Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Категория "муниципальное образование" имеет отношение к исследованию, поскольку она является ключевой в изучении местного самоуправления и содержит все его элементы, а также является основой его функционирования. Существование муниципальной собственности и местных финансов предполагает существование автономного режима регулирования экономических отношений на местном уровне. Отсутствие традиции эффективного использования муниципальной собственности и местных финансов в; коммерческая деятельность и их недостаточное правовое регулирование затрудняют функционирование муниципальной экономики.
Необходимость использования местных средств побудила муниципалитеты принять специальные финансовые меры. В рамках финансовой деятельности осуществляется систематическое и целенаправленное обучение (подготовка), распределение и использование муниципальных средств на цели социально-экономического развития и выполнение их задач органами местного самоуправления, в том числе предоставление государственных услуг, которые не предоставляются частными предприятиями.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципалитетов, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. И это не особенность России, а присущая всем без исключения странам. Вопрос удовлетворения финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос доходной базы местных бюджетов.
Важность этих проблем и острота проблем, стоящих перед обществом, определяют высокую актуальность изучения доходов бюджетов муниципальных образований и путей их увеличения.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе теории, анализа, работ отечественных и зарубежных авторов, и практического опыта, выявить принципы формирования доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
-рассмотреть понятие бюджета органов местного самоуправления;
-изучить формирование доходов местных бюджетов;
-определить проблемы и пути повышения доходов местных бюджетов;
-дать характеристику финансового отдела администрации муниципального образования Ставропольского края;
-выполнить анализ доходов администрации муниципального образования Ставропольского края;
-проанализировать методику формирования доходов бюджета муниципального образования Ставропольского края;
-разработать мероприятия по увеличению доходов бюджета муниципального образования Ставропольского края.
Предметом исследования выступают доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения.
Объектом исследования являются доходы бюджета муниципального образования на примере муниципального образования Ставропольского края.
Данной темой занимаются следующие ученые: М.В. Романовский, О.Богачева, В.Ю. Барашьян.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты доходов местных бюджетов
1.1 Понятие бюджета органов местного самоуправления
В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджет определяется как форма образования и расходования фонда средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].
Исходя из экономической интерпретации, бюджет - это денежные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, касающиеся распределения национального дохода в рамках образования и использования бюджетных средств, предназначенных для финансирования экономики, социально-культурной деятельности, оборонных нужд и т. д государственного управления.
По материальному воплощению-это денежный фонд, по плановой форме-финансовый документ, оформленный в виде баланса доходов и расходов [19].
В соответствии со статьей 28 Трудового кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах [2]:
- единство бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- бюджетная автономия;
- равные бюджетные права субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полнота учета доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита; ;
- эффективность и результативность использования бюджетных ресурсов;
- общая (итоговая) сумма расходов бюджетов;
- прозрачность (открытость) и достоверность бюджета;
- целевое назначение и распределение бюджетных ресурсов;
- ответственность за бюджетные расходы;
- единица измерения кассы.
Одним из недостатков существующей бюджетной системы России является также отсутствие должного механизма обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетов всех уровней, а именно: отсутствие критериев оценки качества сбалансированности и устойчивости бюджетов всех уровней, методологической базы для выбора результативных инструментов и методов управления бюджетным дефицитом с учетом требований эффективного управления общественными финансами и наличия существенных различий в уровне социально-экономического развития российских регионов.
В связи с этим, задача улучшения соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, а также уменьшение дефицитности региональных и местных бюджетов становится весьма актуальной [22].
Местные бюджеты, а именно бюджеты муниципальных районов, городских округов и бюджеты поселений, являются последним звеном бюджетной системы России.
Местные бюджеты составляют экономическую и финансовую основу местного самоуправления. Эта идея становится особенно актуальной, учитывая тот факт, что основная часть национального дохода приходится на муниципалитеты [9].
Муниципальный уровень обеспечивает решение наиболее насущных и актуальных проблем, связанных с повседневными жизненными проблемами граждан, поэтому бюджетная обеспеченность муниципалитетов является одним из важнейших условий максимального осуществления муниципальными властями своих полномочий.
Учитывая принцип бюджетной автономии, становится очевидным, что органы местного самоуправления должны сами обеспечивать бюджетный процесс на своей территории.
Термин "местный бюджет" рассматривается как юридическая и экономическая категория. Как правовая категория местный бюджет является нормативно-правовым актом в форме решений представительных органов местного самоуправления.
Как экономическая категория местный бюджет представляет собой систему экономических отношений, связанных с формированием и распределением централизованного денежного фонда, предназначенного для выполнения функций местных органов власти [1].
Как и другие бюджеты, местный бюджет предусматривает доходы и расходы. Доходы бюджета - это средства, которые безвозвратно и безвозмездно поступают в распоряжение органов местного самоуправления.
Доходная часть бюджета муниципального образования формируется за счет [15]: налоговых поступлений; неналоговых доходов; безвозмездных трансфертов.
Основную часть налоговых поступлений в местные бюджеты формирует НДФЛ, а также местные налоги: земельный и налог на имущество физических лиц.
Также, в местные бюджеты поступают неналоговые доходы:
Доходы от использования муниципального имущества;
Доходы от продажи муниципального имущества;
Доходы от оказания платных услуг казенными учреждениями;
Часть прибыли МУПов;
Плата за пользование лесами, расположенных на территории муниципального образования.
Плата по соглашениям об установлении сервитута.
Другие виды неналоговых доходов, источником которых является муниципальная собственность.
Так, налоговые доходы (таблица 1) представляют собой совокупность доходов от поступивших местных налогов, а также от федеральных налогов по установленным нормативам поступлений.
Таблица 1 – Распределение налоговых доходов по местным бюджетам [17]
Таким образом, местные бюджеты являются фундаментальной основой системы государственных финансов. Они составляют финансовую основу существования муниципалитетов. В то же время местные бюджеты являются очень уязвимым и слабым звеном бюджетной системы России с точки зрения финансовой самостоятельности [5].
Блок проблем, который существует в настоящее время с точки зрения формирования доходов и расходов муниципалитетов, должен быть быстро понят правительством и региональными властями и должен принять активные меры для повышения финансовой самостоятельности муниципалитетов.
1.2 Формирование доходов местных бюджетов
Формирование планов социально-экономического развития территории является достаточно сложным и трудоемким процессом, т.к. требует принятие во внимание большое количество оказывающих влияние факторов и расчета прогнозных значений спектра социальных и экономических показателей.
Бюджетное планирование представляет собой процесс, имеющий научную основу, формирования доходов и расходов бюджета с целью стабилизации социально-экономического развития. Бюджетное планирование представляет собой субъективную деятельность специалистов, поэтому эффективность этой деятельности базируется на тенденциях социально-экономического развития и движения бюджетных средств [12].
Методология планирования и прогнозирования — это совокупность методов, приемов и принципов, которые применяются при осуществлении предплановых исследований и анализа, разработки и формирования бюджетов на всех уровнях хозяйствования, исходя из основных направлений социально-экономической политики на данном этапе.
Методы бюджетного планирования включают в себя конкретные методы и приемы расчета плановых показателей.
Эти методы включают [3]:
Баланс, который направлен на достижение баланса между взаимозависимыми показателями плана и заключается в планировании источников и направлений бюджетных расходов во взаимозависимости.
Нормативная, направленная на установление четкой взаимосвязи между ресурсами и ожидаемыми результатами с использованием системы норм и стандартов.
Программная цель, которая заключается в выделении ресурсов на достижение поддающихся количественной оценке результатов, представляющих общественный интерес, при одновременном мониторинге и контроле достижения поставленных целей и ожидаемых результатов и обеспечении качества процедур бюджетного планирования.
Автоматический, характеризующийся переносом результатов исполнения бюджета по доходам и расходам по отдельным разделам и статьям бюджета за отчетный период на новый период и т. д.
В последнее время широко применяется метод бюджетного планирования, называемый составлением бюджета, ориентированного на конкретные результаты [20].
Основная суть бюджетирования, ориентированного на результат (далее – БОР), сводится к тому, что это система формирования бюджета, которая отражает тесную связь между затраченными бюджетными средствами и достигнутыми результатами при этом. Основная цель такой концепции сводится к тому, чтобы, во - первых, повысить эффективность расходования бюджетных средств, а во вторых, обеспечить контроль соответствия расходов и достигнутых результатов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)
3.Барашьян, В. Ю. Местные бюджеты и организация межбюджетных отношений. Учеб. пособие. - М.: Наука, 2020. - 160 с.
4.Быкова, Н. Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. - 2019. - №14. - С. 141-146.
5.Волкова, А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне // Научный альманах. - 2021. - № 5-1 (31). - С. 64-66.
6.Врублевская, О. Бюджетная система Российской Федерации Учебник. - СПб.: Питер, 2020. — 576 с.
7.Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути их решения //Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». - 2020. -№ 2. -С. 41-49.
8.Давыдова, Н.Ю. Право муниципального образования на местный бюджет: содержание и формы реализации // Вестник ВЭГУ. - 2021. - № 2 (76). - С. 20-26.
9.Ермошина, Т. В. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603.
10.Ефимов, Я.Г. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2022. - № 1-7. - С. 118-121.
11.Зырянова, М.А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя // Вестник науки и образования. - 2022. - № 5 (7). - С. 59-63.
12.Караваева, Ю. С. Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Реноме, 2020. — С. 73-76.
13.Кожемяченко, А.В. Решение проблем бюджетов муниципальных образований // Ученые заметки ТОГУ. - 2021. - № 4. - С. 72-75.
14.Кыштымова, Е.А., Мерцалова, А.А. Анализ и планирование финансовых результатов – М.: Крокус, 2020. – 172 с.
15.Левдонский, А.А. Бюджетные риски и устойчивость Федерального бюджета// Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - № 2. - С. 75-84.
16.Лытнева, Н.А. Методика анализа направлений оптимизации расходов муниципального бюджета // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 7. - С. 162-166.
17.Милюкин, А.Н. Понятие и структура муниципального бюджета / Аллея науки. 2017. Т. 3. № -9. С. 185-188.
18.Молвинских, Н.А. Особенности бюджета муниципального образования // Наука и современность. - 2019. - № 37-2. - С. 119-122.
19.Могилёв, С. В. Теоретические аспекты формирования доходов местных бюджетов // Молодой ученый. — 2021. — №7. Т.1. — С. 99-101.
20.Никитская, Е. Ф., Горбачева, И. А. Межбюджетные отношения в системе формирования инвестиционных источников финансирования инновационной деятельности // Науковедение. — 2022 — № 4(13). — С. 112
21.Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2020. -380 с.
22.Фомина, Е.А., Ковальская, Ю.В. Риск-анализ доходов и расходов территориальных бюджетов // Финансы Башкортостана. - 2022. - № 1. - С. 49–53.