Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Высокая конкуренция и большое количество иностранных производите-лей на рынке ставят особенно актуальные вопросы, касающиеся совершенство-вания деятельности предприятия и выработки стратегических направлений его развития. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянно отслежи-вать конкурентную позицию компании в рыночной среде, что определяет разра-батываемую стратегию поведения на рынке. Таким образом, оценка конкурент-ной позиции компании является одним из важнейших моментов, определяющих успех ее работы.
Большинство авторов предлагают оценить конкурентное положение ком-пании по ее доле на рынке, которая определяет объем продаж. В зависимости от занимаемой доли рынка компания попадает в одну из 4 заранее определенных групп (лидеры, кандидаты в лидеры, последователи, нишеры) и в зависимости от назначенной категории определяет свое дальнейшее поведение на рынке.
Знание конкурентной позиции компании на рынке продаж необходимо при разработке маркетингового комплекса выпускаемой продукции и для оптималь-ного распределения ресурсов между различными стратегическими подразделе-ниями компании.
Конкурентная позиция компании отражает степень, в которой она стре-мится использовать свое конкурентное преимущество. Следовательно, рассмот-рение проблемы оценки конкурентной позиции предприятия тесно связано с оценкой его конкурентоспособности.
Максимизация прибыли может быть достигнута различными способами: минимизация затрат, минимизация налогов, оптимизация цен и, наконец, повы-шение конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия, его экономическая жизнеспособ-ность - это сложные и взаимозависимые категории. С одной стороны, повыше-ние конкурентоспособности предприятия является необходимым условием обеспечения и поддержания экономической жизнеспособности на надлежащем уровне. С другой стороны, неустойчивое экономическое положение предприя-тия не позволяет успешно решить проблему конкурентоспособности.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической жизнеспособ-ности предприятия требует всестороннего использования многих внутренних и внешних факторов развития. Конкретное решение этих вопросов должно осно-вываться на обширных исследованиях и разработках.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ПАО ГК «ПИК».
Предметом исследования в данной работе являются пути укрепления кон-курентной позиции предприятия ПАО ГК «ПИК».
Цель работы – исследование конкурентных направлений исследуемого предприятия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность конкурентных действий;
-описать направления конкурентных направлений;
-дать краткую характеристику строительной компании ПАО ГК «ПИК»;
-выполнить анализ направлений конкурентных действий строительной компании ПАО ГК «ПИК».
При написании данной работы были использованы балансовый и аналити-ческий методы исследования.
Структурно работа представлена введением, двумя разделами, заключени-ем, списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЙ КОН-КУРЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие и сущность конкурентных действий
Реальная способность субъектов хозяйствования конкурировать может быть выявлена только через их деятельность, которая состоит из набора дей-ствий, называемых конкурентными действиями. Под конкурентными действия-ми здесь и далее понимаются действия субъектов хозяйствования, направленные против различных представителей их внешней среды с целью обеспечения наилучших потребительских, функциональных и социальных оценок, создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ и обеспечения преиму-ществ [13, С. 150].
Действия против внешней среды не следует интерпретировать как войну против всех. Действуя против своих контрагентов, другими словами, пытаясь навязать свои коммерческие интересы, коммерческие субъекты, тем не менее, пытаются войти в общую цепочку ценностей, образованную общением с этими контрагентами.
Действуя в отношении клиентов, то есть обязательно стремясь предоста-вить свои товары и услуги, компании не могут не учитывать динамику ожида-ний потребителей и уровень платежеспособного спроса. Они также не могут обманывать клиентов – обман рано или поздно раскроется, и потребительский сегмент будет безвозвратно потерян.
Действуя против общества, компании должны использовать тот факт, что государство и общество сами являются сильными конкурентами и имеют воз-можности влиять на них, такие как антимонопольное регулирование и обще-ственная репутация.
При противодействии прямым и условным конкурентам субъекты хозяй-ствования должны помнить, во-первых, об их ответных возможностях, которые могут оказаться гораздо более эффективными, во-вторых, о том, что каждому из них гарантирован абсолютный и относительный коммерческий суверенитет и что, следовательно, он полностью зависит от других. делает возможным вовле-чение государства и, во многих случаях, международного сообщества в реали-зацию своего суверенного права на конкуренцию.
Такое положение вещей обусловлено уже известными особенностями од-новременного проявления центробежных и центростремительных тенденций развития современной бизнес-системы.
Конкурентные действия всегда осуществляются субъектами хозяйствова-ния в определенном конкурентном поле и заключаются во влиянии одних кон-курирующих конкурентов на других или в отражении некоторыми конкуриру-ющими конкурентами попыток воздействия внешней среды. Конкурентное поле выбирается субъектами бизнеса добровольно или они попадают в него принуди-тельно. Действия конкурентов на открытом или закрытом поле включают в себя различные направления, виды и методы соперничества.
Конкурентные действия субъектов хозяйствования можно разделить на следующие виды:
- наступательные конкурентные действия;
- защитные конкурентные действия;
- контрнаступление;
- выход на пенсию как вид конкурентных действий;
- примирение конкуренции;
- изоляционистские конкурентные действия;
- смешанные (комбинированные)конкурентные действия ;
- отвлекающая конкурентная деятельность [20, с. 142].
Наступательные действия - это конкурентные действия, в ходе которых субъекты хозяйствования пытаются избавиться от конкурентных недостатков, приобрести и развить конкурентные предпосылки. К ним относятся проникно-вение в устоявшиеся производственно-сбытовые цепочки и создание новых, за-воевание устоявшихся сегментов рынка и создание новых товарных групп и групп услуг. Приобретение положительной общественной репутации также должно быть в числе конкурентных наступательных действий. Кроме того, к этому следует добавить поиск и применение способов совершенствования пра-вового развития, включая оказание давления на прямых и условных конкурен-тов, путем использования противоречий и недостатков существующего законо-дательства.
Конкурирующие компании могут затрагивать всех представителей своего окружения, но их основными целями в рамках кубкового соревнования являют-ся их прямое и условное соперничество. В положительных результатах сравне-ния именно с ними наиболее заинтересованы субъекты бизнеса. Цели, постав-ленные для осуществления наступательных действий, определяются необходи-мостью повышения степени потребительской, функциональной и социальной ценности предприятия в течение прогнозируемого периода [18, С. 60].
Наступательные действия применяются к прямым и условно прямым про-тивникам при условии, что конкурентное взаимодействие с ними графически представлено не линейно (в виде линии противостояния, так сказать, линии ог-ня), а с помощью треугольников, многоугольников и прямоугольников. стерео-метрические фигуры, такие как пирамида или шар. Если рассматриваемый нами субъект хозяйствования обладает достаточным конкурентным потенциалом и конкурентоспособностью для развития своей предпринимательской деятельно-сти в конкурентной среде, он не только оказывает наступательное давление на прямых и условных конкурентов, но и действует против других элементов сво-ей внешней среды. Эта среда, однако, может получить полное удовлетворение от своей деятельности, если ей удастся извлечь собственную выгоду из своих конкурентных преимуществ.
Защитными конкурентными действиями называются конкурентные дей-ствия, в ходе которых субъекты хозяйствования пытаются поддержать ранее полученные конкурентные преимущества и избежать возникновения конкурент-ных недостатков. Эти действия обычно направлены на сохранение места в це-почке создания стоимости, сохранение целевых секторов и сегментов рынка, со-хранение репутации общественности и использование существующих правовых норм и положений для противодействия атакам прямых и условных конкурен-тов.
Защитные действия используются превентивно и в ответ на наступление представителей внешней среды предприятия, каждый из которых, как мы пом-ним, имеет суверенное право конкурировать. Опасаться нужно всех, а не только прямых и условных конкурентов.
Это связано с тем, что каждый контрагент может либо оказывать конку-рентное давление на своего партнера по цепочке создания стоимости, либо из-влекать выгоду из своих конкурентных преимуществ, ничего не давая взамен или ничего не давая. Каждый из потребителей может в любой момент перело-жить свой платежеспособный спрос на товары и услуги на конкурентов или от-крыть для себя новые потребности, к удовлетворению которых компания не го-това из-за отсутствия необходимых ресурсов, бизнес-идей и возможностей кон-куренции. Кроме того, эта компания может забыть; она также может непредна-меренно выходить за рамки правового пространства.
Защитные действия компаний могут сочетаться не только с их наступа-тельными действиями, но и с контрнаступательными действиями. Эти действия по своей природе можно сравнить с наступлением и даже определить как осо-бый вид наступления. Контрнаступление возможно, если одна из воюющих сто-рон столкнется с неподготовленными или плохо подготовленными наступатель-ными действиями противника, а также в других случаях прерывания или полно-го завершения оборонительных действий [14, С. 222].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, направления и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2019. – 208 с.
2.Алексунин В.А. Маркетинг. – М.: Дашков и К°, 2020. – 204 с.
3.Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2022. - № 1. - С. 118-121.
4.Багиев Г.Л. и др. Маркетинг - М.: Экономика, 2019. – 703 с.
5.Горбунова Н.А. Теория оценки конкурентоспособности экономических агентов - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2019. - 115 с.
6.Дорофеева В.В. Анализ теоретико-методических подходов к трактовке понятия «конкурентоспособность» и ее оценке // Baikal Research Journal. - 2021. - № 3. - С. 18.
7.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 496 с.
8.Зиятдинов, Д. Р. Конкурентная направления фирмы // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 169-171.
9.Канатаев, Абай Алиаскарулы. Конкурентная направления: разработка и реализация // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 128-130.
10. Коваленко А. И., Полевой А. В., Отдельные теоретические аспекты конкурентной направлений фирмы – М.: Наука. 2021 – 214 с.
11.Колочева В.В. Подход к оценке конкурентоспособности товаров // Наука и экономика. - 2021. - № 2. - С. 29-35.
12.Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг: Учеб. пособие - М.:Юрайт-М, 2019. – 565 с.
13.Лунев В.Л. Тактика и направления управления фирмой. – М.: Фин-пресс, 2020. – 330 с.
14.Мусатова Н.В. Конкурентоспособность компании на олигопольном рынке с дифференцированным товаром // Российское предпринимательство. – 2022. – № 2(1). – С. 115–118.
15.Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 304 с.
16.Оберемко В.В. О типизации методических подходов к оценке конку-рентоспособности организации // Вестник Белгородского университета коопера-ции, экономики и права. - 2021. - № 1 (45). - С. 319-326.
17. Портер, М.Е. Конкурентная направления. Методика анализа отраслей конкурентов. - М.: Альпина Паблишер. 2021. - 454 с.
18. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2020. - № 3 (21). - С. 38-67.
19. Рубин, Ю. Б. Направлений и тактики конкурентного поведения // Со-временная конкуренция. - 2020. - №3 (3). - С. 83-97
20.Салимзаде, Ф. Т. Разработка конкурентной направлений развития пред-приятий // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 141-143.
21.Сулейманова, Э. Ю. Разработка конкурентной направлений // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 251-255.
22.Фролова Н.В. Методика анализа уровня конкурентоспособности ком-мерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. – 2022. – № 20(77). – С. 55–60.