Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в современных условиях очевидна. Система официальных правил, включая правила организации деятельности государственной службы и осуществления государственной власти, в настоящее время является одним из важнейших направлений административной реформы, проводимой в Российской Федерации. Кроме того, реформа системы государственной службы является приоритетной в области национального управления. Это предполагает, в частности, решение следующих задач: обеспечение прозрачности и координации деятельности государственных органов и учреждений, государственных служащих, повышение качества государственных услуг, предоставляемых этими органами и учреждениями, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет рационального использования государственных ресурсов и активного использования современных информационных технологий.
Объект исследования – система государственной службы Российской Федерации. Предмет исследования – организационно-правовые аспекты статуса государственного служащего по законодательству Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть права, обязанности и ответственность государственного служащего.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и основные функции государственной службы;
изучить категории государственных служащих;
описать права и обязанности государственных служащих, гарантии их правового статуса
исследовать ответственность государственных служащих за нарушение закона;
рассмотреть механизмы контроля общества над деятельностью государственных служащих;
провести анализ законов и правил, регулирующих деятельность государственных служащих в РФ
исследовать профессиональное обучение и повышение квалификации госслужащих.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования, научные статьи.
Методологической основой исследования явилась совокупность приемов и методов научного познания, в том числе: диалектический, системный, логический.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы в части правового регулирования государственной службы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Названия глав отображают их содержание.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Понятие и основные функции государственной службы
Современное развитие российского государства характеризуется повышенным вниманием к проблемам, связанным с эффективностью государственной власти и управления. В настоящее время одной из важных стратегических задач является создание стабильной и эффективной системы государственного управления в современной России. Все большее значение в государственном секторе экономики приобретают разнообразные технологии управления, администрирования и организации деятельности государственных служащих.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» одним из основных направлений реформирования и развития в сфере государственной службы является совершенствование управления в сфере кадрового обеспечения государственной службы. Обозначены совершенствование и внедрение эффективных технологий и инновационных методов работы в сфере кадровой политики в сфере государственной службы.
Функции государственной службы – это основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования отношений Государственной службы и выполнению Государственной службой своей социальной роли и государственно-правового положения.
Рассматривая вопрос о характере и классификации функций государственной службы, целесообразно перечислить функции, наиболее важные для современного этапа:
регулирующая функция, то есть разработка и реализация политики, направленной на создание конкретных программ (приватизация, инвестиционная деятельность, энергетика и т.д.);
функция принуждения, то есть применение государством мер государственного принуждения, установленных законодательством, в строго определенных ситуациях. Это необходимый элемент демократического порядка;
обеспечительная и восстановительная функция, то есть обеспечение прав и свобод человека и гражданина; повышение эффективности правовой защиты личности; формирование судебной власти;
организационная функция, то есть создание системы государственной службы и поддержание в ней порядка и законности, реформирование кадровой политики и правового института государственной службы;
правотворческая (законотворческая) функция, то есть разработка и принятие правовых актов, повышение качества нормотворческой деятельности государственных органов;
функция контроля, то есть обеспечение государственного контроля и надзора в сфере деятельности государства.
Основные общие функции государственной службы включают:
управление по связям с общественностью. Управление – это функция организованных систем. В этом контексте государственная служба может рассматриваться как институциональное учреждение;
постановка целей - одна из важнейших (первых) контрольных функций, цель – определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития;
прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов. Эта функция основана на анализе тенденций общественного развития и предполагает ожидание изменений в обществе и органах власти, вызванных событиями или целенаправленными действиями;
информационное обеспечение деятельности государственных органов, жизнь общества, то есть сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности;
планирование – это заранее принятое решение о том, что делать, когда делать. В процессе планирования определяются направления, пропорции, темпы, количественные и качественные показатели развития тех или иных процессов в обществе и в государственных органах;
организация – создание и упорядочение структуры и штата государственной службы, процессов государственного управления с целью устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов, смысловая цель – организовать жизнь граждан.
контроль – выявление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, установленным планами и программами;
учет – фиксация процессов, происходящих в обществе и на государственной службе, в количественных показателях;
координация – координация деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // Российская газета от 4.07.2020 г.№ 144.
2. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 25 апр. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 14 мая 2003 г. (ред. от 02.07.2021 г.) // Рос. газ. – 2003. – 31 мая.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 7 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 15 июля 2004 г. (ред. от 02.07.2021 г. ) // Рос. газ. – 2004. – 31 июля; 2018. – 6 авг
4. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 32 (ред. от 20.04.201 г.) // Рос. газ. – 1995. – 17 янв.; 2018. – 17 мая.
5. Гильмутдинов В. Р. Особенности правового регулирования служебной деятельности на государственных должностях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. Р. Гильмутдинов. – М. – 2007. – 24 c.
6. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
7. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
8. Государственная служба (комплексный подход): Учеб.пособие. стипендия. - 2-е изд. Москва: Дело 2017. - 440 С.
9. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: Учеб.пособие. - Москва: Yurkniga 2017. - 480С.
10. Грачева М. Е. международные стандарты аудита [текст] / М.Е. Грачева: пособие. М.: 2017. - 510 с.
11. Добробаба М. Б. Концептуальные основы служебного и деликтного права / / российское право. 2019. - N 2. - С. 35.
12. Здобина К.Т.. Кадровая политика: вопросы реализации и практика применения / К.Т. Здобана. – М.: ИнфраМ. – 2017. – 420 с.
13. Мясникова, В. А. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих / В. А. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 108-110.
14. Турчинов А.И. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2019. – 488с.
15. Цыклина Е. В., Иванова О. Е. Внедрение системы показателей KPI-мотивации для повышения эффективности управления трудовым потенциалом организации // В сборнике: Экономика и управление: теория, методика, практика. сборник статей. Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2020. – С. 88–91.