Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
1.1 Понятие земельного налога, его характеристика и функции
Земельный налог — налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговый Кодекс РФ относит земельный налог к местным налогам.
Общие положения закреплены в главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.
В данной работе мы рассмотрим систему налогообложения земельных участков именно на территории Курганской области, рассмотрим какими нормативно-правовыми актами оно регулируется, выявим основные проблемы исчисления и взимания данного налога и разработаем предложения и рекомендации по решению данных проблем, рассчитаем прогнозную величину земельного налога в бюджет Курганской области.
Кто является налогоплательщиками данного налога?
Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:
- на праве собственности;
- на праве бессрочного пользования;
- на праве пожизненного наследуемого владения
Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.
Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.
Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.
Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:
- если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает.
- если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.
Кто же не должен платить земельный налог? Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:
- физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования
- физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.
Объект налогообложения. Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образований, а также городов федерального значения.
Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:
- располагаться на территории, где введен земельный налог;
- принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;
- не быть исключенным из налогообложения земельным участком.
Существуют участки, которые не облагаются земельным налогом.
Речь идет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:
- изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);
- земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки категории лесного фонда;
- земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);
- земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.
Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН.
Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Для более наглядного представления налоговые ставки по земельному налогу представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Налоговые ставки по земельному налогу (федеральные)
Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.
На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:
- органы уголовно-исполнительной системы;
- общественные организации инвалидов;
- религиозные организации;
- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;
- резиденты особой экономической зоны;
- участники свободной экономической зоны;
- управляющие компании инновационного центра Сколково;
- фонды инновационных научных центров.
Как правило, подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.
Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим. Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.
Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).
На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.
Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:
- организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;
- организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» ;
- организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 26.05.2023 года).
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (дата обращения 26.05.2023 года).
3. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068. [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 26.05.2023 года).
4. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://68.мвд.рф/Sudebnaja_praktika/судебные-акты-конституционного-суда-рф/2018-год/определение-кс-от-06.12.2018(дата обращения 26.05.2023 года).
5. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56104942/(дата обращения 26.05.2023 года).
6. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346[Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306371/7e58cca74a42300afdf53ee0ef578899637ac9d3//(дата обращения 26.05.2023 года).
7. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306371/7e58cca74a42300afdf53ee0ef578899637ac9d3//(дата обращения 26.05.2023 года).
8. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312. [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306371/7e58cca74a42300afdf53ee0ef578899637ac9d3//(дата обращения 26.05.2023 года).
9 Решение Курганской городской Думы от 26.11.2014 № 211 О земельном налоге на территории города Кургана [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/-1/165990//(дата обращения 26.05.2023 года).
10. Решение Курганской городской Думы от 25.11.2015 № 175 О внесении изменений и дополнений в решение Курганской городской Думы от 26 ноября 2014 г. № 211 «О земельном налоге на территории города Кургана» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/-1/165990//(дата обращения 26.05.2023 года).
11. Решение Курганской городской Думы от 28.09.2016 № 193 О внесении дополнения в решение Курганской городской Думы от 26.11.2014 г. № 211 «О земельном налоге на территории города Кургана» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/-1/165990//(дата обращения 26.05.2023 года).
12. Решение Курганской городской Думы от 28.06.2017 № 106 О внесении изменений в решение Курганской городской Думы от 26 ноября 2014 года № 211 «О земельном налоге на территории города Кургана» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/-1/165990//(дата обращения 26.05.2023 года).
13. Решение Курганской городской Думы от 30.05.2018 № 85 О внесении изменений в решение Курганской городской Думы от 26.11.2014 г. № 211 «О земельном налоге на территории города Кургана» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www.kurgan-city.ru/newclerk/-1/165990//(дата обращения 26.05.2023 года).
Книги, учебные пособия, журналы
14. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – Мн.: изд-во Новое знание, 2009. – 687 с.
15. Абрютина, М.С.Анализ финансовой деятельности предприятия: учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачёв. – М.: изд-во Дело и Сервис, 2003. – 272 с.
16. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.И. Алексеева [и др.]. – М.: изд-во Финансы и статистика, 2009. – 383 с.
17. Статистика финансов: учебник / под ред. В.Н. Салина. – М.: изд-во Финансы и статистика, 2003. – 816 с.
18. Графов, А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия / А.В. Графов // Финансы. – 2009. – №7. – С.64-68