Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Дети с ЗПР (задержкой психического развития) имеют особые потребности в обучении и развитии, в том числе в формировании коммуникативных компетенций. На уроках литературного чтения в начальной школе можно использовать определенные методы и приемы, которые помогут детям с ЗПР успешно участвовать в коммуникативном процессе.
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии у детей. Дети с СДВГ в настоящее время составляют почти четверть детского населения. Многие авторы М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, У. В. Уленкова и другие отмечают незрелость общения у детей с НПВП, его незрелость, которая проявляется в ситуативном поведении. Экспериментальные исследования коммуникативной активности детей с РЗ, таких как РД. Триггер отметил в своей работе: "Психологические особенности социализации детей с RDI оставляют желать лучшего. Несмотря на то, что исследователи постоянно интересуются проблемами оптимизации логопедической коррекционной работы с данной категорией детей, на данный момент отсутствует целостная картина закономерностей формирования их коммуникативных навыков; не созданы адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операционных элементов их коммуникативной деятельности. действуй. они были достаточно изучены.
В целом, формирование коммуникативных навыков и компетенций у детей с ЗПР требует терпения, внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Однако, с помощью этих и других методов, можно достичь успеха и сделать уроки литературного чтения интересными и познавательными для всех детей в классе.
Объект-коммуникативная компетенция у детей с ЗПР в начальной школе, формируемая на уроках литературного чтения
Предмет-уроки литературного чтения в начальной школе, способствующие формированию коммуникативной компетенции у детей с ЗПР в начальной школе
Цель-раскрыть особенности формирования коммуникативных компетенций у детей с ЗПР
Задачи:
1. Охарактеризовать коммуникативные компетенции у детей с ЗПР
2. Описать сущность урока литературного чтения
3. Изучить психолого-педагогические особенность детей с ЗПР
Проблема - как сформировать коммуникативную компетенцию у детей ЗПР на уроках литературного чтения
Гипотеза- уроки литературного чтения возможно сформируют коммуникативную компетенцию у детей с ЗПР
Глава 1. Формирование коммуникативных компетенций у детей ЗПР на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1 Характеристика коммуникативных компетенций у детей ЗПР
Коммуникативные компетенции являются одним из важнейших аспектов развития детей с ЗПР. Ниже приводятся некоторые методы, которые помогут формированию коммуникативных компетенций у детей ЗПР:
1. Развивать у детей способность слушать и выражать свои мысли. Это может включать в себя обучение умению задавать вопросы, ожидать своей очереди и слушать других.
2. Обучать детей вербальной и невербальной коммуникации. Это может включать умение использовать различные языковые формы и особенности невербальной коммуникации (мимика, жестикуляцию и т. д.).
3. Создавать условия для развития социальных навыков. Это может включать участие детей в групповых заданиях, играх и других должным образом спланированных ситуациях, которые могут помочь им научиться работать в команде и установить контакт с другими людьми.
4. Использовать визуальные средства, такие как рисунки, графики и модели, для помощи детям в понимании информации и в изложении своих мыслей.
5. Продолжительно обсуждать темы и участвовать в дискуссиях, которые могут помочь детям изучать различные точки зрения, продвигать свои идеи и учиться конструктивному диалогу.
6. Обучение детей умению распознавать эмоции и эмоционально реагировать на других людей. Это может включать использование игр и других интерактивных методов для научения детей выражать эмоции и приобретать навыки эмоциональной регуляции.
В целом, формирование коммуникативных компетенций у детей ЗПР требует терпения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Однако, с помощью этих методов и других подходов, можно достичь успехов и сделать обучение более интересным и эффективным для всех детей в классе.
Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать на ранних этапах жизни ребенка, но они наиболее заметны во время смены школы. По специфике познавательной деятельности, волевой эмоциональной сфере и типу поведения младшие школьники с задержкой умственного развития значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников и нуждаются в специальных корректирующих эффектах для компенсации нарушений.
В школьном возрасте дети с ЗПР наводят на размышления, легко поддаются общему настроению, часто попадают под плохое влияние старших учеников, нарушающих дисциплину. Его чувства стыда и раскаяния поверхностны и недолговечны. Хотя эти дети общительны, у них нет постоянных друзей.
Неспособность к обучению, связанная с неподготовленностью детей, усугубляет ослабленное и функциональное состояние их центральной нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, быстрой усталости и легкому отвлечению внимания.
Главной особенностью различных вариантов ЗПР у детей является инфантилизм, поэтому такой ребенок остается дошкольником в своем поведении до школьного возраста. Поведение младших школьников с ЗПР несовместимо с возрастом, преобладают мотивы игровой деятельности и не позволяют воспитанию стать лидером. Игровая активность остается основным навыком, но не только образовательным, но и высшей формой игровой деятельности-актерской и ролевой, поэтому усвоение учащимися новой социальной роли происходит со значительной оригинальностью, отмечается слабость вербальной регуляции действий у детей.
В образовательных ситуациях младший ученик с ЗПР может позволить себе только то, что связано с его интересами. Результатом является общая задержка в социальном развитии. Личный компонент "школьной незрелости" обусловлен недоразвитием или задержкой созревания лобной и лобно-мозговой систем головного мозга.
Развитие коммуникативных навыков является необходимым условием формирования готовности к учебе в школе. Дети с ЗПР обладают многими качествами, которые не могут систематически усваивать знания, навыки и способности.
Ресурсы знаний об их естественной и социальной среде у этих детей крайне редки, они не могут говорить о свойствах и характеристиках предметов, даже тех, которые часто встречаются в их опыте; умственные операции недостаточно обучены, в частности, они не могут обобщать и анализировать. абстрагирование от знаков, интерес к деятельности
В ходе психолого-педагогических исследований было установлено, что дети с ЗПР в школе не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и навыков в области межличностных отношений, не хватает необходимых представлений об индивидуальных особенностях людей, произвольной регуляции поведения. страдает эмоциональная сфера. Младшие ученики ЗПР показали отставание в формировании социальных отношений.
Дети с ЗПР уменьшили потребность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Большинство из них проявляют повышенное беспокойство по поводу взрослых, от которых они зависят. Дети почти не стремятся ценить свои качества у взрослых, но следует отметить, что, хотя дети по собственной инициативе крайне редко приходят на признание, по большей части они очень чувствительны к чувствам, сочувствию и заботливому отношению.
Среди личных контактов детей с видеорегистраторами преобладают самые простые. Дети этой категории имеют меньшую потребность в общении со сверстниками, а также низкую эффективность общения друг с другом во всех видах деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика коммуникативных навыков с помощью ЗПР.
2. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган-М., 2013. - стр. 328. - Текст: немедленно
3. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка[ текст]: Учебное пособие / О. А. Карабанова. - М.: Российское агентство образования, 2014. стр. 191-Текст: немедленно
4. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах-М.: Спб., 2012. - С. 1725-Текст: немедленно
5. Лабунская В. А. Психология трудного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Э. Д. Бреус - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - стр. 288-Текст: немедленно
6. Леонтьев, А.А. Психология общения [ текст] / А.А. Леонтьев. М.: Сенс, 2013. - 365 с.-Текст: немедленно
7. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 2011. - с. 444-Текст: немедленно
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. - Текст 944: немедленно
9. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [текст] / Л. И. Переслени, Е. М. Мастукова 82 / / Вопросы психологии – 2011. – №1. - с. 55-62. - Текст: немедленно
10. Стретянников А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению / А. В. Стретянников, 2012. - стр. 288-Текст: немедленно
11. Роман, В. Н. Ты и твои друзья. Учить детей общаться [текст]: метод. Руководство для занятий. Начальная школа, психологи, педагоги и родители / В. Н. Романюта. - 2-е изд., исп. и др. - М.: арктика, 2014. - 64 с.-Текст: немедленно
12.Смирнова, Е. О. Детская психология [текст] / Смирнова Е. О.-М.: владос, 2013. - 367 с.-Текст: немедленно
13. Сухарева Г. Е., Клинические лекции по детской психиатрии / Г. Е. Сухарева.- М,: Медицина 2012.- с. 337-Текст: немедленно
14. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой умственного развития [ текст] / Р. Д. Триггер. - Санкт-Петербург. Питер, 2011. - 192 с.
15. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [текст]: пособ. учить. и спец. кор.- разв. Образование. / ред. С. Г. Шевченко.2014: Арктический стр. 222-Текст: прямой
16. А. Штраус и Л. Летинен "Психопатология и воспитание ребенка с поражением головного мозга" под редакцией В. Черемошкина, Светланы В. Мурафы. Эффект неспособности нарисовать материал, который ранее был заучен наизусть детьми с задержкой умственного развития-2011. стр. 173-
17. Коненкова И. Д. изучение языка дошкольников с помощью СПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И. Д. Коненков. - М.: карлик и Д., 2013. - 620 С.
18. Куимова, Наталья приспособляемость молодых подростков с задержкой психического развития: монограмма. / Наталья Куимова. - М.: Verlag "Эксмо" GMBH, 2014. - 172 С.
19. Лебединская, К. С. нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. - М.: Академический проект, Трикста, 2013. - 304 С.
20. Лебединский, В. В. нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. - м.: Академия, 2011. - 144 С.