Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. На современном этапе все более важным становится роль информации, которая формирует и иногда предопределяет направление общественного мнения. Это касается любой сферы деятельности, однако в социально-политической сфере она имеет еще большее значение.
В современном мире наблюдается последовательный рост влияния информации, ее значения для общества. О значении информации, и, соответственно, роли средств массовой информации, говорят возможности определения глобальной, региональной, национальной и локальной повестки дня.
Последовательный рост информационных потоков служил и росту влияния средств массовой информации, что, в свою очередь, стимулировало исследовательский интерес к особенностям и факторам, определяющим институт СМИ. Появление сети интернет и формирование новых, нетрадиционных СМИ еще более актуализировало изучение этого феномена.
Господство средств массовой информации вновь вызвало к жизни термин «четвертая власть», которым характеризуется современная их роль. Можно отметить, что ролью СМИ становится не только отражение действительности, но и ее интерпретации и даже формирование по своим желаниям или исходя из своих потребностей. Новый правила игры сформировали феномен «постправды», когда по-настоящему важным становится не то, что произошло на самом деле, а то, какой картинке поверит общество.
В этих условиях исключительно важным представляется возможность контроля со стороны государства основных информационных потоков, что для Российской Федерации открывает перспективу формирования не только национальной или региональной, но и глобальной повестки дня.
Однако государственный контроль имеет свои ограничения, которые могут выражаться в снижении конкуренции, монополии на информирование общества.
В этой связи представляется актуальным исследование вопросов свободы слова в современных российских государственных СМИ.
Степень научной разработанности проблемы. Среди изученных работ можно выделить материалы О. Морозовой, в которых основное внимание уделяется специфике интернет-коммуникации, ее свойствам . И. Якоба осуществляет социолингвистический анализ интернет-коммуникации . А.В. Соколов рассматривает теоретические аспекты социальной коммуникации в условиях информатизации . Е. Горошко анализирует основные характеристики современных интернет-коммуникаций . Ж. Бодрийяр раскрывает вопросы симулякров и симуляций в современном обществе . Различные аспекты социальных отношений в динамике изучают М. Фуко , П. Бурдье .
В целом, анализ выявил недостаток исследований данной темы в плане системного изучения.
Научная новизна работы заключается в попытке комплексного анализа проблем реализации свободы слова в государственных СМИ Российской Федерации в текущих условиях.
Цель работы выявить проблемы реализации свободы слова в государственных СМИ Российской Федерации.
Задачи исследования. Исходя из цели исследования, их можно сформулировать следующим образом:
- проанализировать роль средств массовой коммуникации в социально-политическом манипулировании;
- выявить роль СМИ как способ реализации государственной политики;
- показать формирование СМИ как «четвертой власти» современной России;
- определить роль российских СМИ в политических процессах XXI века.
Объектом исследования являются средства массовой информации.
Предметом исследования выступает сущность прессы как компонента политической публичной сферы.
Материал исследования составили российские средства массовой информации.
Методологические основания исследования составили общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия; частнонаучные методы, например, системный метод, давший возможность проанализировать комплексно влияние СМИ на политические процессы, сравнительный и исторический методы позволили изучить процессы в динамике и эволюции.
Теоретическая ценность и практическая значимость положений и выводов исследования состоит в возможности их использования при подготовке к научным конференциям, лекционным и семинарским занятиям, подготовке к дальнейшим научным исследованиям в данном направлении. Практическая значимость предполагает возможность применять результаты исследования в ходе анализа роли СМИ в России.
Структура работы определяется логикой исследования и включает в себя введение, две главы, включающие шесть параграфов и заключение.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СМИ КАК ИНСТРУМЕНТА В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ
1.1. Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения
К настоящему времени фундаментальная роль СМИ в обществе в стало общим местом. Глобальные исследования показывают, что возможности манипулирования со стороны СМИ становится все сильнее, поскольку все большее число правительств и политических партий используют алгоритмы взаимодействия электронных медиа, автоматизацию и большие данные для манипулирования общественным мнением в огромных масштабах, что имеет крайне тревожные последствия для общества.
Так исследование Оксфордского интернет-института показало, что пропаганда и манипуляции в СМИ и социальных сетях получили широкое распространение в последние годы - в настоящее время рост отмечен более чем в два раза по сравнению с двумя годами ранее. Исследование показывает, что распространение фейковых - фальшивых новостей и ложных рассказов стало новым веянием благодаря глобальному охвату медиа и социальных сетей.
Хотя пропаганда всегда была частью политического дискурса, глубокие и широкомасштабные масштабы этих кампаний вызывают к жизни все новые тренды. Исследователи продолжают называть глобальное использование инструментов и методов пропаганды «критической угрозой» информационной и национальной безопасности.
Использование пропаганды для формирования общественного мнения стало широко распространенным явлением, выходящим далеко за рамки действий нескольких акторов. В информационной среде, характеризующейся большими объемами информации и ограниченными уровнями внимания и доверия пользователей, инструменты и методы пропаганды становятся общей и, возможно, важной частью цифровой кампании и публичной дипломатии.
Организованные кампании по манипулированию, по данным на 2019 год, распространены в 70 странах мира, рост более чем в два раза. Методы, которые, как обнаружили исследователи, используются правительствами и политическими партиями для распространения пропаганды, включают использование ботов для усиления высказываний или других форм манипулирования контентом; незаконный сбор данных или микро-таргетинг; и использование армий «троллей» для запугивания или преследования политических диссидентов или журналистов в Интернете .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации". [Электронный ресурс]URL: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 23.05.2023)
Литература
2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр ; [пер. с фр. А. Кача лова]. — М. : Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. — 240 с.
3. Бурдье П. Социология социального пространства URL: https://socioline.ru/files/5/39/sociologiya_socialnogo_prostranstva.pdf (дата обращения 06. 03.2023)
4. Горошко Е.И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные характеристики (кол. моногр.)//Интернет-коммуникация как новая речевая формация. – М.: ФЛИНТА, Наука, 2012.
5. Журналистика Российской Федерации. [Электронный ресурс]URL: [http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook723/01/part-009.htm (дата обращения: 23.05.2023)
6. Морозова О. Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-kommunikatsii-opredelenie-i-svoystva (дата обращения: 06.03.2023).
7. «Проект»: Гусинский отказался от борьбы за НТВ в обмен на несколько сотен миллионов долларов с сериалов. [Электронный ресурс]URL: [https://novayagazeta.ru/news/2019/02/13/149189-proekt-gusinskiy-otkazalsya-ot-borby-za-ntv-v-obmen-na-neskolko-soten-millionov-dollarov-s-serialov (дата обращения: 23.05.2023)
8. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Михайлов, 2002.
9. Фуко М. Нужно защищать общество URL: https://royallib.com/book/fuko_mishel/nugno_zashchishchat_obshchestvo.html (дата обращения 06. 03.2023)
10. Фуко М. Археология знания URL: https://royallib.com/book/fuko_mishel/arheologiya_znaniya.html (дата обращения 06. 03.2023); Фуко М. Жизнь: опыт и наука URL: https://royallib.com/book/fuko_mishel/gizn_opit_i_nauka.html (дата обращения 06. 03.2023)
11. Якоба И. Особенности интернет-коммуникации (социологический, лингвистический, гендерный аспекты) // Вестник ИрГТУ. 2012. №3 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-kommunikatsii-sotsiologicheskiy-lingvisticheskiy-gendernyy-aspekty/viewer (дата обращения 06. 03.2023)
12. A Brief History of the Russian Media. [Электронный ресурс]URL: [http://www.interpretermag.com/a-brief-history-of-the-russian-media/ (дата обращения: 23.05.2023)
13. Catherine Happer, Greg Philo. The Role of the Media in the Construction of Public Belief and Social Change [Электронный ресурс]URL: [https://jspp.psychopen.eu/article/view/96/37] (дата обращения: 23.05.2023)
14. Christoph Spurk and Dr. Carmen Koch. The Use of Theories of Change in Media and Governance Programmes. [Электронный ресурс]URL: [https://www.shareweb.ch/site/DDLGN/Documents/Theories%20of%20Change_Media%20Programmes%20and%20Research%20Evidence_2019.pdf (дата обращения: 23.05.2023)
15. Katrin Voltmer & Sigrid Koch-Baumgarten. Public Policy and the Mass Media: Influences and Interactions [Электронный ресурс]URL: [https://ecpr.eu/Filestore/WorkshopOutline/7dec5157-b73b-497b-8098-4a10877f0ba8.pdf] (дата обращения: 23.05.2023)
16. The Media’s Role In The Policymaking Process. [Электронный ресурс]URL: [http://www.aalep.eu/media’s-role-policymaking-process (дата обращения: 23.05.2023)
17. Use of social media to manipulate public opinion now a global problem, says new report. [Электронный ресурс]URL: [https://www.oii.ox.ac.uk/news/releases/use-of-social-media-to-manipulate-public-opinion-now-a-global-problem-says-new-report/] (дата обращения: 23.05.2023)
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Ещё одна «точка притяжения». 17.07.2019 - URL: http://rt-online.ru/eshhyo-odna-tochka-prityazheniya/ (дата обращения: 15.04.2023).
2. Кухтенкова Е. Более тысячи африканцев подали заявки на онлайн-курсы по русскому языку. - URL: https://rg.ru/2023/03/23/bolee-tysiachi-afrikancev-podali-zaiavki-na-onlajn-kursy-po-russkomu-iazyku.html (дата обращения: 15.04.2023)
3. Кухтенкова Е. Русист из Турции: Мы живем в мире, где русский язык заброшен в угол. - URL: https://rg.ru/2023/03/07/rusist-iz-turcii-my-zhivem-v-mire-gde-russkij-iazyk-zabroshen-v-ugol.html (дата обращения: 15.04.2023)
4. Кухтенкова Е. Новосибирский вуз открыл в Узбекистане опорные центры, где учит абитуриентов русскому языку . - URL: https://rg.ru/2023/03/30/novosibirskij-vuz-otkryl-v-uzbekistane-opornye-centry-gde-uchit-abiturientov-russkomu-iazyku.html (дата обращения: 15.04.2023)
5. Новоселова Е. "Зайка" вместо "прозаика". Главред "Грамоты.ру" Владимир Пахомов прокомментировал итоги "Тотального диктанта". - URL: https://rg.ru/2023/04/10/zajka-vmesto-prozaika-glavred-gramotyru-vladimir-pahomov-prokommentiroval-itogi-totalnogo-diktanta.html (дата обращения: 15.04.2023)
6. Новоселова Е. Маргарита Русецкая рассказала о московской программе для лауреатов Пушкинского конкурса-2023. - URL: https://rg.ru/2023/01/30/margarita-ruseckaia-rasskazala-o-moskovskoj-programme-dlia-laureatov-pushkinskogo-konkursa-2023.html (дата обращения: 15.04.2023)
7. Новоселова Е. В Армении выберут лучшего учителя русского языка по результатам народного голосования. - URL: https://rg.ru/2023/03/31/v-armenii-vyberut-luchshego-uchitelia-russkogo-iazyka-po-rezultatam-narodnogo-golosovaniia.html (дата обращения: 15.04.2023)
8. Новоселова Е. Мосты искусства: В Таджикистане стартовал международный проект, посвященный русскому языку и культуре. - URL: https://rg.ru/2023/03/11/mosty-iskusstva-v-tadzhikistane-startoval-mezhdunarodnyj-proekt-posviashchennyj-russkomu-iazyku-i-kulture.html (дата обращения: 15.04.2023)
9. О газете «РТ». - URL: http://rt-online.ru/redaktsiya/ (дата обращения: 15.04.2023)