Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Роли воображения в жизни чело-века уделялось особое внимание с древних времен. Интерес к этому мысли-тельному процессу сохраняется и по сей день. В конце концов, воображение имеет огромное социальное значение. Способность создавать что-то новое и необычное дает людям возможность расширить свои знания о мире, о чело-веческих отношениях. Все это стало бы невозможным без воображения.
В настоящее время роль воображения общепризнана. Она участвует в трансформации существующих идей и концепций, расширяет сферу познания, способствует развитию мышления, стимулирует эмоциональную сферу, ока-зывает значительное влияние на формирование личности.
Любая человеческая деятельность связана с воображением, поскольку невозможно заниматься работой, не представляя ее текущего и конечного ре-зультата. Без воображения вообще не было бы науки, искусства, технологий и культурной жизни.
Процесс воображения позволяет вам принимать решения и находить выход из проблемной ситуации, даже если вы не обладаете необходимой пол-нотой знаний. Другими словами, если человек ничего не испытал на собствен-ном опыте, это не мешает ему фантазировать и создавать образы, тем самым используя и развивая творческое мышление. Творчество раскрывает особен-ности личности человека, его эмоции, чувства, отношение к окружающему миру.
С.Л. Рубинштейн говорит о ценности воображения, которое, по его сло-вам, заключается в том, что люди не только созерцают и познают мир, но и изменяют мир, трансформируя его. Чтобы претворить реальность в жизнь, вы должны уметь мысленно преобразовывать ее. Воображение удовлетворяет эту потребность. Воображение неразрывно связано с нашей способностью из-менять мир, эффективно преобразовывать реальность и создавать что-то но-вое.
Несмотря на то, что психические процессы, связанные с воображением (восприятие, память, мышление и т. д.), хорошо изучены, мы до сих пор не знаем механизмов и сущности воображения.
Это обстоятельство побудило многих исследователей изучать вообра-жение в области общей психологии: Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ситаров, А.В. Петровский, А.Г. Маклаков, М.Г. Ярошевский, В.В. Давыдов, И.А. Домашенко, М.В. Гамезо и др., а также следующие ученые, которые отдельно рассматривали эту проблему в специ-альной психологии и педагогике: В.М. Сорокин, К. Бюрклен, Г.В. Никулина, Г.А. Якунин, Л.С. Выготский, П. Виллей, О.В. Боровик, В.П. Ермаков, А.Г. Литвак.
Очевидно, что значение воображения в умственном развитии человека велико. Надо сказать, что в общей психологии наиболее важные аспекты про-блемы воображения изучаются очень глубоко и всесторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему в отношении слепых и сла-бовидящих гораздо менее полно, чем общая психология в отношении людей с нормальным зрением. Между тем роль воображения в жизни людей с нару-шениями зрения особенно велика.
По этой причине у меня возникло желание обобщить уже имеющиеся знания о воображении, чтобы лучше понять суть этого процесса, расширить свои представления в этой области и понять роль, которую воображение иг-рает в жизни людей с нарушениями зрения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важ-ные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия развития и функциониро-вания воображения как познавательного процесса.
Объектом исследования является процесс развития и функционирова-ния воображения как познавательного процесса.
Предметом исследования являются основы и принципы развития и функционирования воображения как познавательного процесса.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для развития и функционирования вооб-ражения как познавательного процесса.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть воображение: его понятие и физиологические основы.
- изучить основные подходы к изучению воображения;
- рассмотреть виды воображения;
- детально проанализировать основные функции воображения;
- проанализировать специфику развития воображения;
- проанализировать влияние зрительной патологии на процесс вообра-жения;
- рассмотреть специфику и функциональный аспект воображения сле-пых.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Воображение: понятие, физиологические основы. Основные подходы к изучению воображения
Рассматривая понятие воображения, следует отменить, что оно нераз-рывно связана с психическими процессами, такими как восприятие, память и мышление. Но при этом оно сильно отличается от них. И в свете высказыва-ния Л.П. Выготского о разнице между воображением и другими формами ум-ственной деятельности важно указать, что воображение не повторяется в од-них и тех же комбинациях и не формирует ранее накопленные индивидуаль-ные впечатления, а выстраивает новые ряды из ранее накопленных впечатле-ний [6].
Воображение, по мнению В.А. Ситарова, заключается в умственном расширении границ непосредственно воспринимаемого, в предвидении собы-тий, в обновлении прошлого опыта и уже имеющейся информации в новом контексте познания.
Воображение отражает субъективный мир человека, его видение окру-жающего мира. Работа воображения особенно актуальна в ситуациях, когда для выполнения мыслительных операций недостаточно информации, тогда с помощью воображения мы находим решения и выход из этой ситуации, про-гнозируя средние и конечные результаты нашей деятельности.
В.А. Ситаров дает воображению следующее определение: воображение - это мыслительный процесс создания образов объектов, продуктов деятель-ности и обстоятельств путем объединения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности текущей проблемной ситуации.
М.В. Гамезо предлагает аналогичное определение воображения, осно-ванное на сравнении его с другими психическими функциями: Воображение (фантазия) - это мыслительный процесс, требующий создания новых образов на основе данных из предыдущего опыта. Это способность воображать отсут-ствующий или действительно существующий объект, удерживать его в созна-нии и мысленно манипулировать им. Картина отражает реальный мир, но в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и соединениях. Это отличается от воображаемой памяти (представления), поскольку это принципиально но-вый образ, который является динамичным и не включает в себя одновремен-ный акт запоминания и запоминания. Воображение отличается от мышления тем, что оно протекает в образной форме, а мышление происходит в поняти-ях. Это связано с мышлением, поскольку оно возникает в проблемной ситуа-ции и представляет собой аналитическую и синтетическую деятельность моз-га.
Аналогичные суждения о понятии и сущности фантазии высказывали: Г.А. Якунин, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский, В.П. Ермаков, Е.И. Николаева, А.Г. Литвак и другие иссле-дователи.
Далее необходимо поговорить о физиологическом аспекте воображе-ния, и привести пример, описанный Л.С. Выготским. Если говорить о работе коры головного мозга, то Л.С. Выготский сравнивает работу мозга со следом, оставленным колесом на земле, что, следовательно, облегчает передвижение. Суть этого примера заключается в том, что, сохраняя наш прошлый опыт, мозг облегчает воспроизведение этого опыта в будущем. Но если бы работа мозга заключалась только в воспроизведении информации, люди не смогли бы адаптироваться к постоянно меняющимся условиям [12].
По этой причине Л.С. Выготский выделяет функции: объединяющую и творческую.
Объединяющая деятельность мозга основана на сохранении в мозге следов прежних возбуждений, но суть этой функции в том, что мозг объеди-няет их посредством следов возбуждений в новых комбинациях, которые не были обнаружены в его реальном опыте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боровик О.В. Дефектология. // Использование заданий на вообра-жение как метода коррекционной работы//. - М.: Школа-Пресс, 1999.
2. Бюрклен К. Психология слепых. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934.
3. Виллей П. Психология слепых. - Лен.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. // Творчество и воображение. - М.: Просвещение, 1991.
5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
6. Гамезо М.В. Общая психология. - М.: Ось-89, 2007.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. - М.: Вла-дос, 1999.
8. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное посо-бие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Спб.: Каро, 2006.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб.: Питер-Пресс, 2008.
10. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
11. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003.
12. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Спб.: Речь, 2006
13. Никулина Г.В. Развитие творческого воображения младших сла-бовидящих школьников, связанного с их художественно-речевой деятель-ность. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной ра-боты со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. - М.: Про-свещение, 1973.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000.
16. Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Академия, 2002
17. Сорокин В.М. Вопросы обучения и воспитания слепых. // Психо-лого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепы-ми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.
18. Сорокин В.М. Некоторые особенности воссоздающего воображе-ния в общей и специальной психологии. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.
19. Сорокин В.М. Пассивное воображение слепых и слабовидящих. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.