этого. Этих исследователей интересовал как психологический аспект, связанный с вопросом активности человека, возможностью стимулирования его когнитивной деятельности (Л.С. Выготский, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Леонтьев, Д. Дьюи, С.Л. Рубинштейн и др.), так и педагогический, ориентированный на поиск максимально эффективных методов обучения (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и др.). Д.С. Тойымбетова считает, что «заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения положили исследования и разработки деловых имитационных игр таких специалистов, как Н.П. Аникеева, И.Г. Абрамова, Л.Г. Борисова, А.А. Вербицкий, И.П. Иванов, В.Я. Платов, В.В. Подиновский, В.Н. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежкин, С.А. Шмаков» [5].
А.Н. Суворова указывает, что проводившиеся Национальным тренинговым центром ещё в конце 80-х годов исследования наглядно продемонстрировали, что применение интерактивных методов позволяет резко увеличить процент усвоения материала [18].
В конце прошлого века под интерактивными технологиями было принято понимать применение в образовательном процессе новейших мультимедийных технологий. Сегодня данное определение также остаётся актуальным, но является «более узким», специализированным. В широком же смысле под интерактивными технологиями понимается любого рода диалог, происходящий в процессе обучения, при этом диалог может реализовываться и во взаимодействии «живых» субъектов (ученик-ученик, учитель-ученик), и во взаимодействии обучающегося с компьютером.
О.И. Пугач и Т.В. Добудько стремясь выявить сущность и функциональную предназначенность интерактивных технологий, исходят из понимания того, что чтобы решить поставленную задачу, необходимо последовательно рассмотреть следующие вопросы:
«1) Что подразумевается под педагогическими технологиями?
2) Как осуществляется их внедрение?
3) В чём заключаются особенности интерактивных технологий и как эти особенности влияют на процесс внедрения?
4) При каких условиях применение интерактивных технологий обучения может быть успешным?» [4].
В результате анализа литературы авторы формулируют собственное определение педагогической технологии (технологии обучения). В их понимании технология обучения – «упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса» [12].
Заслуживает внимания замечание исследователей о том, что к настоящему времени не выработано общепринятое определение термина «интерактивные технологии», а дефиниции, которые существуют сегодня, по мнению учёных, являются крайне «размытыми»:
1) “интерактивные методы предполагают сообучение, когда учащиеся и обучающий (преподаватель) являются субъектами учебного процесса; интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии…” (В.Д. Назарова);
2) “суть интерактивных методов обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все оказываются вовлечёнными в процесс познания, имея возможность осуществлять рефлексию своих знаний и умений” (Л.А. Пескова);
3) “интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса” (Р.С. Рафикова)» [15, с. 57].
Соглашаясь с авторами, что предлагаемые определения представляются «размытыми», заметим, что разные исследователи не разграничивают понятий «интерактивные технологии», «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения». Подобная терминологическая неопределённость, на наш взгляд, отнюдь не способствует выявлению сущности понятия «интерактивные технологии».
Отметим, что процитированное определение интерактивных технологий представляется нам спорным. Во-первых, для нас совершенно неприемлем тезис, согласно которому использование интерактивных технологий происходит «не без участия учащегося». Убеждены, что именно обязательное учащегося в процессе обучения – есть самая суть интерактивного обучения, поэтому формулировка авторов представляется несколько некорректной. Во-вторых, с нашей точки зрения, нельзя согласиться и с тем, что основная цель использования интерактивных технологий – создание условий для свободной коммуникации обучающихся.
Полагаем, что формирование благоприятной коммуникативной ситуации между обучающимися в образовательном процессе – не цель использования интерактивных технологий, а один из очень важных, но отнюдь не единственный результат их эффективного применения. Основной же целью интерактивного обучения вообще, реализации интерактивных технологий – в частности является, на наш взгляд, построение благоприятных педагогических условий для формирования всесторонне развитой личности обучающегося: личности, способной к профессиональной самореализации, личности, стремящейся к духовному саморазвитию, личности, готовой к полноценному включению в социум, личности, отвечающей всем требованиям времени. Ю.А. Завьялова, давая дефиницию интерактивным технологиям, определяет их как «такую организацию процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания» [3, с. 74].
Анализ предыдущих определений интерактивного обучения, рассматривающих его как процесс, а интерактивные технологии как инструменты, посредством которого реализуется такой образовательный процесс, показывает, что исследователи говорят о возможности участия всех членов в обучающем процессе. Ю.А. Завьялова же более категорична: она говорит о невозможности неучастия ученика в образовательном процессе, и подобная формулировка, на наш взгляд, не просто более оптимистично звучит, но, будучи воплощённой на деле, приобретает большую педагогическую ценность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
3. Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
4. Абдуллина Л.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5–11 классы. – М.: Изд–во ВАКО, 2011. – 244 с.
5. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А.Антонова, Е.В.Оспенникова, Е.В.Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5–37
6. Асачева, М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы [Текст] / М. В. Асачева // Молодой ученый. – 2019. – № 48 (286). – С. 120–124
7. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.
8. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127
9. Ващенко А.А. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг как необходимое условие повышения качества образования. ФЭС: финансы. Экономика. 2015. - №10. - с. 16- 21
10. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы/ А.А. Вербицкий. – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
11. Ефимушкин В.А. Вопросы инфокоммуникационного обеспечения цифровой экономики. Электросвязь. - 2017. - № 10, с. 83-88
12. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский Центр «Академия». – 2016. – 192 с.
13. Капарова Ж.О. Оказание образовательных услуг в РФ. Экономика и социум 2018 - №5 - c. 572-578
14. Когаловский, С. Р. К проблеме модернизации математического образования (онтогенетический подход к обучению математике старших школьников). - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. -124 с.
15. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно–методическое пособие. – М.: Изд–во Педагогическое общество России, 2020. – 224 с.
16. Курылева, Т.С. Совершенствование ИКТ-компетенций будущего учителя средствами цифровой образовательной среды. – Казань, 2021. – 87 с.
17. Ляшко Г.М. Информационные технологии как инструмент инновационного развития образования. Экономика знаний: теория и практика. - 2019 - №2 (10) - стр. 179-194
18. Сгибнев, А. И. Геометрия на подвижных чертежах – М.;МЦНМО. 2019. – 184 с.
19. Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2020 г.) / [отв.за вып. Е.Н. Ялунина ; отв. ред. М.В. Чудиновских] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, УрО ВЭО России, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - 221 с.
20. Учебно–методический комплекс «Литература» для 5–11 классов / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2017
21. Шабанова, М. В., Овчинникова, Р. П., Ястребов, А. В. и др. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение: коллективная монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 300 с. doi: 10.17513/пр.141
22. Яницкий, М.С. Психологические аспекты цифрового образования /М.С.Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №2 (34). – С.38-44.