Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Плисецкая была знаменитой балериной, которую называли Богиней балета. Она была известна своей красотой, грацией и уникальным талантом.
В 20-е годы прошлого века, на одном из московских бульваров, появилась маленькая рыжеволосая девочка, которая привлекла внимание местных жителей. Она танцевала под уличное радио-вальс Делиба из балета "Коппелия" с таким энтузиазмом, что все окружающие были поражены ее талантом. Это было первое публичное выступление Майи Плисецкой, будущей знаменитой балерины. После этого Майя поступила в Московское хореографическое училище, где она начала свою профессиональную карьеру.
Весной 1943 года началась яркая, но трудная карьера Майи Плисецкой на сцене Большого театра, которую она считала лучшей в мире. Балерина была наделена "певучим" телом, которым она владела в совершенстве. Ее шея была гибкой и "модильянистой", как выразился А. Вознесенский, голова красиво посажена, спина стройная и сильная, ноги прекрасной формы, а руки мягкие и гибкие, поэтому их называли "произведениями искусства". Многие критики называли Плисецкую ярчайшим "воплощением классической чистоты и дисциплины".
Балерина Плисецкая завоевала признание мировой публики после успешных гастролей за границей. Она была признана одной из лучших балерин в мире из-за своей способности создавать волнующие образы с помощью "московского стиля" танца. Критик Джон Мартин, который является сторонником танца "Модерн", высоко оценил ее работу. По его словам, Плисецкая является "Королевой русского балета".
10 октября 1993 года на сцене Большого театра прошел юбилейный вечер Майи Михайловны Плисецкой, посвященный ее 50-летнему юбилею на балетной сцене. Она сама составила программу вечера, которая была представлена только танцем, без каких-либо приветственных речей и похвал. Этим вечером была первый раз показана "Безумная из Шайо" Р.К.Щедрина, которая стала настоящим событием для всех любителей балета.
Полувековой юбилей стал, по выражению самой балерины "её звездным часом".
В данной работе рассматривается и творческая жизнь балерины, и ее мужество и гражданская позиция, а также ее способность преодолевать не только балетный репертуар, но и травмы и болезни, которые часто встречаются у танцоров. В искусстве нет успеха без самоотдачи, без готовности щедро делиться энергией и эмоциями. Она была по-настоящему сильной женщиной и предпочитала сама торить свой путь, не сгибаясь перед трудностями. Поэтому обращение к теме в рамках курсовой работы является актуальным.
Цель данной работы заключается в изучении биографии и творческой деятельности Майи Плисецкой.
Объектом исследования является творческая биография этой выдающейся танцовщицы.
Среди задач, которые были поставлены в рамках данной работы, находится изучение жизненного пути Майи Плисецкой и ее творческих достижений.
Глава 1. Биография и талант Майи Плисецкой
§1.1. Биография Майи Плисецкой
Майя Плисецкая - это не только талантливая балерина, но и сильная личность с уникальным характером. Ее мужественность и решительность были частью ее творческого гения. Она не боялась нарушать традиции, считая, что искусство должно развиваться и изменяться со временем. Она была современной и всегда шла в ногу со временем, заставляя его ускоряться.
Критики нашли лучшие определения для искусства талантливой художницы и назвали ее "актрисой идей" и "балериной-стихией".
Французский балетный критик Андре Филипп Эрсен описал ее как "гениальную, смелую и авангардную".
Майя Плисецкая - талантливая балерина, которая обладает уникальными физическими данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен еще в балетной школе, но ей пришлось бороться за свое право на самоопределение и признание своих способностей.
После того, как Президент Франции Франсуа Миттеран наградил Майю Плисецкую орденом Почетного легиона, один из советских чиновников был удивлен этой наградой и заметил, что он думал, что этот орден выдается только борцам Сопротивления. В свою очередь, Майя Плисецкая, которая всегда была известна своей находчивостью и умением выражать свои мысли ярко и лаконично, ответила: "Я всю жизнь сопротивлялась".
Падение социалистического строя в одной стране было для Плисецкой поводом для радости. Она долгое время ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, уважала ее как танцовщицу, а с другой - преследовала и не давала ей возможности выступать за границей.
Один из самых страшных моментов в жизни Майи Плисецкой связан с ее семьей. В 1937 году ее отец, Михаил Плисецкий, был арестован и исчез навсегда. Его преданность коммунистическим идеалам была известна всем, включая Майю, которая была еще ребенком. Год спустя, ее мать также была арестована и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе со своим младшим сыном. Это оставило Майю и ее другого брата в опасности оказаться в детском доме. Тем не менее, Майя и ее брату удалось избежать этого ужаса, благодаря тете и дяде, Суламифь и Асафу Мессерерам. Они взяли ребят под свою опеку и разместили их в своих домах. Они также смогли помочь своей сестре Рахиле, которая была выслана в Казахстан, вернуться в Москву за два месяца до начала Второй мировой войны.
Мать Плисецкой, известная как Ра Мессерер, когда-то начинала карьеру в кино, но она была короткой. Тем не менее, опыт, полученный на съемочной площадке, помог ей в будущем. Например, работа над пластикой в немом кино пригодилась ей в Чимкенте, где она давала уроки танца в местном клубе. Хотя она сама никогда не училась балету, но благодаря посещению балетных спектаклей в Большом театре, она смогла воспроизвести "танец маленьких лебедей" со своими учениками. Майя Плисецкая была одной из самых известных балерин XX века. Ее увлечение балетом началось благодаря ее дяде и тете, С. и А. Мессерерам, которые были известными танцовщиками Большого театра. Они также стали ее учителями и наставниками. Майя Плисецкая начала заниматься балетом в Большом театре, где ее дядя, Асаф Мессерер, вел класс. В его классе занимались все ведущие артисты балетной труппы, включая Майю Плисецкую. По словам самой Плисецкой, класс Асафа Мессерера помог ей избавиться от последствий травм, которые она получила во время занятий балетом. Она упорно трудилась, чтобы достичь успеха в своей карьере. В 1932 году Михаил Плисецкий был назначен на Шпицберген. Там Майя Плисецкая продолжала заниматься балетом и начала выступать на сцене. Она даже смогла дать свое первое выступление на самодеятельном представлении оперы А.С. Даргомыжского «Русалка».
В 1934 году, когда семья Плисецких находилась на отпуске, Майя поступила в Московское хореографическое училище. Уже в первом классе ее талант заметил будущий известный хореограф Леонид Якобсон, с которым она встретится в будущем и на протяжении всей своей жизни будет восхищаться его творчеством. Л.В. Якобсон создал номер для учащихся училища, который назывался «Конференция по разоружению». Каждый участник изображал главу государства, их персонажи были узнаваемы благодаря острому и гротесковому стилю хореографии, а также костюмам. В своем номере Л.В. Якобсон выразил свою оценку политической обстановке того времени. Майе получила роль трусливого Чан Кайши.
21 июня 1941 года был днем, который запомнился ей на всю жизнь. Несмотря на то, что до ее выпуска из учебного заведения оставалось еще два года, она уже была одной из лучших учениц старших классов. Именно поэтому она была приглашена выступить на выпускном концерте в филиале Большого театра, который теперь называется "Московская оперетта". Вместе со своими двумя партнерами она исполнила танцевальный номер "Экспромт" на музыку П.И. Чайковского, который был поставлен Леонидом Якобсоном. А 22 июня началась Великая Отечественная война. Мать Майи, Рахиль Мессерер-Плисецкая получила неправильную информацию о том, что Большой театр будет эвакуирован в город Свердловск (ныне – Екатеринбург) и решила уехать туда с детьми. Однако оказалось, что ни театр, ни училище не были эвакуированы в этот город. В результате она не имела возможности заниматься балетом в течение года. Майя Плисецкая была отчаянной и решительной женщиной. Она добиралась в Москву без специального пропуска и тайком, но продолжила заниматься балетом. К моменту выпускного экзамена она уже выступала на сцене филиала в нескольких сольных партиях и успешно сдала экзамен на "отлично". В 1943 году ее приняли в труппу Большого театра. С годами, дата ее приема в труппу Большого театра, 1 апреля 1943 года, стала для Майи Плисецкой особенной. Вначале она воспринимала ее как курьез, но со временем это стало для нее чем-то мистическим и важным. со временем это стало для нее чем-то мистическим и важным. В одном из своих интервью, она выразила мнение о том, что быть зачисленным в труппу в день, когда нельзя никому верить, имеет что-то дьявольское.
Молодой солистке, Майе Плисецкой, несмотря на ее уже начатую карьеру, было предложено присоединиться к кордебалету. Однако, не имея достаточного опыта в танцах, она компенсировала это своими выступлениями в «сборных» концертах. Именно во время одного из таких выступлений на московских сценах, она представила свой знаменитый номер «Умирающий лебедь», который стал ее личным произведением, аналогично тому, как Анна Павлова в свое время стала первой исполнительницей знаменитой миниатюры М.М. Фокина на музыку К. Сен-Санса. Майя Плисецкая, известная своим исполнением «Лебедя», была настолько талантлива, что ее выступления могли бы войти в Книгу рекордов Гиннесса, если бы точно было известно, сколько раз она исполнила этот номер. Однако это число невозможно установить, даже если бы все театральные программки, где была указана ее программа, были собраны вместе. Почти всегда ей приходилось бисировать, что свидетельствует о том, что она была очень популярна у зрителей. Майя Плисецкая исполняла «Лебедя» в разных городах мира, таких как Токио, Нью-Йорк, Париж и Лиссабон, где она часто выступала на концертах. Она танцевала этот номер четыре раза подряд, хотя она не любила повторения и постоянно изменяла свой номер. Артистка на сцене умело использовала разные приемы, чтобы привлечь внимание зрителей. Она выходила из разных кулис и меняла свою позицию, то спиной к публике, то лицом, добавляла разные акценты в финальной позе. Однако, несмотря на все эти изменения, она не забывала о своих уникальных лебединых движениях рук, которые прославили ее на весь мир.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гозенпуд А. «Музыкальный театр в России» - Музгиз, Л., 1959 ,781с.
2. Друскин М. «Очерки по истории танцевальной музыки» - Гзд. Лен. филармонии, Л. Л 9 3 6 3, 208с.
З. Добровольская Т. «Танец. Пантомима. Балет.» - Л. Л966,125с.
4. Житомирский Д. « Балеты Чайковского» - Музгиз, М, 1957 ,120с.
5. Захаров Р. «Записки балетмейстера» М. «Искусство» 1976,.351с.
6. «История русской советской музыки» , тт. І-Ш Музгиз, М., 1958-1960 ,4т
7. Карминская-Скудина Г. «Балет» - Музгиз, М.Д960,62с.
8. Карп И. «Все о балете» М, 1962, 225с.
9. Классики хореографии. «Искусство». М.Д960. Л-М.Л937, 356с.
10.Красовская Б. «Российский балетный театр»., «Искусство». Л.М., 1958