Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Моральные нормы
Моральные нормы – правила, отражающие представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах. Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку. С помощью морали общество устанавливает, что можно и нужно, а что нельзя делать человеку не с позиций законности, а в соответствии с этическими, нравственным идеалам. Не отдельный член общества оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению .
В ходе развития истории, выступая в качестве формы социального сознания понятие морали преобразовывалось, не оставалось однообразным и представление о нормах морали и оценках.
Мораль, так же, как и право, находится в постоянном движении и развитии, отражая общественный уровень развития, его структуру социального характера, бытовые, национальные, экономические и религиозные факторы.
Представители социологической науки выделяют три главных течения этической идеи.
Первое течение принято именовать фелицитологией, которая происходит от латинского языка «felicia» и означает счастье. Мораль следует понимать как технику, искусство по достижению счастья, мудрость жизни, искусство избежать любых страданий. К фелицитологии близко находится течение эвдемонизма, которое происходит от греческого языка eudamonia и означает довольство, счастье, а также течения гедонизма (hedone – наслаждение) – это учение о том, каким образом, можно получить наслаждение и избежать страдания.
К первому течению этической идеи следует отнести эпикуреизм, который непосредственно связан с именем философа Древней Греции Эпикура. Счастье, согласно Эпикуру, - это здоровое состояние тела и безмятежность души, она подлежит достижению при помощи удовлетворению естественных человеческих потребностей, устранением душевных тревог и страданий телесного характера. Эпикур определяет две разновидности наслаждений: физические, которые подлежат удовлетворению с помощью еды, одежды, жилья и духовные, которые можно получить от дружбы и знаний.
Основные добродетели данного течения индивидуалистические: наслаждение, покой души, счастье. В период утверждения буржуазных правоотношений гедонизм заново возрождается. Благо частного лица, т.е. собственника и предпринимателя, его благополучие в материальной сфере становится главной добродетелью нравственного характера. Похожие взгляды мы можем наблюдать в трудах Д. Локка, Спинозы, Т. Гоббса.
Следует отметить, что данные представители естественно-правовых взглядов как одного из естественных прав считали стремление к счастью. Воля к самосохранению, счастье и эгоизм – это главные этические принципы Т. Гоббса.
Вторая концепция в моральном понимании – это перфекционизм, который происходит от латинского слова «perfectus», т.е. совершенный. Мораль следует понимать в качестве системе правил и заключатся не в том, каким образом устроить собственную жизнь счастливо, удобно, спокойно, а как достойно жить, согласно человеческой природе, то есть согласно личностным идеалам, каким образом совершенствовать достоинства и личные качества. Данная мораль выдвигает личностные идеалы, которые необходимо подражать.
Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Муххамеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образу.
Третья концепция принимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.
Согласно третьей концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т.п. и складывающихся на основе норм поведения. Основополагающие принципы (нормы) морали: твори добро, не делай зла; поступай с другими также, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой .
Следовательно, можно сделать вывод о том, что мораль - это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, следование которым имеет добровольный характер. В современном понимании, мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
2.2. Нормы обычаев
Обычай – это проверенные временем, обоснованные нормы поведения. Законодатель, несомненно, желает придать собственным решениям устойчивый характер. Престиж неписаного закона, обычного права в раннем государственном обществе сохранялся весьма продолжительное время.
Неприязнь к новому в праве в ранних государствах существовала везде. Записываемые новые правовые нормы по факту состояли из обработанного обычного права. Новое социальное содержание публичная власть была вынуждена вносить со значительной осторожностью. Для введения вновь создаваемой нормы права (в законе, нормативном договоре, судебном прецеденте) требовалось обоснование со ссылкой на традиции и прежние авторитеты, на древний обычай, позже – на тексты Священного Писания, на Бога либо прославленных императоров и т.д. Требовалось обосновать, что оно уже было, действовало, доказало собственную справедливость, а не считается надуманным. Преподнести новые нормы необходимо было тактично, наилучшим образом.
Правовыми считались не все, а только обычаи, которые отражали:
- длительную юридическую практику, то есть формировались во время многократного использования (к примеру, в рамках жизни одного поколения, как это было свойственно для Древнего Рима);
- однообразную практику, т. е. получали типичный, устойчивый характер;
- юридические воззрения небольших групп людей, из-за чего правовые обычаи обладали локальным значением;
- нравы этого общества. В понимании римских правоведов обычай – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами» .
В традициях римских правоведов было признание обычаев правовыми источниками в случаях, которые не регламентировано законом. Также существовало и специальное право по данному поводу, гласившее: «В делах, по которым мы не используем писаные законы, следует соблюдать то, что определено обычаями и нравами».
Таким образом, на ранних стадиях развития государственности правовым обычаям отводилось преобладающее значение в механизме правового регулирования. Они же считались прообразом писаного права. Все без исключения древние памятники права представляли из себя своды правовых обычаев. По мере государственного развития оно переходит к систематической нормотворческой деятельности. Обычное право уступает дорогу закону и другим актам, то есть «продукту» данной деятельности.
В дальнейшие эпохи и на современном этапе правовой обычай сохранил собственное значение как правовой источник. Обычное право больше всего распространено в государствах Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки и некоторых арабских государствах. В странах Латинской Америки, а именно Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Уругвае, правовые обычаи применяются как субсидиарный правовой источник. В государствах континентальной Европы, которые относятся к романо-германской правовой системе, обычай применяется в случаях, предусмотренных законодательством.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная и учебная литература:
2. Адушев М.С. Правовая норма и корпоративная норма: проблемы соотношения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2019. - № 1 (22). - С. 92-94.
3. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. - 2012. - № 3. – С. 18-19
4. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
5. Архипов А.П. Социальное регулирование: понятие, виды // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 36-1 (228). - С. 61-63.
6. Барменкова Я.А. Социальное регулирование и нормы социального регулирования // Лучшая студенческая статья 2020. Сборник статей XXXI Международного научно-исследовательского конкурса- 2020. - С. 152-156.
7. Бирюков С. В. Понятие права между юриспруденцией и социологией // Журнал «Lex Russica.- 2017. – С.11-13
8. Большаков Е.В. Проблема определения понятия «норма права» // Журнал «Наукосфера». - 2021. -№ 9-1. - С. 186-190
9. Бошно С. В. Свойства права // Журнал «Право и современные государства».-Выпуск № 1 / 2015. – С. 10-12
10. Васильев С.В. К вопросу о понимании права в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2019. - № 3. - С. 89-93.
11. Войченко Н.В. Аспекты взаимодействия религиозных и правовых норм // Журнал «Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами». - 2019. - С. 159-161.
12. Гаврилюк О.В., Романчук В.С. Аспекты понимания права // Журнал «Методы науки». - 2017. - № 3 (4). - С. 21-22.
13. Еникеев А.А., Шевченко В.С. Соотношение понятий мораль и нравственность в классической философии // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 6. - № 10 (26). - С. 703-707.
14. Канищев К.В. Право и религия: исторические и современные проблемы // Журнал «Концепт: философия, религия, культура». -2018. -№ 2 (6). - С. 74-80.
15. Малышкин А.В. Некоторые аспекты интеграции религиозных и правовых норм в светском государстве // Журнал «Государство и право». - 2019.- № 5. - С. 30-40.
16. Малютин И.А., Русских В.В. Современное понимание права // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 25. - (263). - С. 314-316.
17. Мирошник С. В. Право в современном понимании // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». – 2016. – С. 91-93
18. Парамонов А.А. Соотношение морали и права // Журнал «Эволюция российского права». - 2018. - С. 509-511.
19. Перевалов В. Д. Нормы права: проблемы понимания и определения // Журнал «Российское право: Образование. Практика. Наука». – 2018. – С. 183
20. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 341 с.
21. Попова Л. Е. Сущность права и отечественное правопонимание // Журнал «Закон и жизнь». – 2018. –С. 93-94
22. Працко Г.С., Каранович М.К. Правовой обычай и его роль в системе норм права // Сборник «Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина». - 2019. - С. 110-113.
23. Працко Г.С., Минасян Р.А. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 103-107.
24. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
25. Разин А.В. Происхождение морали: свобода воли и нравственность // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2018. - № 8 (93). - С. 19-20
26. Ромашов Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 443 с.
27. Сармурзин Р.Ш., Печора Р.Д. Взаимодействие правовых и религиозных норм // Журнал «Студенческий». - 2021. - № 23-3 (151). - С. 81-82.
28. Сенников И.Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал». – 2018. – С. 193
29. Сурхаев М.Д. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 250-253.
30. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.
31. Чернова Э.Р., Султанова А.Б. Правовые и корпоративные нормы // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 2. - № 7 (23). - С. 841-844
32. Чижикова О. В. Эволюция понятия права в отечественной истории государства и права // Журнал «Наука и социум». – 2017 . –С. 223-224
33. Шавыркина А.Р. Норма права: понятие, структура, классификация // Журнал «Право и законность: вопросы теории и практики». -2020. - С. 196-198.
34. Эш К.С. Сущность и признаки права // Журнал «Студенческий форум». -2021. - № 40-3 (176). - С. 106-107.