Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5,5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ
2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной и контрольной группы
2.2. Результаты исследования монологической речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня
2.2.1 Результаты исследования составления рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога
2.2.2 Результаты исследования составления внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки
2.2.3 Результаты исследования составления рассказа по сюжетной картинке
2.2.4 Результаты исследования пересказа короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок
2.2.5 Результаты исследования пересказа длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок
2.2.6 Результаты исследования пересказа короткого текста с опорой на сюжетную картинку
2.2.7 Результаты исследования пересказа текста без опоры на наглядность
2.2.8 Результаты исследования самостоятельного рассказа
Выводы по главе 2
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5,5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ
2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной и контрольной группы
Цель исследования: выявить особенности монологической речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику контингента детей для исследования монологической речи.
2. Подобрать методику для исследования монологической речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
3. Провести экспериментальное исследование, дать количественную и качественную характеристику результатам исследования.
4. Разработать направления логопедической работы по преодолению недостатков монологической речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Для изучения состояния монологической речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня и детей с нормой речевого развития использовались следующие методы:
1. Организационные методы: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические методы: биографические – сбор и анализ анамнестических данных, экспериментальные – констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Интерпретационные методы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе
Констатирующий эксперимент осуществлялся в три этапа.
Основной задачей первого этапа был отбор детей для исследования в экспериментальную и контрольную группы. Далее были изучены заключения психолого-медико-педагогической комиссии, результаты логопедического обследования детей экспериментальной группы, проанализированы анамнезы (со слов логопеда), истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики воспитателей. Так же проводились беседы с педагогами и логопедом ДОУ, работающими с детьми, выбранными для проведения констатирующего эксперимента.
На втором этапе проводилось исследование по подобранной методике. Исследование длилось несколько дней индивидуально в процессе специально организованных занятий, продолжительностью двадцать – тридцать минут каждое, в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения и состояния ребенка. Результаты исследования фиксировались в индивидуальных протоколах.
Для констатирующего эксперимента отобрана методика исследования состояния монологической речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Р.И. Лалаевой [21].
Содержание методики представлено в Приложении 1.
Р.И. Лалаева предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой и учебной деятельности, а так же в индивидуальной работе. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков монологической речи и на особенности речевого поведения.
В целях исследования состояния монологической речи у детей использовались следующие задания:
1. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
Целью задание является выявить умение детей составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок и на одну картинку. В процессе выполнения задания ребенку дается инструкция «Составь рассказ «Мальчик и ласточка». Картинки не убираются или «Составь рассказ по одной картинке».
2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки
Целью второго задания является выявить уровень сформированности умения составлять рассказ по сюжетным картинкам. Ребенку дается инструкция «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».
Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты их тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить».
3. Составление рассказа по сюжетной картинке
Целью третьего задания является выявить уровень сформированности умения составлять рассказ по сюжетной картинке. В данном случае ребенок должен самостоятельно составить описательный рассказ, используя материал одной картинки.
4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Целью задания является выявить уровень сформированности навыков пересказывания. Ребенку предлагается серия сюжетных картинок и инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется «Котенок». Далее выкладывается первая картинка и читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т.д.
5. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Подобно предыдущему заданию, но объем предъявляемого текста увеличен. Ребенку дается инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку «Лиса и журавль». А ты внимательно слушай и приготовься ее пересказать».
6. Пересказ короткого текста с опорой на сюжетную картинку.
Целью шестого задания является выявить умение пересказа на основе одной сюжетной картинки. Ребенку дается инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься его пересказать. Рассказ называется… (Три медведя). Перед ребенком выкладывается картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция. «А теперь перескажи то, что я прочитала».
7. Пересказ текста без опоры на наглядность.
Целью седьмого задания является выявить умение пересказа текста без опоры на визуальный образец. Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его слушай и приготовься пересказать». Затем прочитывается текст. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется … .
8. Исследование самостоятельного рассказа.
Последнее задание ориентировано на способности ребенка составлять самостоятельный рассказ, не имея ни наглядного ни речевого плана. Ребенку дается следующая инструкция: «Расскажи какой-нибудь мультфильм».
Для оценки выполнения заданий рекомендуется определенная схема, которая более подробно представлена в Приложении 1.
На третьем этапе исследования проводилась оценка полученных результатов. Характеристика уровней оценки семантической и языковой правильно рассказов представлено в Приложении 1.
Оценка выполнения заданий по исследованию монологической речи у детей:
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в семантическом или языковом оформлении текста.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в семантическом или языковом оформлении текста.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в семантическом так и в языковом оформлении текста; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
По данным методики обследования уровень сформированности монологической речи у детей 5.5-6 лет выражен в следующем:
- Высокий уровень – 78-67 баллов
- Уровень выше среднего – 66-56 баллов
- Средний уровень – 55-45 баллов
- Уровень ниже среднего – 44-34 балла
- Низкий уровень – менее 34 баллов
При подборе материала заданий методики учитывался возраст, особенности детей с общим недоразвитием речи.
Результаты выполнения каждого из девяти заданий суммировались и выводился средний балл для каждого ребенка, а затем для группы в целом. На основе полученных данных осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены.
Характеристика детей, участвующих в эксперименте.
В исследовании принимала участие две группы детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст 5,5 - 6 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с ОНР II уровня. Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием.
Сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной группы была выполнена на основе анализа данных медицинской карты (со слов логопеда), дающей информацию о патологических факторах раннего физического, моторного и речевого развития детей и беседы с родителями, в течение которой выяснялись особенности физического и психического развития ребенка, условия его проживания и особенности воспитания.
Показать больше