Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человеческое мышление и творче-ство – один из великих даров природы. Очень важно понимать, что природа наделяет этим даром каждого человека. Но также очевидно, что она не делит свои дары поровну и щедро вознаграждает кого-то, не скупясь, но обходя ко-го-то стороной.
Идея о том, что такое распределение является неравномерным, очевид-на, но не все согласны с этим.
Многие эксперты называют одаренность генетически детерминирован-ным компонентом способностей. Этот генетически обусловленный дар во многом определяет как конечный результат развития, так и темпы развития. Внешняя среда, или, как ее называют в специальной литературе, окружение и воспитание, либо подавляют ее, либо помогают раскрыться этому дару. И так же, как ювелир может превратить натуральный бриллиант в роскошный, бла-гоприятная окружающая среда и квалифицированное образовательное руко-водство могут превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений. Проблемы его развития беспокоили учителей, психоло-гов и родителей на протяжении веков. В настоящее время наблюдается каче-ственный скачок в развитии новых технологий и потребность общества в лю-дях с нестандартным мышлением, способных ставить и решать новые задачи, связанные с будущим. Это фундаментальная новизна, оригинальность кампа-нии, отражающая результаты, достигнутые талантливым, одаренным челове-ком. Принято называть так человека, чей дар превышает средние способности большинства.
Существует множество подходов к определению термина «одарен-ность», поэтому четкой формулировки на сегодняшний день не существует. Во многих языках слово «одаренность» происходит от слов «дар», «пода-рок». С психологической точки зрения одаренность рассматривается во мно-гих аспектах и понимается как:
- своего рода сочетание навыков, обеспечивающих успех деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структу-ру, позволяет компенсировать недостаток индивидуальных способностей предпочтительным развитием других;
- общие способности, определяющие широту, уровень и оригиналь-ность деятельности человека;
- интеллектуальный потенциал или интеллект;
- целостная индивидуальная характеристика когнитивных способностей и способности к обучению;
- совокупность задатков, природных данных, особенностей самовыра-жения и оригинальности природных предпосылок способностей;
- талантливость;
- наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятель-ности.
О.П. Котикова, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич, В. Штерн, В.Е. Чудновский, А.В. Хуторской, А. И. Савенков, Е.С. Белова, Л.В. Матвеева, А.М. Матюшкин занимались проблемой одаренности; Б.П. Никитин и В.Н. Дружинин изучали вопросы образования и развития одаренности способностей, Дж. Рензулли, А. Бине, Р.С. Немов, П. Торренс, В.Д. Шадриков, Х. Хекхаузен Н.В. Кузьми-на, Т.И. Артемьев, В. Степанский, А.Д. В. Давыдов и другие.
Актуальность исследования заключается в то, что проблема одаренно-сти в настоящее время находится в центре внимания научных и общественных интересов. В начале XX века одаренность трактовалась как интеллектуальная черта, в то время как современные авторы рассматривают ее как неотъемле-мое, интеллектуальное и личностное свойство человека. П.В. Тюленев очень точно выразил актуальность проблемы благополучия детей: «... от решения этой проблемы зависит все будущее ребенка, семейное счастье. Родители хо-тят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скры-валась».
Каждый человек индивидуален, уникален. Есть люди, которые еще не раскрыли свои таланты. Согласно последним зарубежным данным, около пя-той части детей школьного возраста можно отнести к одаренным детям, но только 3-5% позже признают себя одаренными. Раскрытие природных данных каждого человека ведет к обогащению общества в целом. Все это подчеркива-ет важность проблемы одаренных детей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важ-ные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить особенности отношения к миру и себе у одаренного ребенка.
Объектом исследования является процесс формирования отношения к миру и себе у одаренного ребенка.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования отношения к миру и себе у одаренного ребенка.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для формирования отношения к миру и себе у одаренного ребенка.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятия одаренности, таланта и гениальности;
- изучить историю исследования одаренности;
- детально проанализировать психоэмоциональную сферу одаренного ребенка;
- проанализировать особенности познавательных психических процес-сов;
- изучить взаимоотношения с собой и окружающими.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятия одаренности, таланта и гениальности
Зачастую, когда пытаются обосновать, почему люди, находящиеся в одинаковых или почти идентичных условиях, достигают разных успехов, об-ращаются к концепции способностей, потому что считаем, что это может объяснить разницу в успехе людей. Эта же концепция также используется при изучении причин быстрого приобретения знаний или навыков и способностей одними людьми и длительного, даже болезненного обучения другими.
Обычно под навыками понимаются такие индивидуальные способности, которые являются предпосылками для успешного выполнения одного или не-скольких действий. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, многими авторами трактуется неодно-значно.
В своей книге «Одаренный ребенок иллюзии и реальности» В.С. Юрке-вич предлагает следующую концепцию способностей: это способы выполне-ния действий. Не отдельные методы, а глобальные, фундаментальные методы. Чьи методы лучше (с точки зрения той же деятельности), тот обладает более высокими способностями.
В российской психологии экспериментальное изучение способностей чаще всего основывается на подходе, основанном на утверждении, что спо-собности - это то, что не ограничивается знаниями, навыками и умениями, но может быстро приобретать их, закреплять и эффективно использовать на практике.
Наибольший вклад в его разработку внес известный российский ученый Б.М. Теплов. Он выделил следующие три основные характеристики понятия «способность». Во-первых, способности понимаются как индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого; никто не будет говорить о способностях там, где речь идет о качествах, по которым все люди одинаковы.
Во-вторых, способностями вообще не называются индивидуальные особенности, а только те, которые связаны с успешностью одного вида дея-тельности или многих видов деятельности.
В-третьих, термин «навыки» не ограничивается знаниями и навыками, которые этот человек уже развил [12].
Хотя способности не ограничиваются знаниями, навыками и способно-стями, это не означает, что они никоим образом не связаны со знаниями и навыками. Легкость и скорость приобретения знаний, навыков и умений зави-сят от самих навыков. Приобретение этих знаний и навыков, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию навыков, в то время как отсутствие со-ответствующих навыков и знаний препятствует развитию навыков.
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Навык, который не развивается, который че-ловек больше не использует на практике, со временем теряется. Только бла-годаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим изучением сложных видов человеческой деятельности, таких как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт мы поддерживаем и развиваем соответствующие навыки.
В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждое из них приобретает свой характер. Это взаимное влияние особенно сильно, когда речь идет о вза-имозависимых навыках, которые в совокупности определяют успех опреде-ленного вида деятельности. Следовательно, определенное сочетание различ-ных высокоразвитых способностей определяет уровень развития конкретного человека.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уров-ней развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
Все навыки проходят ряд этапов в процессе своего развития, но для то-го, чтобы навык поднялся на более высокий уровень в своем развитии, необ-ходимо, чтобы он был в достаточной степени формализован уже на преды-дущем уровне. Но для развития способностей сначала должна быть опреде-ленная основа, предпосылки. Под установками понимаются анатомические и физиологические особенности нервной системы, которые являются естествен-ной основой для развития способностей [13].
Следующий этап развития способностей - одаренность.
Общая склонность (дарование) - это уровень развития общих способно-стей, определяющий спектр деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой для развития специ-альных способностей, но сама по себе она является независимым от них фак-тором.
Одаренность - это своего рода сочетание способностей, которое дает человеку возможность успешно выполнять какую-либо деятельность.
В этом определении необходимо подчеркнуть, что одаренность зависит не от успешного выполнения какой-либо деятельности, а только от возмож-ности того, что что-то будет успешно выполнено. Успешное выполнение лю-бого вида деятельности требует не только соответствующего сочетания навы-ков, но и приобретения необходимых знаний и навыков. Одаренность опреде-ляет только возможность достижения успеха в определенной деятельности, а реализация этой способности определяется степенью развития соответствую-щих способностей и приобретенными знаниями и навыками. Индивидуальные различия одаренных людей проявляются в основном в ориентации интересов. Например, некоторые люди сосредоточены на математике, некоторые - на ис-тории, а третьи - на социальной работе. Дальнейшее развитие навыков проис-ходит в рамках определенной деятельности. Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего уникально. Таким образом, представляет-ся невозможным свести одаренность людей, даже тех, кто занимается одним и тем же видом деятельности, к ряду конкретных показателей. С помощью раз-личных психодиагностических методов можно только установить наличие определенных способностей и определить относительный уровень их разви-тия.
Следующий этап развития способностей человека - это талант.
Талант (англ. talent) - высокий уровень развития способностей, прояв-ляющийся в творческой деятельности.
Талант - это не столько научное понятие, сколько обыденное, посколь-ку не существует теории или методов диагностики. Об уровне таланта обычно судят по продуктам человеческой деятельности. Однако оценка новизны, со-вершенства и актуальности продукта со временем меняется. Соответственно меняются и социальные характеристики личности.
Слово «талант» встречается в Библии, где оно относится к мере сереб-ра, которую ленивый раб получил от своего господина во время своего отсут-ствия и предпочел закопать в землю (отсюда и поговорка «закопай свой та-лант в землю»). Как и способности, талант проявляется и развивается в дея-тельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдее-ва, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
2. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Баба-ева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва, 28-30 марта 2001 г. - М., 2001. - С.47-56.
3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. - 3 изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 144 с.
4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Открытый университет, 2005. - Глава 3. - С.88-150.
5. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. - Курган, 2009. - 212 c.
6. Джумагулова Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009. - 160 с.
7. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - 415 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружи-нин. - СПб.: Питер-Ком, 2000. - 356 с.
9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб., 2011. - 448 с.
10. Комарова С.А. Работа с одаренными детьми: методические аспек-ты / С.А. Комарова // Сельская школа. - 2011. - № 3. - С.60-73.
11. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. - М., 2004. - 264 с.
12. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое со-провождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М., 2002. - 144 с.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес // Избранные труды. - М., 2008. - 480 с.
14. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М., 2006 - 144 с.
15. Мальцева Е.В. Особенности воспитания одаренных детей // Педа-гогика искусства. - 2015. - № 1. С.48-52
16. Мардашова Р. Развитие социальных качеств у одаренных детей / Р. Мардашова, Л. Хабибуллина // Беспризоник. - 2012. - № 2. - С.10 - 13.
17. Марков А.В. Педагогические условия развития одаренности уча-щихся лицейских классов: дис. … канд. пед. наук / А.В. Марков. - М., 1997. - 155 с.
18. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / под ред.Н.Б. Шумаковой - М., 2006. - 240 с.
19. Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С.61-73.
20. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Ба-баева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. - М.: Академия, 2000. - 336 с.
21. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. - М., 2000. - 338 с.
22. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - 181-184с.
23. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Са-венков. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
24. Сластёнин В.А. Педагогика / В. А Сластенин. - М.: Академия, 2007. - с.679 с.
25. Технологии работы с одаренными учащимися: обучение и воспи-тание: учеб. пособие / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапае-ва и др.; М-во образования и науки РФ, М-во образования Моск. обл., Моск. гос. областной ун-т. - М.: МГОУ, 2010. - 85 с.
26. Чурекова Т.М. Одаренный ребенок в инновационной школе: про-блемы и пути решения / Т.М. Чурекова, Л.Г. Субботина, Н.М. Рубцова. - Ке-мерово: Изд-во КемГУ, 2004. - 142 с.
27. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шу-макова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОД ЭК», 2004. - 336 с.