Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Человек в 21-м веке живёт чрезвычайно интенсивно. Это непосредственно имеет отношение к информационному обществу. Получая большое количество информации, люди не всегда получают от этого лишь положительные эмоции. Сегодня достаточно часто эмоции от избыточной информации бывают негативные. Если не использовать всевозможные физические разрядки, отрицательные эмоции у человека будут лишь накапливаться. Эта неприятная тенденция касается не только взрослых людей, но и детей, начиная с младшего школьного возраста.
Физическое воспитание является педагогическим процессом, который направлен на улучшение форм и функций детского организма, в том числе, на формирование и развитие психофизических качеств младшего школьника. Физическое воспитание и развитие направлено на решение целостного комплекса задач, которые рассматриваются как оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи способствуют гармоничному психосоматическому развитию субъекта. Они позволяют улучшать защитные функции организма и повышают устойчивость к различным заболеваниям.
Образовательные задачи физической культуры направлены на формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков школьника. Ученик овладевает знаниями о своем организме и роли физических упражнений для укрепления организма. К решению образовательных физических задач относят развитие физических качеств организма, таких как быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости и др. Речь также идёт о двигательных способностях субъекта – функции равновесия и координации движений. Под воспитательными задачами понимают формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями у каждого младшего школьника.
Роль спорта и подвижного образа жизни велика и значима для каждого человека. Спорт и физкультура достаточно сильно влияют на развитие личности. Подвижные игры влияют на здоровье человека и адаптируют его к стремительно ускоряющимся темпам жизни. Необходимо, чтобы у каждого ребёнка присутствовала потребность в занятиях физической культурой. Особенно актуально это для младших школьников, поскольку детям необходима частая смена деятельности. Дети всегда стремятся к овладению новыми способами деятельности и готовы следовать примеру педагога.
Любые игры будут оставаться любимым занятиям детей, поскольку это один из продуктивных методов, позволяющий быстро менять вид деятельности. Сегодня далеко не все дети имеют достаточную физическую нагрузку и мало играют в подвижные игры. Родители и педагоги обеспокоены тем, что дети ведут сегодня малоподвижный образ жизни. Они часто задаются вопросом, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно поиграть. Физическая культура необходимо всем людям без исключения, но особенно в этом нуждаются дети. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности, у детей крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная и сосудистая системы. Растет сопротивляемость организма заболеваниям и повышается уровень морально психологической устойчивости.
Ребенку необходимо самовыражение, внутренний контроль, координация движений и способность быть настойчивым и любознательным. Ребёнок должен получать удовлетворение и удовольствие от физической и умственной деятельности. С этим хорошо справляются подвижные и спортивные игры. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир. Увлекательное содержание подвижных игр, их эмоциональная насыщенность, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям.
Цель работы: изучить и обосновать влияние подвижных игр для развития физических качеств у младших школьников.
Объект исследования: воспитательно – развивающий процесс младших школьников в ходе проведения подвижных игр.
Предмет исследования: роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: младшие школьники, регулярно играющие в подвижные игры, имеют хорошее здоровье, ярко выраженную эмоциональную сферу и мотивацию к успеху.
Задачи:
1. Провести анализ понятия подвижные игры и их влияние на развитие физических качеств у младших школьников.
2. Рассмотреть психолого – педагогическую характеристику развития детей младшего школьного возраста.
3. Описать организационно – педагогические условия использования подвижных игр при развитии физических качеств у младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по использованию подвижных игр при развитии физических качеств у младших школьников
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, анкетирование, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы влияния подвижных игр на развитие физических качеств у младших школьников
1.1. Анализ понятия подвижные игры и их влияние на развитие физических качеств у младших школьников
Проблема реализации подвижных игр в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение в жизни каждого ребенка. Спортивные и подвижные игры всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития Э.Я. Степаненковой, Т.Ю. Пигаловой, Н.А. Кошкиной и др. Особо можно отметить в этой области работы И.Г. Георги, А.Ф. Анисимова, В.В. Леонтьева и др.
При освоении подвижных игр дети учатся ловкости, выносливости, быстроте и красоте движений. В играх они проявляют ум и творческую смекалку, выдержку и волю, в том числе, стремление к победе [23]. В системе всестороннего развития человека физическое воспитание занимает важное место. Благодаря физкультуре и спорту закладываются основы здоровья и физического развития субъекта. Формируются двигательные навыки и создается фундамент для воспитания физических качеств выносливости человека.
Одним из приоритетов государственной социально – экономической политики является оздоровление населения и воспитание образованного поколения. Идёт формирование культуры здоровья у взрослых и детей. Учет индивидуальных особенностей и интересов детей, учёт региональных и национальных особенностей среды обитания, во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания младших школьников [3]. Средства воспитания, такие как подвижная игра, являются не только основой видов спорта, но и богатым источником современных средств физического воспитания.
Традиции физического воспитания представлены в трудах Н.К. Шамаева, И.И. Портнягина, В. П. Кочнева, Д.Н. Платонова и др. Играм и состязаниям придавали и придают до сих пор большое значение. Прежде всего – это воспитательно-оздоровительные мероприятия для подрастающего поколения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития младших школьников. В программах предложены многообразные формы осуществления физической культуры в начальной школе. На занятиях с детьми происходит постепенное нарастание сложности в физкультурно-спортивных действиях школьников. В программах разработаны требования к физической подготовке детей, представлены учебные нормативы по усвоению полезных умений и навыков, и по развитию двигательных качеств.
Педагогам рекомендовано учитывать физические и личностные возможности каждого ребенка и осуществлять продуманный и дифференцированный подход в процессе физического развития детей [4]. К критериям физической воспитанности относятся следующие показатели физического развития:
- двигательные качества;
-двигательные умения и навыки;
- выносливость и ловкость;
-способность выдерживать нагрузки в беге.
О физической развитости младшего школьника ярко свидетельствуют закаленность организма, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных мероприятиях. Оздоровительные задачи подвижных игр включают в себя определённые физические нагрузки. При систематических занятиях подвижными играми, с течением времени можно допускать некоторые нагрузки, чтобы организм постепенно к ним приспосабливался, но никак нельзя доводить это до переутомления ребёнка. Образовательные задачи подвижных игр оказывают большое воздействие на формирование личности дошкольника. Это должна быть сознательная деятельность субъекта, в которой проявляется и развивается умение, помимо интенсивных движений, анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы [15]. При обучении младших школьников физической культуре, у них воспитывают и развивают различные физические качества и характеристики. У школьников также формируют нравственные основы личности и морально-волевые качества.
Исследователи считают, что формирование здоровья и полноценное развитие организма младших школьников – это одна из самых насущных проблем в современном обществе и на это должно быть направлено самое пристальное внимание со стороны многих специалистов. Одним из важнейших показателей здоровья являются личностные физические качества субъекта. На основе их развития формируются функциональные возможности организма в целом и потому на такие вопросы необходимо обращать особое внимание. Значение правильно сформированных физических качеств в жизни человека сложно переоценить [7].
Многие считают, что это важно лишь для тех, кто профессионально занимается спортом. На самом деле это важно для любого человека, который стремится быть здоровым. И если взрослые люди сами вправе решать, что именно и как им развивать, то дети во всех этих вопросах должны полагаться на внимание и помощь со стороны взрослых людей. Специалисты всегда подчёркивают, что физическое, психологическое, интеллектуальное и духовное состояния человека тесно связаны друг с другом. Если, какое либо из этих состояний ущемлены и находятся в подавленном состоянии, у человека возникают множественные проблемы. Человек не может в этом случае считаться полноценной и гармоничной личностью.
К ведущим физическим качествам человека относят гибкость, силу, быстроту, выносливость и ловкость. Гармоничное развитие и формирование этих личностных физических качеств человека играет большую роль в его жизни. Не секрет, что современные дети слишком мало уделяют внимание физкультуре и спорту. Этого нельзя сказать о всех детях, но подавляющее большинство из них сегодня отдают предпочтение компьютерным играм. Учебные нагрузки иногда оказываются непомерно большими и самые ответственные дети могут за уроками проводить по нескольку часов в день, что здоровья им, безусловно, тоже не добавляет [14].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асирян, М.А. Организация двигательной активности детей в школе, содействующей здоровью [Текст] / М. А. Асирян, И. А. Гасюкова // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (11-12 ноября 2003 г., Москва). - М., 2013. - С. 14-15.
2. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст] / А.А. Васильков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - Москва: Академия, 2012. – 240 с.
4. Гвоздева, К.И. Подвижные игры в системе физического воспитания [Текст] / К.И. Гвоздева. - Москва: МГТУ «МАМИ», 2016. - 40 с.
5. Зелова, Т.Ф. Возрастные особенности проявления двигательных и умственных способностей и динамика их развития у школьников [Текст] / Т.Ф. Зелова, Н.В. Никитина, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сборник научных трудов - Омск: СибАДИ, 2010. - С. 93-103.
6. Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств: методические рекомендации для студентов гуманитарных вузов [Текст] / Сост.: И.В. Лосева, Г.Ю. Голубев, И.А. Герасимова, А.В. Пудов. - Волгоград: ВолГУ, 2012. - 28 с.
7. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Москва: Издательство ЦН ЭНАС, 2013. - 197 с.
8. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] / Ю.Ф. Курамшин и др.; Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - Москва: Советский спорт, 2010. - 463 с.
9. Курченков, А.А. Упражнения для развития спортивных качеств легкоатлета [Текст] / А.А. Курченков, М.Н. Уткин, С.В. Недомолкина, А.А. Новиков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - No 12. - С. 62-64.
10. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2014. – 128 с.
11. Методика преподавания физической культуры [Текст] / Сост. А.А. Кожемов и А.Н. Коноплева. - Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2005. - 108 с.
12. Методы строго регламентированного упражнения [Электронный ресурс]. – URL: http://opace.ru/a/metody_strogo_reglamentirovannogo_uprazhneniya (дата обращения: 26.05.2023).
13. Москвин, Н.Г. Легкая атлетика как один из элементов здоровьесберегающих технологий в школе (на примере старших классов) [Текст] / Н.Г. Москвин, В.И. Нятюнова // Интерактивная наука. - 2016. - No 3. - С. 54-58.
14. Овсиенко, Т.Ю. Подвижные игры на уроках легкой атлетики [Электронный ресурс] - URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_16_41_11535.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
15. Панова, Ю.А. Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников / Ю.А. Панова, М.А. Родин [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1372/23042 (дата обращения: 26.05.2023).
16. Рябинин, С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие [Текст] / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук, 2017. - 153 с.
17. Раджапов, У. Р. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы / У. Р. Раджапов, Т. Б. Зайниддинов. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (дата обращения: 26.05.2023).
18. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. средних и высших учебных заведений [Текст] / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 608 с.
19. Спирин, В.К. Реализация принципа свободы выбора физкультурно- спортивной активности учащихся - фундаментальное условие модернизации школьной физической культуры [Текст] / В.К. Спирин, М.А. Шпартко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - No 5. - С. 2-6.
20. Спортивные игры как средство развития физических качеств организма [Электронный ресурс]. - URL: https://studfile.net/preview/5249511/page:5 (дата обращения: 26.05.2023).
21. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - Москва: Академия, 2011. - 520 с.
22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - Москва: Академия, 2006. - 368 с.
23. Филяков, А.И. Развитие физических качеств у детей [Текст] / А.И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2009. - No15. - С. 250-253.
24. Фролов, С.В. Об опережающем подходе в процессе физического воспитания школьников [Текст] / С.В. Фролов, С.С. Фролов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - No 4. - С. 2-6.
25. Ярлыкова, О.В. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - No 1-3 (6). - С. 92-95.